Файл: Педагогические проблемы методического характера в деятельности воспитателя доо и формулировка способов их решения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель: создание условий развития ребенка, открывающих возможность
для его позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
задач:
– формировать основные физические качества и потребности в
двигательной активности, навыков осуществления гигиенических процедур,
элементарных правил здорового образа жизни;
– развивать любознательность, формировать способы познавательной
деятельности;
– развивать эмоциональную отзывчивость на эмоции близких людей,
героев литературных произведений, произведения искусства, объекты природы;
– способствовать овладению средствами общения и способами
взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
– формировать способность к планированию собственных действий в
разных жизненных ситуациях;
– учить детей самостоятельно решать интеллектуальные и личностные
задачи, применять усвоенные знания на практике;
– формировать первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе;
– формировать предпосылки учебной деятельности: умение работать по правилу, образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции (или по
инструкции);
– формировать умения и навыки, необходимые для развития детской
деятельности.
Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям
семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со
взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к
полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот
принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных
отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый
участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры,
занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса,
может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и
традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести
вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов
местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования
детей для обогащения детского развития.
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое
построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности.
Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за
развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков;
помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности
выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на
инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает
подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и
познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность,
обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в
дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и
соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его
индивидуальные интересы, особенности и склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает
всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством
различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста.
Кроме того, при разработки Программы дошкольного отделения КГОАУ «Центр образования «Эврика» нами учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью вариативной примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий»:
– совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей;
– полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение
(амплификация) детского развития;
– учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида
темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия
способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе,
активности ребенка и т.д.);
– целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и
саморазвитию всех участников образовательных отношений;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
(игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.)
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
– возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
учет этнокультурной ситуации развития детей;
– построение партнерских взаимоотношений с семьей;
– обеспечение преемственности дошкольного и начального общего
образования.
При разработки ПООП ДО «Мир открытий» авторы опирались на
культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию
ребенка и организации образовательной среды.
Согласно культурно-историческому подходу развитие человека
происходит путем присвоения исторически выработанных (культурных) форм и способов деятельности. Основоположник данного подхода Л.С. Выготский отмечал, что развитие мышления и других психических функций ребенка в первую очередь происходит через освоение им «культурных» знаков (речи, языка и пр.).
В основе системно-деятельностного подхода лежит представление о том, что развитие всех сторон личности ребенка определяется характером
организации его деятельности. Организация образовательного процесса
согласно данному подходу (А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) предполагает развитие самой деятельности, ее основных компонентов (мотивов, целей, действий, способов действий или операций), в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности (деятель).
Создание образовательной среды в Программе происходит на основе системы принципов деятельностного обучения:
Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между
детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и
взаимопомощи.
Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации
самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов
деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает,
прежде всего, как организатор образовательного процесса.
Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательно-
образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной
жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.
Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого
ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем
темпе, на уровне своего возможного максимума.
Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован на