Файл: Методические рекомендации для изучения особенностей ребенка воспитателем дошкольного учреждения Заключение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В результате исследования, мы разработали некоторые методические рекомендации для воспитателей группы Детский сад «Чебурашка» по использованию методов психолого-педагогического исследования для изучения особенностей детей дошкольного возраста:

  • В группе необходимо создавать условия для свободы, самовыражения каждого ребенка без страха, обиды и отвержения партнёрами.

  • Во время игр могут возникать конфликты между детьми: кто-то не хочет дать руку своему соседу, кто-то перебегает с одного места на другое и так далее. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что каждому хочется стоять рядом с воспитателем. Необходимо напоминать детям правило, которое необходимо для дружной игры.

  • Главной задачей для воспитателя должно быть развитие самостоятельности и уверенности. Тревожные дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых. Поэтому необходимо чаще предоставлять возможность для творчества. Но ребенок должен знать, что взрослый рядом и всегда поможет.

  • Необходимо давать возможность детям высказать свое мнение, поделиться впечатлением после любого упражнения.

  • Для того чтобы ребёнок не считал себя хуже других детей, желательно в группе детского сада проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемые ими в тех или иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребёнку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными.

  • Если педагог уже задал вопрос, он должен дать ребёнку необходимый срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или трижды. В противном случае ребёнок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.

  • Желательно не ставить ребенка в ситуаций соревнования, публичного выступления, нельзя принуждать ребенка отвечать перед группой, т.к. ребенок попадает в стрессовую ситуацию.

  • Необходимо излучать теплоту и доброжелательность к детям.

  • Во время игры нельзя делать резких замечаний, даже если дети шумят. Не нужно портить им настроение, так как в этом случае цель не будет достигнута.

  • Нельзя ругать если ребенок не справился с заданием (могут веские причины).

  • Не следует торопить и подгонять детей с ответом.

  • Негативные способы контролирования – частые наказания и приказы. Они заставляют ребёнка чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт.

  • Недостаток положительных эмоций отрицательно влияет на ход развития личности ребенка, поэтому игры и этюды на вызывание и выражение эмоций радости должны быть обязательны для каждого занятия.

  • Необходимо установить визуальный контакт с ребёнком, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в его душу.

  • Ни в коем случае нельзя допускать доминирование асоциальных детей.

  • Необходимо объективно подчеркивать достоинства ребенка.

  • Предлагая ребенку задания, необходимо подробно составить план: что мы делаем сейчас, что потом. Поручения должны соответствовать возможностям ребенка.

  • Необходимо проводить занятия на сплочение группы; дети будут лучше доверять друг другу.

  • Успех игро - терапии, её эффективность в значительной степени определяется искусством подбора участников группы, умение сделать каждого члена группы не «потребителем», а активным и полезным «помогающим» партнёром как для сверстников, входящих в ту же группу, так и для педагога в реализации поставленных коррекционных целей.


Таким образом, изучение детей воспитателем детского сада имеет практическую направленность на понимание причин их поведения, определение их склонностей, создание условий для их развития. Для получения объективного знания о своих питомцах воспитатель пользуется наблюдением в контексте организации им педагогического процесса с дошкольниками. Гностическая функция профессии воспитателя дошкольного учреждения опирается на глубокие знания воспитателем детской психологии.

Следовательно, используя различные методы психологии, можно получить как целостное представление об определенной группе детей, их эмоциональном, нравственном, физическом и психологическом развитии, так и о каждом ребенке в отдельности.



Заключение
В ходе исследования была проанализирована научно-практическая литература, что позволило изучить закономерности развития личности дошкольника, выявить особенности поведения детей в зависимости от уровня их развития. Нами были определены основные теоретические подходы по проблеме особенностей развития дошкольников в зарубежной и отечественной психологии. Был осуществлен подбор методик для исследования особенностей детей старшего дошкольного возраста и применен в нашем исследовании. Нами было организовано эмпирическое исследование, направленное изучение уровня развития детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

- Изучение ребенка - сложная задача ученых, а также воспитателей детских учреждений. Средствами психологического исследования выступают методы - определенные пути отбора научных фактов, которые потом служат предметом теоретического анализа;

- Психологическое исследование воспитателем дошкольников имеет практическую направленность: он не устанавливает общих закономерностей психического развития детей, не формулирует психологических законов, не отличает механизмов психического развития, а прослеживает их проявления в каждом конкретном случае жизнедеятельности своих воспитанников, изучает индивидуально-психологические особенности каждого ребенка, что помогает найти целесообразные формы индивидуальной работы;



- Знание психологии позволяет воспитателю разобраться в возрастных проявлениях отдельных детей, понять, какие индивидуально- психологические качества их отличают, нужно ли развивать эти качества или, наоборот, стремиться к их перестройке;

- К основным методам детской психологии относятся: наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов детской деятельности, тестирование и т.д.;

- Чаще всего в конкретных исследованиях применяется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. При этом, исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты основных методов — методики изучения тех или иных сторон развития психики ребенка;

В результате проведенного исследования, при помощи пяти различных методик мы проанализировали несколько критериев развития дошкольников: объем внимательности, уровень самооценки, эмоциональную сферу, нравственные качества и уровень тревожности.

Таким образом, задача в изучении детей воспитателем детского сада, с использованием вышеуказанных методов психологии, состоит в том, чтобы обеспечить нормативные условия для развития психики, гибко перестраивать их в случае неблагоприятного воздействия на поведение ребенка, вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка и осуществить необходимую профилактику возможных проблем психического развития. Без этого невозможны эффективное выполнение воспитателем своих обязанностей, творческий подход в его работе.

Следовательно, гипотеза нашего исследования, о том, что систематическое использование педагогами ДОУ методов психолого-педагогического исследования способствует формированию системы знаний об индивидуальных особенностях воспитанников и тем самым повышению эффективности процесса учебно-воспитательной работы образовательной организации, подтвердилась.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Минобрнауки РФ, приказ №1155 от 17.10.2013 [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244


3. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.

4. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.

5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н. Белкина. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.

6. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.

7. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.

8. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с.

9. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.

10. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. — М.: Форум, 2012. — 256 c.

11. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.

12. Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с

13. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.

14. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 151 с.

15. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.

16. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 284 Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. — М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. — 320 c.

17. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с.

18. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.


19. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.

20. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 426 с.

21. Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. — М.: Сфера, 2020. — 112 с.

22. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. — СПб.: Питер, 2017. — 480 c.

23. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 111 с.

24. Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. — М.: Юрайт, 2020. — 180 с.

25. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 184 с.

26. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 149 с.

27. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. — М.: Юрайт, 2020. — 223 с.

28. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 2. — М.: Юрайт, 2020. — 241 с.

29. Козина Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: учебник для СПО / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 454 с.

30. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.

31. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. — М.: Academia, 2017. — 288 c.

32. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.

33. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 165 с.

34. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 412 с.

35. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.

36. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. — М.: Academia, 2018. — 640 c.

37. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М.: Юрайт, 2019. — 222 с.