Файл: Принятие управленческих решений и коммуникации в менеджменте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
При структуризации элементов на целевых уровнях нужно дать ответ на следующие вопросы:
Какой результат должен быть достигнут?
Дают ли наши подцели возможность достигнуть главной цели?
Данный метод мы применяем к рассматриваемой проблеме для более ясного представления о сути нашей проблемы и выделения основных подцелей цели вышестоящего уровня.
Выбор принципа детализации
При выборе принципа детализации для построения дерева целей и решения нашей проблемы будет целесообразно использовать функциональный принцип. В соответствии с функциональным принципом выявляются отдельные функции, совокупность которых определяет содержание структурированной цели и путей её достижения. Этот принцип детализации позволяет определить направления и действия по достижению целей данного детализируемого элемента определенного уровня.
Важно соблюдать основное правило построения целей – детализация идет по правилу «И», то есть, для достижения цели высшего уровня, необходимо сделать то-то «И» то-то «И» то-то.
Говоря проще, без достижения всех целей нижнего уровня, нельзя достичь решения цели высшего уровня.
При составлении последнего уровня дерева целей мы подходим к построению дерева решений.
Для оценки дерева целей используется метод экспертного опроса. Здесь существенным является правило «И», формирующее иерархию целей: КОВ подцелей нижестоящего уровня составляют КОВ вышестоящего уровня, которые сходятся в главной цели, вес которой берется равный единице.
Оценка и принятие управленческих решений
Оценка эффективности управленческих решений на стадии разработки и принятия осуществляется с использованием количественных и качественных показателей, норм и стандартов.
К
качественным показателям эффективности разработки управленческих решений могут быть отнесены:
− своевременность представления проекта решения
− степень научной обоснованности решений, многовариантность расчетов, применение технических средств в процессе разработки
− ориентация на изучение и использование прогрессивного отечественного и зарубежного опыта.
Количественная оценка эффективности управленческих решений на стадии разработки и принятия во многом затруднена из – за специфических особенностей управленческого труда, которые заключаются в следующем:
− управленческий труд, включая разработку и принятие решений, преимущественно творческий, трудно поддается нормированию и учету
− реализация решения сопряжена с определенными социально – психологическими результатами, количественное выражение которых еще более затруднительно, чем экономических
− результаты реализации решений проявляются опосредованно через деятельность коллектива предприятия в целом, в котором сложно выделить долю затрат труда управленческого.
8
В итоге отождествляются результаты труда разработчиков решений и исполнителей, на которых направлено управленческое воздействие; − затрудняет оценку эффективности решений и временной фактор, поскольку их реализация может быть как оперативной (сиюминутной), так и развернутой во времени (в течение дней, недель, месяцев и даже лет); − затруднено и количественное выражение характеристик качества самих решений как основной предпосылки их эффективности, а также действий и взаимодействия отдельных работников. Поэтому на стадии разработки и принятия управленческого решения можно дать только ориентировочную оценку его эффективности.
Эффективность управленческого решения зависит не только от его абсолютной правильности, но и от того, что только будучи реализовано последовательно и в срок, оно достигнет поставленной цели. Следовательно, эффективность управленческого решения зависит как от качества самого решения, так и от качества его осуществления. В современной управленческой литературе выражается мнение, что реализовать управленческое решение часто значительно сложнее, чем его принять. Потенциально менее эффективное решение, в конечном счете, может оказаться более эффективным при существенном превосходстве в уровне реализации. Поэтому очень важно оценить заранее реализуемость целей и целевых показателей управленческого решения. При оценке реализуемости должны быть приняты во внимание все существенные факторы внешней и внутренней среды предприятия с позиций системного подхода.
На реализуемость управленческих решений существенное влияние оказывают следующие факторы:
− квалификация исполнителей, их деловые и личностные качества
− характер мотивации работников
− ресурсное обеспечение
− сила сопротивления внутренней и внешней среды.
Реализация управленческих решений является сложным, трудоемким и, как правило, длительным процессом, поглощающим массу времени и ресурсов.
Процесс реализация управленческих решений состоит из следующих процедур:
разработка плана реализации решения
управление реализацией
контроль выполнения решения
оценка результатов реализации решения.
В ходе выполнения перечисленных процедур решаются следующие задачи:
− определение комплекса необходимых результатов, определение необходимых ресурсов, определение исполнителей, распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам
− проведение инструктивно – методических мероприятий с исполнителями, личное распорядительство в ходе выполнения решения, оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей
− контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения, контроль за соблюдением сроков реализации, выявление причин отклонений в ходе реализации решения, внесение (при необходимости) изменений в план реализации решения
− периодическая оценка фактической эффективности решения, прогнозирование окончания срока эффективного действия решения, определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения, накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации решений.
9
Понятие эффективности управленческого решения не может быть рассмотрено изолированно от его реализации. Между тем, как свидетельствует практика управления, далеко не все принимаемые решения реализуются в заданные сроки (по некоторым данным их удельный вес в общем числе принятых решений, составляет около 30%).
Кроме того, часть реализованных решений не дает ожидаемого результата, т. е. оказывается недостаточно эффективной. Экспертные оценки самих руководителей свидетельствуют, что таких решений в их практике не менее 25%. Каковы же наиболее существенные причины этого явления?
Это как дефекты самого решения, вызываемые неполнотой информации, некомпетентностью ЛПР
(лицо принимающее решение) или недостатком времени для тщательной разработки альтернатив, так и плохая организация его выполнения и, прежде всего, несогласованность действий и отсутствие контроля.
Для обеспечения эффективной реализации управленческих решений целесообразно придерживаться следующих принципов:
− изменения проводить в соответствии с разработанной стратегией их осуществления
− процесс преобразований должен быть не обвальным, а постепенным для обеспечения плавного перехода от старого к новому, чтобы иметь резерв времени для выявления и, при необходимости, осуществления требуемых корректировок
− учитывать влияние человеческого фактора, вполне вероятное сопротивление некоторой части персонала грядущим переменам. Необходимо противопоставить этим людям сторонников изменений, проводить разъяснительную работу по переориентации
«консерваторов»
− проводить политику партнерства с сотрудниками фирмы, основанную на информированности, поощрении инициативы и творчества, формировании благоприятного климата, эффективных «команд», здорового духа соревновательности, пресечении проявлений бюрократизма.
Коммуникационные основы менеджмента
Понятие коммуникации (от лат. communication - сообщение, связь, путь сообщения) рассматривается на двух уровнях - обыденного и научного представления об этом явлении. На обыденном уровне под коммуникацией понимается способность к установлению контактов любого рода (например, "коммуникабельным" называют человека, который легко идет на контакт с людьми, находит с ними взаимопонимание). В некоторых научных определениях коммуникация не отделяется от общения и трактуется как взаимодействие индивидов или социальных групп, состоящее в непосредственном обмене навыками, умением, опытом, информацией, а также результатами деятельности.
Социологи и психологи рассматривают коммуникацию как процесс передачи информации, идей или эмоций от одного человека к другому главным образом посредством символов
(отечественный исследователь Ю. Лотман, в частности, говорит о коммуникации как о переводе текста с моего "я" на язык твоего "ты"). В кибернетике под коммуникацией понимается обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее и преобразовывать.
Все эти определения указывают на то, что в процессе коммуникации субъекты, передавая информацию и обмениваясь ею, сигнализируют о своей деятельности различным контрагентам и
10 устанавливают с ними необходимые связи, которые в свою очередь помогают им реализовывать свои цели.
Коммуникация в менеджменте - это специфическая функция управления, представляющая собой процесс взаимодействия общественных субъектов (социальных групп, общностей или личностей), с помощью которого происходит обмен информацией, опытом, знаниями, эмоциями, способностями и результатами деятельности на основе общей системы символов. В рамках приведенных определений целесообразно рассматривать коммуникацию как субъектно- объектную и субъектно-субъектную системы. Коммуникация как субъектно-объектная система обеспечивает связь субъекта с тем или иным объектом. То есть субъект передает информацию, которую получатель должен принять, попять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать.
Получатель в данном случае и является объектом.
В то же время коммуникация является субъект-субъектной системой. Информация адресуется такой подсистеме, которая индивидуальна, своеобразна и в соответствии со своей уникальной природой должна перерабатывать получаемую информацию, становясь партнером ее отправителя. То есть в таком общении нет отправителя и получателя сообщения - есть равноправные участники, соучастники общего процесса.
Экономика, основанная на знаниях, предъявляет повышенные требования к коммуникации в менеджменте. Без грамотного управления коммуникацией немыслимо расширение областей конкурентных преимуществ, переход от традиционного товарного обмена к более высоким формам сотрудничества - обмену интеллектуальным капиталом, научно-технической кооперации, производственной интеграции.
Коммуникация в менеджменте выступает связующим процессом. С помощью коммуникации объединяются в единое целое все блоки и элементы управленческой деятельности.
В отдельных актах коммуникации реализуются такие функции, как информативная
(связанная с сообщением идей, понятий, мыслей и т.п.), эмотивная (связанная с экспрессивной стороной общения, эмоциями), фатическая (связанная с установлением контактов), магическая, этническая, биологическая и др. Но генетически и структурно исходной является коммуникативная функция, ибо в ее рамках реализуется побудительный характер управленческого воздействия - убеждение, внушение, приказ, просьба.
Доказано, что компании, активно использующие функцию коммуникации в менеджменте, могут рассчитывать на существенное улучшение результатов своей деятельности. В частности, исследование консалтинговой компании Watson Wyatt показало: эффективная внутрифирменная коммуникация дает акционерам до 26% дополнительной прибыли, а фирмы с менее отлаженной коммуникацией приносят всего 15% прибыли. Исследовательским путем также установлено, что коммуникативный ресурс способен поднять рыночную стоимость компании на 30%.
С точки зрения коммуникативного подхода в управлении обратим внимание на следующие
особые зоны реализации коммуникативной функции менеджмента:
управление персоналом есть коммуникация организации, связанная с деятельностью отдельных людей и групп как в их собственных интересах, так и в интересах организации;
маркетинг есть коммуникация организации с субъектами рынка по поводу определения потребностей рынка и возможностей их удовлетворения, а также по поводу путей и средств продвижения товаров и услуг на рынок (не случайно в числе четырех постоянно переменных факторов маркетинга особо выделяются маркетинговые коммуникации, в числе которых реклама и PR);
11
антикризисный менеджмент есть коммуникация, с помощью которой устраняются противоречия и соблюдаются интересы сторон;
корпоративная культура есть в первую очередь культура коммуникации, т.е. культура обмена информацией, знаниями, продуктами интеллектуальной деятельности;
менеджмент знаний есть коммуникация по созданию когнитивного потенциала организации.
Коммуникация как одна из специфических функций управления также зарекомендовала себя в политическом и социальном менеджменте, лидерстве, международных отношениях. Можно сказать, что коммуникация - это не просто деятельность по передаче или обмену информацией. Это функция настройки, создающая общность, согласованность действий между теми, кто вступает в общение. Не случайно коммуникацию относят к синергийному понятию, активно участвующему в создании организационно-управленческой общности путем разносторонней направленности своих потоков.
Существуют п р и н ц и п ы э ф ф е к т и в н о й к о м м у н и к а ц и и , которые распространены в практике менеджмента:
-принцип единства рационального и эмоционального в поведении человека;
-принцип ситуативности, включающий:
необоснованность ожидания именно гой реакции на коммуникативное воздействие, которая фиксировалась ранее и представляется желательной;
возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности, которое трудно распознать;
субъективность в интерпретации ситуации;
принцип объективности;
принцип гуманизма в построении коммуникации;
принцип ориентации на сотрудничество;
принцип развития субъектов общения и динамики психических процессов и состояний;
принцип системности субъектов коммуникации;
принцип наличия недиагностируемых скрытых факторов поведения;
принцип бесконечности процесса познания;
принцип научности;
принцип законности.
Прорыв в области научного и практического изучения феномена коммуникации произошел на стыке XX и XXI вв. Свидетельство тому - такие активно развивающиеся коммуникативные сферы, как реклама, связи с общественностью, а также политические и маркетинговые технологии.
Коммуникативные функции в бизнесе, но сути, выполняют рекламные, рекрутинговые агентства, бизнес-проектные бюро, профессиональные сообщества и ассоциации.
Таким образом, функция коммуникации в менеджменте реализуется как в системе, в которой осуществляется взаимодействие, так и в процессе взаимодействия, позволяющих создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.
Организационные коммуникации
Процессы коммуникации, в которых участвуют работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой. В повседневной работе руководитель должен использовать информацию от различных доступных источников -