Файл: Методические рекомендации для изучения особенностей ребенка воспитателем дошкольного учреждения Заключение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размещено на http://uniartic.ru



Содержание
Введение…………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты использованиея методов педагогического исследования в профессиональной деятельности педагога ДОУ……………...6

1.1 Основные направления исследования воспитателем особенностей детей дошкольного возраста……………………………………………………..6

1.2 Специфические применения методов психолого-педагогического исследования для изучения особенностей дошкольников……………………..8

1.3 Возрастные особенности дошкольников……………………………17

2. Выявление возможностей применения методов исследования в процессе изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………...30

2.1 Использование различных методик для изучения дошкольников...30

2.2 Методические рекомендации для изучения особенностей ребенка воспитателем дошкольного учреждения……………………………………….50

Заключение………………………………………………………………..55

Список использованных источников……………………………………57

Приложения……………………………………………………………….61
Введение
Актуальность темы исследования. Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, выясняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета — от того, что она изучает. Методы исследования — это способы выяснения фактов, характеризующих развитие ребенка. Казалось бы, эти факты окружают нас со всех сторон. Каждая мать, каждый воспитатель следит за развитием детей и может рассказать, как происходит это развитие, привести множество примеров. Но в обыденных впечатлениях главное смешивается со второстепенным, домыслы и догадки — с действительными фактами. Наука между тем нуждается в достоверных и объективных фактах, таких, которые не зависят от личного впечатления наблюдателя и могут быть проверены: получены заново любым другим исследователем.

Детская психология, изучает психическое развитие детей. Факты, относящиеся к развитию, можно получить, только сравнивая между собой особенности детей. Это можно сделать двумя путями: либо длительно изучать одних и тех же детей и фиксировать возникающие изменения, либо изучать большое количество детей каждой возрастной группы и выяснять, в каких отношениях дети одного возраста отличаются от детей другого возраста.


Проблема исследования напрямую связана, на наш взгляд с разработкой банка педагогической диагностики по изучению психологического дошкольника, так как практика показывает, что воспитателями дошкольных учреждений не всегда учитываются особенности использования методов психологии в изучении психики детей.

Объект исследования: методы научно-педагогического исследования детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности использования воспитателем ДОУ методов исследования в процессе изучения особенностей дошкольника.

Гипотеза исследования: систематическое использование педагогами ДОУ методов психолого-педагогического исследования способствует формированию системы знаний об индивидуальных особенностях воспитанников и тем самым повышению эффективности процесса учебно-воспитательной работы образовательной организации.

Цель данной работы – выявление возможностей применения методов исследования в процессе изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Для достижения цели, необходимо решить ряд задач, к числу которых относятся:

- характеристика основных направлений исследования воспитателем особенностей детей дошкольного возраста;

- классификация методов, применяемых в детской психологии;

- анализ различных методик для изучения дошкольников;

- разработка методических рекомендаций для изучения особенностей ребенка воспитателем дошкольного учреждения;

- формирование выводов на основании проведенных исследований.

В данной работе были использованы следующие методы исследования: сравнение (установление различий и нахождение общих элементов), анализ (метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части), синтез (соединение отдельных сторон предмета исследования в единое целое), теоретический метод исследования (логическое исследование собранных факторов, выработка понятий, суждений), обобщение (определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста).

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в исследовании методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности воспитателя для повышения эффективности процесса воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.



Краткое содержание работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе раскрываются теоретические основы использования методов исследования в дошкольном учреждении, описываются направления исследования воспитателем особенностей детей дошкольного возраста, специфика методов психологии для изучения особенностей дошкольников.

Во второй главе проводится эмпирическое исследование личности дошкольников с использованием различных методов психологии, таких как: методики «Нарисуй себя», «Запомни и расставь точки», «Беседа», оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка, тест тревожности, а также разрабатываются методические рекомендации для изучения особенностей ребенка воспитателем дошкольного учреждения.

В заключении делаются выводы на основании проведенных исследований.



1. Теоретические аспекты использованиея методов педагогического исследования в профессиональной деятельности педагога ДОУ
1.1 Основные направления исследования воспитателем особенностей детей дошкольного возраста
Изучение детей воспитателем дошкольного учреждения имеет педагогическое значение для организации учебно-воспитательной работы. Проводимое воспитателем исследование имеет практическую направленность: педагог не устанавливает общих закономерностей психического развития детей, не формулирует психологических законов, не отличает механизмов психического развития, а прослеживает их проявления в каждом конкретном случае жизнедеятельности своих воспитанников, изучает индивидуально-психологические особенности каждого ребенка, что помогает найти целесообразные формы индивидуальной работы.

Для этого воспитатель должен знать общие методы исследования возрастного развития детей - особенности их возрастных этапов. Это поможет понять причины поведения ребенка, заметить ее наклонности и создать условия для их развития, вовремя зафиксировать отклонения, отыскать пути воспитательного воздействия и коррекции, направленные на преодоление этих отклонений. Таким образом, воспитатель сможет помочь ребенку реализовать свои возможности, обеспечить нормальное психическое развитие, формирование у нее новообразований, являющихся предпосылками перехода на новую возрастную ступень, становление ребенка как индивидуальности.


Воспитатель имеет возможность изучать детей в естественных условиях, поскольку его присутствие привычно для ребенка, не нарушает обычного течения его жизни и психологии жизни. Даже без специального намерения изучить ребенка воспитатель замечает многое в поведении ребенка, составляет о нем определенное мнение. Однако, чтобы иметь целостное объективное представление о ребенке, воспитателю необходимо на определенное время (хотя бы несколько дней) сосредоточить на ней внимание. Изучение должно быть планомерным, последовательным оцениванием различных сторон развития ребенка (интересы, взаимоотношения с другими детьми, развитие познавательных процессов). Обязательным условием успешного изучения ребенка является четкая постановка цели [5].

При разработке содержания и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, использованы психологические данные об особенностях каждого возраста.

Знание возрастных психологических особенностей необходимо воспитателю, чтобы найти «общий язык» с детьми, добиться взаимопонимания.

Знание и владение методами психолого-педагогического исследования позволит воспитателю разобраться в отдельных детях, понять, какие индивидуально - психологические качества их отличают, нужно ли развивать эти качества или, наоборот, стремиться к их перестройке.

Определить индивидуально-психологические особенности детей с первого взгляда - задача непосильная. Воспитателю необходимо систематически изучать эти особенности, пользуясь теми методами, которые разработаны в педагогике и психологии.

Главное, что нужно помнить, изучая ребенка – необходимость отделять внешние проявления поведения от их психологического истолкования. Такое истолкование возможно только на основе анализа всей совокупности полученных фактов.

Таким образом, наблюдение за ребенком, использование специальных методик изучения личности воспитанника для определения его индивидуально-психологических особенностей необходимо воспитателю в системе профессиональной деятельности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Нами выявлены основные методы психолого-педагогического исследования дошкольников и рассмотрены возрастные особенности воспитанников, которые необходимо знать воспитателю при организации диагностика - исследовательской деятельности.

1.2 Специфические применения методов психолого-педагогического исследования для изучения особенностей дошкольников
Для изучения психических процессов и психологических особенностей личности, различных видов деятельности применяет определенные методы (приемы, способы) исследования. Методы психологического исследования должны быть объективны, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов.

Из общей психологии в детскую психологию пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности ребенка. Эти методы в большинстве своем адаптированы к возрасту ребенка и направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

Рассмотрим особенности применения таких различных методов исследования как наблюдение, беседа, эксперимент и анализ продуктов деятельности.

1) Метод наблюдения - один из главных в психолого-педагогических исследованиях в работе с детьми. Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в совокупности позволяют получить достаточно разнообразную и достоверную информацию о детях. Всякое наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану. Прежде чем начать наблюдать за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется и какие результаты, в конечном счете, должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели. Для того чтобы получить результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно вестись регулярно. Дети растут очень быстро, их психология и поведение меняются на глазах, и достаточно, например, пропустить в младенчестве всего лишь один месяц, а в раннем детстве - два или три месяца, чтобы получить ощутимый пробел в истории индивидуального развития ребенка.

Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста.

В период:

- от рождения до двух-трех месяцев наблюдение за ребенком желательно проводить ежедневно;

- в возрасте от двух-трех месяцев до одного года - еженедельно;

- в раннем детстве, от года до трех лет - ежемесячно;