Файл: Реализация собственного стартапа в сфере образования и формирование бренда услуги (Понятие стартапа).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы реализации стартапа в сфере образовательных услуг
1.2. Отличительные особенности стартапа
1.3. Технология стартапов в образовательном пространстве
2.1. Стартап как инновационный вектор развития образовательной системы
2.3. Роль команды в реализации идеи собственного стартапа
Рис. 1. Модель «экономический «стартап» Эрика Риса[3]
По методологии «экономический «стартап» компания сначала создает MVP[4] и тестирует его с фокус-группами проводит интервью с потребителями, чтобы выявить недостатки, проверить их и исправить. В этом и заключается суть обучения – понять, что нравится потребителю и воплотить это в своем продукте. Здесь следует заметить, что разработчики не спрашивают сначала, что бы хотел получить потребитель, ведь клиенты и сами не знают, чего хотят. Как говорил Генри Форд: «Если бы я спрашивал у людей, чего они хотят, то они бы ответили - быстрых лошадей».
Стивен Бланк назвал цикл «идея-проверка-обучение» - методологии «Customer development» (развитие клиента) и описал ее в своей книге «Четыре шага к прозрению»[5]. Более того считается, что методологии «экономический стартап», «развитие клиента», и модель стратегии развития является залогом успешного стартапа. Это подчеркивает Эш Маурия - гуру технологического предпринимательства, адаптировал для стартапов модель «Lean canvas» (модель разработки стартапа), которую разработал Александр Остервальдер[6]. Он утверждает, что кроме перечисленных методологий важно еще учесть методику самофинансирования, которая и англоязычных изданиях получила название «Bootstrapping»[7].
Итак, успешный стартап - это не просто реализованный проект - это в первую очередь сгруппированная команда, которая верит в то, что ее продукт решает проблемы потребителей и которая способна учиться на своих ошибках и не останавливаться на пути разработки своего проекта. Самое важное правило стартапа - каждый провал - это опыт, который поможет сделать чрезвычайный продукт, который сможет привлечь достаточно большую аудиторию потребителей, чтобы быть коммерчески выгодным.
Считаем, что использование вышеуказанного подхода к организации деятельности на основе «экономического стартапа» позволит значительно сэкономить ресурсы при создании стартапов украинскими предпринимателями.
1.3. Технология стартапов в образовательном пространстве
Развитие современного образования требует постоянного поиска новых технологий обучения, которые будут обеспечивать высокий качественный показатель знаний студента, развитие познавательных умений, креативности, повышение мотивации к приобретению и продуцирование новых знаний, отвечать запросам поколение электронного мира и ориентироваться на формирование навыков ХХІ века, в частности креативности, критического мышления, способности решать проблемы, развития коммуникативных умений, ИКТ- осведомлённости, использование медиаресурсов, медиаграмотности, инновационности, лидерства и тому подобное.
Инновационный сегмент, как составной компонент учебного процесса, является важным в обновлении и интенсификации преподавания учебной дисциплины, реализует профессиональный рост преподавателя, способствует приобщению к мировой научной практики, интеграции в европейском педагогическом пространстве, прогнозирует повышение результативности обучения. Бинарная оппозиция инновационный / традиционный сегмент формирует современный процесс обучения. Умелое комбинирование элементов оппозиции позволит преподавать учебную дисциплину на высоком уровне евростандартов.
Вопрос путей реализации инноваций в образовании перманентно открытое, поэтому предлагаемая технология стартапов раскрывает широкие возможности для педагога и ученика, позволяет выстраивать новые стратегии обучения, приближенные к реальным жизненным компетенциям, базируется на современных технологиях в сфере E-learning[8] и в основном касается ИТ-проектов. Используя базовые концепты бизнес-стартапов, идейную нагрузку, мы адаптируем эту технологию в образовательной деятельности общеобразовательного учреждения, которая обеспечивает реализацию поставленных выше задач.
Известные мировые успешные IT проекты-стартапы Пола Бакхайта, Тима Брейди, Эвана Уильямса, Билла Гейтса, Стива Джобса, Митча Капор, Рэя Оззи вдохновляют молодежь на создание собственного продукта, в том числе и в филологической сфере. Под стартапом можно также понимать особый образовательный (преподавательский) проект, который проходит отдельные этапы, шаги (steps): инновационная идея (innovation idea), рефлексия (reflexion), построение концепции (conception's building), первичная презентация (first presentation), разработка продукта (product's development), апробация (approbation), верификация (verification), обратная связь (feedback), продвижение (promotion), пользу (profit). Устанавливается дедлайн выполнения стартапа, срок которого может быть определенным от одного месяца до нескольких лет в зависимости от сложности проекта и финансовых расходов.
Стартап выполняется на основе инновационных технологий, широких возможностей современного программного обеспечения, является темпоральною структурой, которая занимается поисками воспроизводственной, полезной модели. Основными принципами стартапа является глобальное мышление, поиск партнеров, построение стратегии, инновационная идея, четкость цели, удачное название и планирования. Стартап имеет целью получить профит для пользователя и инициатора проекта, одной из главных задач является распространение продукта стартапа (виртуального или физического) среди определенной сообщества.
На первом этапе заинтересованным кругом участников генерируются идеи стартапа, используя технику скрепбукинга (баннер с «вырезок» идей). На этой стадии фиксируем лишь отдельные идеи и отсутствие четкой структуры. На этапе рефлексии обсуждаются предлагаемые идеи и выбирается лучшая и самая производительная. Следующим этапом является построение концепции будущего продукта, составляющих проекта Следующая стадия – самая продолжительная, поскольку связана с реализацией идеи стартапа и всех его стадий. Не менее важным для стартапа является создание мотто, своеобразной «мантры» проекта, удачного слогана проекта, по словам Стива Джобса: «That's been one of my mantras – focus and simplicity. Simple can be harder than complex: You have to work hard to get your thinking clean to make it simple. But it's worth it in the end because once you get there, you can move mountains[9].
В процессе работы над проектом могут возникать новые идеи, которые приводят к изменению стартапа. На этапе апробации проект подготовлен и возможно его тестирование. Если апробация является удачной и стартап проходит верификацию (проверку функционирования основных компонентов), возможным является обратная связь с определенной аудиторией, пользователями стартапа. Параллельно продолжается этап продвижения («раскрутки») продукта и расширения аудитории. Последней стадией является получение пользы (профита) от реализации стартапа.
Стартап возможно реализовать через использование новых информационных технологий. Следует обратить внимание на возможности программы для визуализации информации, размещения видеоконтента, репрезентативности мультимедиа.
Еще одним из способов налаживания совместной коммуникации со студентами и выполнение стартапов есть программное обеспечение Microsoft Office OneNote – удобный для создания быстрых заметок и возможность совместного пользования. В учебных целях эта программа обеспечит совместную работу студентов в решении проектных задач.
С учебной целью преподаватель может использовать Office 365, которая включает электронную почту, совместный доступ к документам, веб-приложения Microsoft Office Web Apps, Word, Excel и тому подобное.[10]
Удобным способом визуализации информации является онлайн программа для создания инфографики. Инфографикой можно назвать любое сочетание текста и графики, созданное с намерением изложить ту или иную историю, донести тот или иной факт. Инфографика используется там, где нужно быстро и четко представить сложную информацию, показать устройство и алгоритм работы, соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, продемонстрировать тенденцию, организовать большие объемы информации.[11]
Одним из стартапов, который сейчас находится на этапе разработки, является инициатива рабочей группы учебного заведения, созданной из преподавательского состава, реформирование библиотеки в ее традиционном формате, превращения ее в информационный центр с расширенными опциями, деятельность которого базируется как на традиционных формах библиотечно-библиографического обслуживания, так и внедрении инновационных технологий для обеспечения эффективной поддержки образовательного процесса учебного заведения.[12] На этапе построения концепции разрабатывались пути реализации проекта медиа-центра – нового мощного центра поколения, который не только делает возможным выполнение традиционных функций сохранения, создания и использования книжного фонда и фонда периодики, но и удовлетворяет информационные потребности общества и существующие средства обработки информации, расширяет пространство с помощью ресурсов Интернет.[13] Обслуживать такой центр должны медиаспециалисты, которые владеют современными Інтернет технологиями, ориентируются в тенденциях развития веб-пространства.
Технология стартапов в образовательном пространстве продуцирует удобную модель построение новой парадигмы обучения, которая обеспечит мобильность преподавателя и студента, умение ориентироваться в современном пространстве, в том числе и виртуальном, даст возможность выполнять разные роли, почувствовать себя лидером, реализовывать идеи, которые будут иметь общественную пользу, формировать активное мышление, креативность, даст возможность использовать современные гаджеты и Интернет-приложения.
Глава 2. Собственный опыт стартапа в сфере образовательных услуг и определение роли команды в его подготовке и осуществлении
2.1. Стартап как инновационный вектор развития образовательной системы
Среди всех областей развития общества приоритетным направлением считаем сферу образования - один из важнейших социальных показателей. Именно поэтому инновационность как характеристика этого процесса имеет большую значимость.
Е.Г. Тарева и Н.Д. Гальскова подчеркивают важность инноваций в сфере образования: «Требуется внедрить инновации в образовательную действительность, сделать стремление к инновационному развитию привычным для данной области общественной жизни. При этом инновации в образовании должны обеспечить качественный рост эффективности образовательного процесса и его результатов, которые выражаются, прежде всего, в новых личностных качествах и характеристиках обучающегося, а именно: инновационном мышлении, готовности к инновационному созиданию»[14].
Под инновациями в образовании чаще всего понимают следующее:
- содержательные инновации, т. е. изменения, касающиеся ответов на вопрос «чему учить» (программы, учебники, образовательные стандарты и
т. д.);
- технологические инновации, т. е. изменения по поводу того, «с помощью каких средств обучать» (современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии);
- педагогические инновации, т. е. изменения относительного того, «как учить» (новые методы, способы и приемы преподавания, обучения и воспитания);
- управленческие инновации, направленные на повышение эффективности административных воздействий организационных механизмов и результативности системы в целом[15].
Согласно социологическим прогнозам[16], в ближайшие десятилетия количество учащихся значительно уменьшится, а это значит, что количество учебных учреждений сократится. Т.Л. Лихачева подчеркивает: «Наряду с этим, разрыв между 40 флагманами отечественного высшего образования, получающими повышенное госфинансирование и другими университетами, будет увеличиваться. Более или менее комфортно в этих условиях будут чувствовать себя 100-200 вузов, входящих в так называемый «средний диапазон», финансовую поддержку которым обеспечат региональные правительства».[17].