Файл: Методические рекомендации для студентов спо техникума транспорта г. Орска по выполнению самостоятельной работы.pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Техникум транспорта г. Орска имени Героя России С.А. Солнечникова»
Методические рекомендации для студентов СПО Техникума
транспорта г.Орска по выполнению самостоятельной работы
дисциплины ОДП.10 математика
Преподававтель: Ткаченко Т.В. г. Орск 2016г.
2
1.ВВЕДЕНИЕ
Методические пособие разработано в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов для учреждений, реализующих программы общего образования.
Методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов 1 курса по специальности СПО по математике: «Алгебра и начала анализа» по учебнику 10-11 класс (профильный уровень) автораА.Г. Мордкович.и др., по геометрии 10-11 класс под редакцией Атанасяна Л.С., элементы теории вероятности и комплексные числа, а также для осуществления контроля над знаниями, умениями и навыками.
В данное методическое пособие включены проверочные работы, самостоятельные работы, за 1 и 2 полугодие.
Данное пособие предназначено для студентов 1 курса СПО всех специальностей, а также для преподавателей математики.
Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа по математике – спланированное, организованное и контролируемое мероприятие, выполняемое по тщательно разработанным заданиям преподавателя. Разрабатывая задания, преподаватель должен
3 учитывать профильную направленность изучения дисциплины, предельный объем заданий, оптимальные затраты времени на их выполнение, типичные ошибки при выполнении различных видов работ, причины их возникновения и способы устранения, вариативность заданий, уровень обученности студентов, особенности и способности обучающихся.
Внеаудиторная самостоятельная работа по математике – спланированное, организованное и контролируемое мероприятие, выполняемое по тщательно разработанным заданиям преподавателя. Разрабатывая задания, преподаватель должен учитывать профильную направленность изучения дисциплины, предельный объем заданий, оптимальные затраты времени на их выполнение, типичные ошибки при выполнении различных видов работ, причины их возникновения и способы устранения, вариативность заданий, уровень обученности студентов, особенности и способности обучающихся.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу по
математике это 50 % от общего количество часов.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы
могут быть:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника,первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста;графическое изображение структуры текста; конспектирование текста;выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление снормативными документами; учебно - исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернетаи др.;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектомлекции
(обработка текста); повторная работа над учебным материалом(учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- ивидеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблицдля систематизации учебного материала; изучение нормативныхматериалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработкатекста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент – анализи др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематическихкроссвордов; тестирование и др.;
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационныхпроизводственных
(профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ
(проектов); экспериментально - конструкторская работа; опытно - экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно - оздоровительного характера; рефлексивный анализ
4 профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Уровни самостоятельной работы.
Следует выделить пять уровней самостоятельной работы обучаемых. За основу каждого уровня взято соотношение воспроизводящих и творческих процессов в деятельности учащихся. Студенту предоставляется возможность работать на том уровне, который для него приемлем в настоящее время. Иными словами, создаются условия для положительной мотивации процесса учения и развития способностей.
Каждый из уровней должен быть обеспечен как можно большим набором самостоятельных заданий различных форм. Это позволяет избежать монотонности в работе, делает студенческие работы оригинальными.
Первый уровень самостоятельных работ - дословное и преобразующее воспроизведение информации.
Второй уровень - самостоятельные работы по образцу. Это составление вопросов к текстам лекций по предложенным образцам. Разные по сложности, разнообразные по характеру и форме образцы вопросов направляют мышление студентов на поиски ответов, а затем и на самостоятельную формулировку вопросов, что является приобщением к умственному труду. Другая форма самостоятельных заданий этого уровня - составление тестовых заданий по предложенным правилам.
Третий уровень - реконструктивно-самостоятельные работы: преобразование текстовой информации в структурно-логические графы, составление кроссвордов, интервью, анкет, рассказов, преобразование типовых задач. Работы этого типа учат обобщать явления.
Четвертый уровень - эвристические самостоятельные работы. Такие задания направлены на разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем.
Пятый уровень - творческие (исследовательские) самостоятельные работы: написание работы с включением в нее форм заданий второго, третьего и четвертого уровней.
5
2.Организация и руководство внеаудиторной
самостоятельной работой студентов
1. При предъявлении видов заданий на внеаудиторнуюсамостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированныйподход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторнойсамостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнениюзадания, который включает цель задания, его содержание, срокивыполнения, ориентировочный объем работы, основные требования крезультатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажапреподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках,встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводитсяпреподавателем за счет объема времени, отведенного на изучениедисциплины.
2. Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельнойработы и при необходимости преподаватель может проводить консультацииза счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
3. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуальноили группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретнойтематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня уменийстудентов.
4. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работыстудентов может осуществляться в пределах времени, отведенного наобязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторнуюсамостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить вписьменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
5. В качестве форм и методов контроля внеаудиторнойсамостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарскиезанятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольныеработы, защита творческих работ и др.
6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельнойработы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания привыполнении практических задач;
- сформированностьобщеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
6
3.Виды самостоятельных работ по дисциплине «Математика»
Можно предложить следующие виды самостоятельной работы студентов по математике:
решение заданий по образцу;
опережающие домашние задания;
выполнение заданий по алгоритму;
типовые расчеты;
решение экзаменационных вариантов, в том числе ЕГЭ;
составление алгоритмов для типовых заданий;
составление и решение самостоятельно составленных заданий;
выполнение расчетно-графических работ;
составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала;
составление теста и эталона к нему;
ответы на контрольные вопросы;
составление или решение математического кроссворда на математические понятия, определения и т.п.;
творческие работы (реферат, доклад, сообщение, сочинение);
изготовление геометрических фигур;
разработка проекта, включающего элементы самостоятельного исследования и направленного на поиск новых методов решения поставленных задач (например,
«Математика в моей профессии»).
7
4.Организация самостоятельной работы по дисциплине
«Математика»
Организация самостоятельной работы студентов техникума требует определенного алгоритма (программы действий), который разрабатывается преподавателем. Этот алгоритм может отличаться в зависимости от профиля получаемого образования, от конкретной группы, и т.п. Предлагаем общий подход по созданию такого алгоритма организации самостоятельной работы по математике.
1. Преподаватель математики изучает квалификационную характеристику специалиста для выявления профессиональных компетенций, анализирует учебный план, Государственный стандарт.
2. Преподаватель заранее готовит инструкции (методические рекомендации) по выполнению каждой самостоятельной работы, определяет качественно- количественные критерии;
3. В начале учебного года (на первом занятии) преподаватель знакомит учащихся со структурой построения всего курса дисциплины «Математика», в которую должна быть органично вписана самостоятельная работа. Каждый студент после такого занятия должен понимать, сколько самостоятельных работ ему предстоит выполнить в период изучения дисциплины и каким образом он будет отчитываться перед преподавателем. Можно составить таблицу, по которой студенту легко будет ориентироваться по темам курса, видам самостоятельных работ, срокам выполнения.
4. Рекомендуется ведение отдельной тетради для выполнения всех предусмотренных рабочей программой самостоятельных работ.
5. Любая самостоятельная работа дается на определенный срок (день, неделя,…). Если работа в срок не выполнена, то она оценивается меньшим количеством баллов.
6. Непосредственно перед выполнением самостоятельной работы преподавателю необходимо провести консультацию-инструктаж.
7. При подборе индивидуальных заданий важно соблюдать дифференцированный подход.
8.
Важным элементом при организации самостоятельной работы является контроль по выполнению всех видов работ.
8
5.Критериями оценки результатов самостоятельной работы
студентов являются:
уровень усвоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность ключевых (общеучебных) компетенций;
обоснованность и четкость изложения материала;
уровень оформления работы.
9
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методические рекомендации по работе с текстом
Основные виды систематизированной записи текста
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана.
При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от обучающегося целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.