Файл: Педагогические проблемы методического характера в деятельности воспитателя доо и формулировка способов их решения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Средний дошкольный возраст – время расцвета сюжетно-ролевой игры, в которой дети отражают различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, содержание любимых произведений, кинофильмов. Большая часть атрибутов храниться в специальных коробках, пластиковых цветных контейнерах, оформление и надпись на которых оказывают ребенку помощь в узнавании игры.

Материал и оборудование расположены по следующим центрам:

1. Центр сюжетно-ролевой игры. Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения.

– сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров;

– разнообразные виды транспорта;

– игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности);

– стационарная кукольная мебель (кухня, комната, спальня), мебель для игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»;

– атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Гараж» и пр.;

– наборы образных игрушек небольшого размера для режиссерских игр (человечки, солдатики, герои мультфильмов).

2. Центр «Грамотности». Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову.

1. Книжный уголок:

– художественная литература соответственно возрасту и тематике;

– книжки-малышки;

– детские журналы;

– серии сюжетных картинок;

– тематические альбомы;

– детские рисунки;

– увлечения детей (открытки, календари);

– иллюстрации писателей и их произведений.

2. Речевое развитие:

– дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово», «Придумай рассказ»;

– схемы-модели для составления разных видов рассказов.

3. Центр строительно-конструктивных игр. Содействовать развитию разных видов конструирования.

– крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый);

– разные виды среднего по размеру конструктора;

– настольный мелкий деревянный конструктор;

– разнообразные игрушки и транспорт для обыгрывания построек;

– тематические конструкторы;

– схемы построек.

4. Центр предматематического развития. Активизация познавательной деятельности, развитие познавательных процессов.

1. Формирование элементарных математических представлений;

– дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу), на воссоздание целого из частей типа «Танграм», на сериацию по разным свойствам, игры на счет;


– геометрические фигуры и тела;

– цифровой ряд от 0-9;

– демонстрационный материал по формированию элементарных математических представлений.

2. Развивающие игры:

– развивающая игра Никитиных «Сложи узор»;

– дидактические игры «Ассоциации», «Четвертый лишний», «Найди отличия».

5. Центр познавательной практической деятельности. Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем.

1. Лаборатория:

– емкости для игр с водой, песком природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны;

– элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие; вспомогательное оборудование: воронки, лейки; специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы; -карточки-схемы проведения опытов.

Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.

Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные игры «Найди недостающую фигуру», «Чего не стало?», «Что общего?», игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр.

6. Экологический центр. Формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.

Комнатные растения: бальзамин, колеус, аукуба, китайский розан, бегония, герань, агава, аспарагус.

Календарь природы и погоды.

Зимний огород: посевы семян гороха, кабачков и пр., посадки луковиц.

Ветки деревьев (конец февраля): тополь, береза, сирень; рисунки детей, в которых отражаются наблюдения детей за ходом распускания веток.

Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи);

Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, стаканчики для посадки рассады.

Альбомы «Времена года».

Дидактические игры.

Природный и бросовый материал.

7. Центр творчества

Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности:

– изобразительные материалы: наборы карандашей, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварель, пластилин;

– кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр.;

– трафареты, лекало;

– альбомы для раскрашивания;

– бумага разного качества;

– печатки, губки, ватные тампоны, штампы, стеки;

– материалы для разных техник рисования;

– природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с воспитателем: катушки, верёвки, коробки, солома, каштаны, жёлуди и пр.;



– поделки из природного и бросового материала;

– стенка для выставки детских работ;

– мольберт.

8. Театрально-музыкальный центр. Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке.

Музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка); игрушка комбинированная с кнопками; не озвученные игрушки-самоделки.

Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабан, колокольчики, дудочка, маракасы.

Театр игрушки, настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на палочках», «на перчатке», театр Петрушек, театр теней.

Ширмы, фланелеграф.

Элементы костюмов, полумаски.

Уголок краеведения (этнографии).

Формирование интереса к национальными общечеловеческим

Генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя). Альбомы о городе. Иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора ценностям, культурным традициям народа. (стихи, сказки).

Иллюстрированные книги о белорусских городах, с произведениями народного искусства, белорусских авторов, белорусские игрушки.

Кукла в белорусском костюм.

Альбомы «Моя Беларусь».

Настольно-печатные игры «Мой город», «Моя улица».

Образцы белорусской посуды, одежды.

Декоративно-прикладное искусство Беларуси.

Примечание: содержание уголка динамично и зависит от темы недели.

9. Центр развития движений. Развитие интереса к физической культуре, обогащение двигательного опыта.

1.Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс;

2.Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия. 3.Дидактические игры по физической культуре – шапочки, медальки для подвижных игр.
10. Уголок безопасности

Формирование умений применять в повседневной жизни доступные правила безопасности.

Элементарные макеты дороги, домов.

Наборы машинок.

Дорожные знаки.

Настольно – печатные игры, атрибуты для игры «Пожарные». 5. Тематические альбомы с видами различного транспорта.

11. Уголок уединения

Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы

1. Легкая воздушна беседка из прозрачной ткани


2.Подушки

3.Мягкие игрушки

12. Уголок дежурных. Овладение простейшими процессами хозяйственно-бытового труда.

Фартуки.

Щетки- сметки.

Совки.

Карточки учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям.

13. Уголок труда. Формирование представлений о значимости хозяйственно-бытового труда в жизни людей.

Фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем). Уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки Альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых. Игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы.

6. Наблюдение за организацией функционирования предметно-развивающей среды ДОО
Проанализировав РППС групп среднего дошкольного возраста хочется отметить, что оборудование групповых пространств соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, отсутствуют физические, психологические и нравственные риски игровой продукции для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, промаркирована.

В группах создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Оборудованы физкультурные уголки. Также имеется возможность для уединения (в двух группах созданы уголки уединения). В центрах детской активности имеются в достаточном количестве игрушки, пособия, строительной материал.

Но также хочется отметить, что развивающих пособий, дидактических игр, мягких игровых модулей, динамических игрушек, различных видов театра недостаточно. Передвижные ширмы отсутствуют. В одной группе зонирование среды распределено нецелесообразно и не продумано. Принцип доступности реализован частично (имеются закрытые полки, шкафы, очень много закрытых коробок). Не используются материалы для практических упражнений: песок, вода.

Оснащение центров активности периодически меняется в зависимости от темы недели, интереса детей и в соответствии с климатическими особенностями. Появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающие среды группы являются вариативными. Но в некоторых группах прослеживается хаотичное расположение дидактических и развивающих материалов.

В средних группах также не хватает мягких модулей, легких передвигающихся ширм, которые позволят детям самостоятельно выстраивать свою деятельность.


В целом развивающая предметно-пространственная среда групп обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, но РППС недостаточно: содержательно насыщена, трансформируемая, полифункциональная, вариативна, доступна.

Наблюдения за организацией режимных моментов, самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах показали, что воспитателями используются все возможности предметно-пространственной среды группы для реализации образовательных задач по всем направлениям: социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию. Но не всегда дети используют весь образовательный потенциал среды в самостоятельной деятельности, так как некоторые центры активности расположены в закрытых полках и высоко.

7. Составление перспективно-тематического планирования, разработка сетки занятий. Анализ планирования.

Перспективное тематическое планирование на 2022-2023 учебный год в средней группе Краевого государственного общеобразовательного автономного учреждения «Центр образования Эврика»

Название месяца

Недели

Тема

Сентябрь

1 неделя

«Мой детский сад»

2 неделя

«Осень. Осенние дары»

3 неделя

«Игрушки»

4 неделя

«Золотая осень»

Октябрь

1 неделя

«Домашние животные»

2 неделя

«Я-человек»

3 неделя

«Труд взрослых. Профессии»

4 неделя

«Транспорт»

Ноябрь

1 неделя

«Дикие животные»

2 неделя

«Наши добрые дела учимся дружить»

3 неделя

«Музыка»

4 неделя

«Моя семья»

Декабрь

1 неделя

«Я в обществе этикет, эмоции»

2 неделя

«Зимушка-зима»

3 неделя

«Мой дом»

4 неделя

«Новый год»

Январь

1 неделя

«Играй, отдыхай»

2 неделя

«Мир предметов вокруг нас»

3 неделя

«Мальчики и девочки»

4 неделя

«Русское народное творчество»

Февраль

1 неделя

«Мир животных и птиц»

2 неделя

«Неделя безопасности»

3 неделя

«Защитники Отечества»

4 неделя

«Я в обществе»

Март

1 неделя

«8 марта. О любимых мамочках»

2 неделя

«Мы помощники. Что мы умеем»

3 неделя

«Книжкина неделя»

4 неделя

«Моё город. Моя малая Родина»

Апрель

1 неделя

«Растём здоровыми»

2 неделя

«Неделя космоса»

3 неделя

«Весна-красна»

4 неделя

«Птицы»

Май

1 неделя

«Мир вокруг нас»

2 неделя

«Моя страна. Моя Родина»

3 неделя

«Зелёные друзья»

4 неделя

«Следопыты»

5 неделя

«Здравствуй лето»