Файл: Педагогические проблемы методического характера в деятельности воспитателя доо и формулировка способов их решения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средний дошкольный возраст – время расцвета сюжетно-ролевой игры, в которой дети отражают различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, содержание любимых произведений, кинофильмов. Большая часть атрибутов храниться в специальных коробках, пластиковых цветных контейнерах, оформление и надпись на которых оказывают ребенку помощь в узнавании игры.
Материал и оборудование расположены по следующим центрам:
1. Центр сюжетно-ролевой игры. Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения.
– сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров;
– разнообразные виды транспорта;
– игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности);
– стационарная кукольная мебель (кухня, комната, спальня), мебель для игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»;
– атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Гараж» и пр.;
– наборы образных игрушек небольшого размера для режиссерских игр (человечки, солдатики, герои мультфильмов).
2. Центр «Грамотности». Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову.
1. Книжный уголок:
– художественная литература соответственно возрасту и тематике;
– книжки-малышки;
– детские журналы;
– серии сюжетных картинок;
– тематические альбомы;
– детские рисунки;
– увлечения детей (открытки, календари);
– иллюстрации писателей и их произведений.
2. Речевое развитие:
– дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово», «Придумай рассказ»;
– схемы-модели для составления разных видов рассказов.
3. Центр строительно-конструктивных игр. Содействовать развитию разных видов конструирования.
– крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый);
– разные виды среднего по размеру конструктора;
– настольный мелкий деревянный конструктор;
– разнообразные игрушки и транспорт для обыгрывания построек;
– тематические конструкторы;
– схемы построек.
4. Центр предматематического развития. Активизация познавательной деятельности, развитие познавательных процессов.
1. Формирование элементарных математических представлений;
– дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу), на воссоздание целого из частей типа «Танграм», на сериацию по разным свойствам, игры на счет;
– геометрические фигуры и тела;
– цифровой ряд от 0-9;
– демонстрационный материал по формированию элементарных математических представлений.
2. Развивающие игры:
– развивающая игра Никитиных «Сложи узор»;
– дидактические игры «Ассоциации», «Четвертый лишний», «Найди отличия».
5. Центр познавательной практической деятельности. Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем.
1. Лаборатория:
– емкости для игр с водой, песком природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны;
– элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие; вспомогательное оборудование: воронки, лейки; специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы; -карточки-схемы проведения опытов.
Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.
Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные игры «Найди недостающую фигуру», «Чего не стало?», «Что общего?», игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр.
6. Экологический центр. Формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.
Комнатные растения: бальзамин, колеус, аукуба, китайский розан, бегония, герань, агава, аспарагус.
Календарь природы и погоды.
Зимний огород: посевы семян гороха, кабачков и пр., посадки луковиц.
Ветки деревьев (конец февраля): тополь, береза, сирень; рисунки детей, в которых отражаются наблюдения детей за ходом распускания веток.
Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи);
Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, стаканчики для посадки рассады.
Альбомы «Времена года».
Дидактические игры.
Природный и бросовый материал.
7. Центр творчества
Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности:
– изобразительные материалы: наборы карандашей, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин;
– кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр.;
– трафареты, лекало;
– альбомы для раскрашивания;
– бумага разного качества;
– печатки, губки, ватные тампоны, штампы, стеки;
– материалы для разных техник рисования;
– природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с воспитателем: катушки, верёвки, коробки, солома, каштаны, жёлуди и пр.;
– поделки из природного и бросового материала;
– стенка для выставки детских работ;
– мольберт.
8. Театрально-музыкальный центр. Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке.
Музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка); игрушка комбинированная с кнопками; не озвученные игрушки-самоделки.
Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабан, колокольчики, дудочка, маракасы.
Театр игрушки, настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на палочках», «на перчатке», театр Петрушек, театр теней.
Ширмы, фланелеграф.
Элементы костюмов, полумаски.
Уголок краеведения (этнографии).
Формирование интереса к национальными общечеловеческим
Генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя). Альбомы о городе. Иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора ценностям, культурным традициям народа. (стихи, сказки).
Иллюстрированные книги о белорусских городах, с произведениями народного искусства, белорусских авторов, белорусские игрушки.
Кукла в белорусском костюм.
Альбомы «Моя Беларусь».
Настольно-печатные игры «Мой город», «Моя улица».
Образцы белорусской посуды, одежды.
Декоративно-прикладное искусство Беларуси.
Примечание: содержание уголка динамично и зависит от темы недели.
9. Центр развития движений. Развитие интереса к физической культуре, обогащение двигательного опыта.
1.Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс;
2.Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия. 3.Дидактические игры по физической культуре – шапочки, медальки для подвижных игр.
10. Уголок безопасности
Формирование умений применять в повседневной жизни доступные правила безопасности.
Элементарные макеты дороги, домов.
Наборы машинок.
Дорожные знаки.
Настольно – печатные игры, атрибуты для игры «Пожарные». 5. Тематические альбомы с видами различного транспорта.
11. Уголок уединения
Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы
1. Легкая воздушна беседка из прозрачной ткани
2.Подушки
3.Мягкие игрушки
12. Уголок дежурных. Овладение простейшими процессами хозяйственно-бытового труда.
Фартуки.
Щетки- сметки.
Совки.
Карточки учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям.
13. Уголок труда. Формирование представлений о значимости хозяйственно-бытового труда в жизни людей.
Фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем). Уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки Альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых. Игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы.
6. Наблюдение за организацией функционирования предметно-развивающей среды ДОО
Проанализировав РППС групп среднего дошкольного возраста хочется отметить, что оборудование групповых пространств соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, отсутствуют физические, психологические и нравственные риски игровой продукции для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, промаркирована.
В группах создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Оборудованы физкультурные уголки. Также имеется возможность для уединения (в двух группах созданы уголки уединения). В центрах детской активности имеются в достаточном количестве игрушки, пособия, строительной материал.
Но также хочется отметить, что развивающих пособий, дидактических игр, мягких игровых модулей, динамических игрушек, различных видов театра недостаточно. Передвижные ширмы отсутствуют. В одной группе зонирование среды распределено нецелесообразно и не продумано. Принцип доступности реализован частично (имеются закрытые полки, шкафы, очень много закрытых коробок). Не используются материалы для практических упражнений: песок, вода.
Оснащение центров активности периодически меняется в зависимости от темы недели, интереса детей и в соответствии с климатическими особенностями. Появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающие среды группы являются вариативными. Но в некоторых группах прослеживается хаотичное расположение дидактических и развивающих материалов.
В средних группах также не хватает мягких модулей, легких передвигающихся ширм, которые позволят детям самостоятельно выстраивать свою деятельность.
В целом развивающая предметно-пространственная среда групп обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, но РППС недостаточно: содержательно насыщена, трансформируемая, полифункциональная, вариативна, доступна.
Наблюдения за организацией режимных моментов, самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах показали, что воспитателями используются все возможности предметно-пространственной среды группы для реализации образовательных задач по всем направлениям: социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию. Но не всегда дети используют весь образовательный потенциал среды в самостоятельной деятельности, так как некоторые центры активности расположены в закрытых полках и высоко.
7. Составление перспективно-тематического планирования, разработка сетки занятий. Анализ планирования.
Перспективное тематическое планирование на 2022-2023 учебный год в средней группе Краевого государственного общеобразовательного автономного учреждения «Центр образования Эврика»
Название месяца | Недели | Тема |
Сентябрь | 1 неделя | «Мой детский сад» |
2 неделя | «Осень. Осенние дары» | |
3 неделя | «Игрушки» | |
4 неделя | «Золотая осень» | |
Октябрь | 1 неделя | «Домашние животные» |
2 неделя | «Я-человек» | |
3 неделя | «Труд взрослых. Профессии» | |
4 неделя | «Транспорт» | |
Ноябрь | 1 неделя | «Дикие животные» |
2 неделя | «Наши добрые дела учимся дружить» | |
3 неделя | «Музыка» | |
4 неделя | «Моя семья» | |
Декабрь | 1 неделя | «Я в обществе этикет, эмоции» |
2 неделя | «Зимушка-зима» | |
3 неделя | «Мой дом» | |
4 неделя | «Новый год» | |
Январь | 1 неделя | «Играй, отдыхай» |
2 неделя | «Мир предметов вокруг нас» | |
3 неделя | «Мальчики и девочки» | |
4 неделя | «Русское народное творчество» | |
Февраль | 1 неделя | «Мир животных и птиц» |
2 неделя | «Неделя безопасности» | |
3 неделя | «Защитники Отечества» | |
4 неделя | «Я в обществе» | |
Март | 1 неделя | «8 марта. О любимых мамочках» |
2 неделя | «Мы помощники. Что мы умеем» | |
3 неделя | «Книжкина неделя» | |
4 неделя | «Моё город. Моя малая Родина» | |
Апрель | 1 неделя | «Растём здоровыми» |
2 неделя | «Неделя космоса» | |
3 неделя | «Весна-красна» | |
4 неделя | «Птицы» | |
Май | 1 неделя | «Мир вокруг нас» |
2 неделя | «Моя страна. Моя Родина» | |
3 неделя | «Зелёные друзья» | |
4 неделя | «Следопыты» | |
5 неделя | «Здравствуй лето» |