Файл: Специфика физкультурно-спортивной работы с детьми различного социального уровня.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 397
Скачиваний: 12
1.Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности специалиста как отражение специфики физкультурно-спортивной деятельности.
Концепции профессионально-педагогической компетентности и мастерства специалиста в области физической культуры и спорта М.В. Прохоровой, С.Д. Неверковича, Т.А. Маркиной, Т.Э. Кругловой, Г.И. Хозяинова, В.Н. Зай-ченко и др. Критерии оценки компетентности по основным блокам: стратегическому, организаторскому, коммуникативному.
Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры, тренера по виду спорта, спортивного менеджера, преподавателя физического воспитания вуза и др. Педагогический авторитет и его показатели. Педагогическая культура специалиста: двигательная и речевая культура как основные составляющие компоненты. Индивидуальный стиль деятельности, общения, руководства.
Профессиональная некомпетентность, дезадаптация, деформация, их причины и показатели.
2. Физкультурно-спортивная ориентация как составная часть педагогической направленности личности спортивного педагога.
Физкультурная направленность личности и ее составляющие - ориентация на здоровый образ жизни, укрепление здоровья, коррекцию телосложения и т.п. Спортивная ориентация как выраженное стремление к поддержанию спортивной формы, стремление выступать в спортивных соревнованиях ветеранов.
Педагогическая позиция специалиста в области физической культуры и спорта. Новаторы, передовики, умеренные, консерваторы (по Е.В. Корнеевой) и их отношение к нововведениям в области физической культуры и спорта.
Творческая стратегия поведения и деятельности педагога.
3.Проектирование в физкультурном образовании.
Возможности проектно-программного подхода в решении актуальных
проблем физической культуры и спорта. Проблема представленности проектирования в нормативном педагогическом знании. Методологические аспекты проектирования в педагогическом производстве. Теоретико-методологические основы проектной культуры спортивного педагога
4. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте.
Специфические особенности деятельности как в физическом воспитании, так и в спорте вызваны разницей в условиях, целях, мотивах, средствах и достигаемых результатах.
Однако и в том и в другом случае предметом ее является человек, занимающийся физическими упражнениями.
Необычное по интенсивности и длительности физическое и психическое напряжение — это еще одна общая особенность. Занимаясь физическими упражнениями, человек испытывает напряжение, превышающее обычные, повседневные нормы. Часто, особенно в спорте, эти напряжения могут быть даже предельными. Важно отметить, что разумное систематическое использование таких физических и психических напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они становятся привычными. Это, несомненно, положительный эффект, так как он способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, развитию физических и психических качеств, а в спорте — росту спортивных результатов.
Только к спорту относится исключительная особенность: известно, что сущность спортивной деятельности — соревнование. Без соревнований нет спорта. Участие человека в соревнованиях выражает его стремление к достижению наивысшего спортивного результата в борьбе с другими людьми.
Заключение
Цели деятельности в физическом воспитании и спорте объединяются общей направленностью: формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, нравственное, этическое и эстетическое развитие. В каждой сфере своя направленность: в физическом воспитании — обеспечение как физического и духовного развития, так и профессионально-прикладной подготовленности к труду, усвоение правил, норм и закономерностей двигательной активности в различных условиях реальной действительности; а в спорте — достижение максимально высокого спортивного результата, развитие специальных способностей, необходимых для занятия определенным видом спорта.
Мотивы деятельности в физическом воспитании и спорте, как и в любом другом виде деятельности, формируются в процессе развития, создающем личность человека, в связи с накоплением знаний, умений и навыков при занятиях физической культурой или спортом.
В процессе развития мотивационной сферы человека особую роль играют первичные мотивы.
Из потребности в движении рождается мотив эмоциональной привлекательности физических упражнений, в основе которого — механизмы переживания удовлетворения от процесса выполнения упражнений. Значительную роль в нашей жизни играет потребность в сохранении здоровья, жизни, в результате чего рождаются мотивы укрепления здоровья, физического развития собственного тела, развития силы, ловкости и выносливости.