Файл: Специфика физкультурно-спортивной работы с детьми различного социального уровня.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характер взаимоотношений между тренером и юными спортсменами во многом зависит от субъективной оценки последними личности и деятельности тренера, от сплоченности детского спортивного коллектива и его роли в формировании интереса у детей к спорту. Авторитет тренера основывается на следующих основных принципах поведения:

- любить и понимать воспитанника;

- защищать его интересы;

- быть заботливым, держать связь с родителями;

- быть выдержанным;

- развивать самообладание, способность внимательно и терпеливо выслушивать юного спортсмена в любой ситуации;

- вырабатывать в себе чувство юмора, умение разряжать напряженную обстановку шутливой репликой, добродушным замечанием;

- прощать несущественные ошибки, которые допущены бессознательно, без злого умысла;

- никогда не повышать голоса.

Это принесет двойную пользу: тренеру поможет «сохранить» нервы, юному спортсмену — выработать привычку к корректному поведению даже в конфликтной ситуации; воздерживаться от резкой критики подростка в присутствии товарищей; уметь признаваться в ошибке, если она допущена, и извиняться, если вы виноваты. Признание ошибки лишь укрепляет уважение юных спортсменов к тренеру и приучает к самокритике, честности.

Авторитет тренера детского спортивного коллектива имеет огромное педагогическое значение. Чем авторитетнее тренер, тем большее влияние оказывает он и на своих воспитанников, и на тех ребят, которые только присматриваются к занятиям. То, что говорит авторитетный тренер, оценивается как важное, а потому и гораздо лучше воспринимается.

Для многих ребят, нашедших свое призвание в занятиях спортом, уважаемый, авторитетный тренер выступает в качестве идеала, которому ОНИ стремятся следовать в жизни. Таким образом, во взаимоотношениях тренеров с юными спортсменами ведущая роль принадлежит тренеру. Уровень развития положительных личностных, качеств тренера — важнейшее условие нормализация взаимоотношений с юными спортсменами, а следовательно, и повышение эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса. Юные спортсмены очень ценят у тренера энергичность. Энергичны те тренеры, которые активно участвуют во всем комплексе дел спортивной команды, используя при этом личное спортивное мастерство, находчивость, организаторские способности. Наряду с этим юные спортсмены к числу наиболее важных качеств, определяющих взаимоотношения между ними и тренерами, относят твердость характера, принципиальность. Необходимыми они считают качества, определяющие отношение самого тренера к ним:


-понимание их психологии,

-тактичность,

-доброжелательность,

-внимательность,

-терпеливость.

Высокое педагогическое мастерство тренера опирается на развитые педагогические способности - т. е. на совокупность психических свойств личности, являющихся предпосылкой успешной педагогической деятельности. Педагогические способности не тождественны не только педагогическим знаниям. Навыкам и умениям, но и педагогическому опыту тренера. Чем способнее тренер, тем быстрее вырабатываются у него навыки и умения педагогической деятельности. Способности облегчают овладение педагогической деятельностью, а занятия этой деятельностью развивают педагогические способности. Педагогические способности развиваются на базе общих способностей, однако в общих способностях в деятельности тренера отражается структура педагогической деятельности с её специфическим объектом - личностью юного спортсмена.

2.Виды педагогических способностей

Виды педагогических способностей. В структуру педагогических способностей входят следующие их виды: Перцептивные способности включают педагогическую наблюдательность, позволяющую проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видеть тенденции изменения его личности, подмечать положительные качества и максимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и склонности, привязанности, наиболее авторитетных для него лиц и использовать их влияние в педагогическом процессе. Педагогически направленное внимание позволяет отбирать факты, необходимые в работе с юными спортсменами, за каждым поступком и действием подростка видеть педагогическую ситуацию, требующую тщательного анализа. Распределенное внимание позволяет не упускать из поля зрения группу в целом и каждого воспитанника в отдельности, сочетать фронтальную работу с индивидуальной.

Конструктивные способности являются условием успешного проектирования и формирования личности в коллективе юных спортсменов. Благодаря им тренер способен предвидеть результаты своей деятельности, предугадывать поведение воспитанника в педагогических ситуациях. Этому способствует педагогически направленное воображение и педагогический склад ума. Конструктивные способности помогают тренеру анализировать педагогическую ситуацию и выбирать единственно верное в каждом случае средство воздействия на личность и коллектив.


Дидактические способности позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал, соответствующим образом конструируя его и адаптируя к особенностям личности воспитанников, стимулировать их самостоятельную мысль, мобилизовывать внимание, преодолеет расслабленность, вялость и апатию на занятиях. Эти способности помогают тренеру постоянно совершенствовать методы передачи знаний юным спортсменам, экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном с педагогической точки зрения выражения своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с помощью речи, мимики и пантомимики.

Речь тренера всегда должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Большое значение имеет культура речи, хорошая дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических погрешностей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимика оживляют речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен разнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.

Коммуникативные способности помогают тренеру устанавливать с воспитанниками наиболее благоприятные взаимоотношения. Коммуникативность тренера наиболее ярко проявляется в его педагогическом такте, умении избегать конфликтов, как с юными спортсменами, так и среди них. В коммуникативных способностях большое место занимает эмпатия, т. е. способность эмоционально отзываться на переживания других людей. Коммуникативные способности проявляются в общении не только с юными спортсменами, но и со всеми, кто может быть привлечен к воспитательной работе с детскими спортивными коллективами.

Организаторские способности тренера проявляются в организации жизни и быта юных спортсменов, их учебы, труда, отдыха, в деловитости при проведении всевозможных мероприятий, в установлении деловых внутри коллективных связей и отношений. Они включают способность оценивать обстановку, принимать решения и добиваться их исполнения. Организаторские способности зависят от целого комплекса личностных качеств тренера.

Академические способности необходимы тренеру для постоянного совершенствования в области психологии и педагогики, внедрения в свою деятельность научно-исследовательских методов работы. Специальные способности. Всестороннее совершенствование педагогической деятельности тренера связано с развитием его способностей к тому или иному виду спорта. Если у тренера есть также способности к живописи, музыке, технике, то, включая их в свою деятельность, он обогащает свои педагогические способности, расширяет диапазон воспитательного воздействия на юного спортсмена. Талантливые тренеры обладают многими специальными способностями, т. е. их общая и специальная одаренность и педагогические способности составляют единое целое. Авторитарные способности заключается в умении быстро завоёвывать авторитет, это способность к волевому влиянию на воспитанников. Для завоевания авторитета тренером большую роль играет знание им своего дела, серьёзное отношение к работе и заинтересованность в её результатах. Личностные способности или педагогический такт. Такт заключается, прежде всего, в умении соблюдать чувство меры в отношениях с воспитанниками, особенно при проявлении требовательности, которую всегда следует сочетать с уважением и заботой о спортсменах. Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога.


Формирование и компенсация способностей. Многообразие педагогических способностей и связь их с другими способностями расширяют возможности компенсации недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля деятельности тренера. Опыт показывает, что не у всех тренеров одинаково развиты все педагогические способности. Нередко одно-два наиболее проявляющихся качества определяют мастерство тренера. Недостающие же качества могут быть либо развиты, либо компенсированы.

Практически неограниченные компенсаторные возможности человеческого организма и почти полное отсутствие некомпенсируемых качеств в личности тренера дают основание считать, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей, а достигается в результате формирования и совершенствования педагогических способностей.

Личность выражается, прежде всего, в мотивах ее деятельности. Профессионально значимыми мотивами деятельности тренера являются интерес к спорту и физической культуре, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию в нем, любовь к детям, глубокая убежденность, а большой общественной важности занятий спортом для подростков и детей, чувство долга и ответственности за качество своей работы. В университете создана сетевая площадка для исследований, выстроены надежные партнерские отношения с ведущими учеными России. Коллективом ученых в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» разработан проект «Многомерная модель подготовки полифункционального специалиста нового типа», что позволяет создать теоретико-методологическу базу создания системы подготовки полифункционального педагога содействовать формированию системы подготовки полифункционального педагога для современных школ в качестве условия обеспечения качественного инклюзивного образования.

дальнейших исследований в области сконструировать инновационную модель механизм формирования. Создание кафедры как продвижение интегрированной системы исследований, обучения, информации и документации в сфере подготовки и развития учителей как совместная работа преподавателей, ученых и административно-управленческого персонала университетов во всех странах мира и внесет значительный вклад для всего академического сообщества. Сравнительный анализ национального и международного опыта в области профессиональной подготовки учителей сельских школ, нацеленные на проведение образовательного процесса в сельских школах, подготовку преподавателей, исследователей и студентов, а также директоров и учителей сельских школ показывает глобальное видение проблемы многими учеными мира межуниверситетской сети кафедр.


2. Цели и задачи воспитания при занятиях физической культурой и спортом
Целеполагание как ведущий компонент педагогической деятельности в физической культуре и спорте. Двуединая направленность целей учебно-воспитательного процесса в спорте:
а) подготовка через спортивную деятельность к жизни и последующему профессиональному труду;
б) повышение спортивных результатов.
Специфика цели воспитания в физическом воспитании и спорте. Конкретизация задач и содержания физического воспитания. Формирование физической культуры личности (концепции МЛ. Виленского, Ю.М. Николаева и др.). Характер воспитательных задач, решаемых в процессе занятий, и их особенности в зависимости от: содержания и направленности занятий; конкретных условий их проведения; вида спорта; возраста, состояния здоровья и уровня подготовленности занимающихся.
3.Структура и содержание воспитательного процесса
Структурные компоненты воспитательного процесса: определение цели, совокупности и последовательности воспитательных задач для ее достижения; знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; владение всеми методами и широким арсеналом методических приемов; наличие плана воспитательной работы и соблюдение всех принципов воспитания; организация места и средств педагогического воздействия; организация форм и характера общения.
Содержание воспитательной работы по направлениям: формирование нравственного сознания - знаний, взглядов, убеждений, мировоззрения; формирование опыта поведения и общения; формирование положительных чувств и переживаний, связанных с физкультурно-спортивной деятельностью, содействие развитию личностных качеств - волевых, нравственных, трудовых и эстетического восприятия двигательных действий.
4.Специфика использования принципов и методов воспитания
Принципы воспитания. Факторы, определяющие выбор методов и методических приемов в физкультурно-спортивной деятельности. Методы воспитания. Диагностика уровня воспитанности спортсменов и требования к планированию воспитательной работы с ними.
5.Система средств воспитания в физической культуре и спорте
Физическая культура и спорт как средство педагогической коррекции отклоняющегося и девиантного поведения молодежи. Привлечение ветеранов спорта к воспитанию юных спортсменов. Спортивные праздники, спортивные лагеря, спортивные викторины и конкурсы, театры спорта как средства воспитания.
6.Особенности самовоспитания в спорте
Самовоспитание и самообразование как сознательная практическая деятельность, направленная на реализацию потенциальных возможностей и личностных качеств спортсмена. Условия, обеспечивающие самовоспитание. Роль спортивного педагога в процессе самовоспитания, оказание помощи каждому воспитаннику при составлении программы по самовоспитанию и координация побуждающих мер по ее исполнению. Ведение личных дневников как условие самоконтроля и повышения мотивации к выполнению программы. Усиление роли самовоспитания по мере взросления спортсмена и роста его спортивного мастерства. Особенности самовоспитания в реабилитационных занятиях и в инвалидном спорте. Самопознание как компонент самовоспитания. Педагогическое руководство самовоспитанием в спорте.
7.Специфика коллективных взаимоотношений при занятиях физической культурой и спортом
Характеристика спортивного коллектива, его основные функции. Особенности спортивного коллектива. Воспитание личности в физкультурном, спортивном коллективе. Значение коллектива для решения учебно-воспитательных задач при занятиях физической культурой и спортом. Особенности целеориентирования в спортивном коллективе: индивидуальные спортивные цели, общеколлективные.
Концепция ценностного обмена. Влияние групп разного уровня развития на поведение личности и межличностные отношения. Проблема социальной и спортивной адаптации в группе. Формирование коммуникативно целесообразных взаимоотношений молодых спортсменов и ветеранов в спортивных командах. Проблема лидерства в спорте. Взаимодействие тренера с лидерами спортивных групп и команд. Социально-психологические феномены детского спортивного коллектива. Этапы развития детского спортивного коллектива. Воспитательные возможности спортивных команд в различных видах спорта. Особенности педагогического руководства. Стили руководства спортивной группой и их эффективность.
8. Реализация задач комплексного подхода к формированию личности при занятиях физической культурой и спортом
Специфичность задач воспитания по направлениям: нравственному, трудовому, интеллектуальному, эстетическому. Влияние эстетических взглядов и убеждений спортсменов на их нравственное поведение. Особенности гражданского и патриотического воспитания в спорте в современных условиях. Физическая культура и спорт как средство интернационального воспитания. Экологическое и валеологическое воспитание как новое направление в физкультурно-спортивном воспитании. Концепция А.А. Сидорова о военно-спортивном воспитании. Формирование ценностей и идеалов олимпизма как средства нравственного воспитания (концепция В.И. Столярова).
Обеспечение единства требований различных социальных институтов, работающих с детьми (школа, семья, спортивный клуб).
9.Особенности педагогической работы с различными возрастными и социальными категориями населения
Специфика педагогического взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности. Андрагоническая деятельность в области ветеранского спорта, ее специфика и особенности. Физическая культура и спорт как альтернатива социально неблагоприятным факторам воздействия на молодое поколение: различие в менталитете, социальном статусе. Особенности воспитания детей с учетом этнокультурного компонента. Модель эффективного педагогического взаимодействия с одаренными детьми в физкультурно-спортивной деятельности. Специфика физкультурно-спортивной работы с детьми различного социального уровня (детские дома, интернаты, спецшколы). Особенности работы спортивного педагога в качестве персонального тренера.
10.Спортивно-патриотическое воспитание личности
Сущность спортивно-патриотического воспитания. Состояние патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта. Цели, задачи и основные принципы формирования спортивно-патриотического воспитания. Образование как средство и форма патриотического воспитания
Специфика деятельности и требования к личности специалиста в области физической культуры и спорта