Файл: Исследование влияние продуктивной деятельности на совершенствование навыков общения детей старшего дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияние продуктивной деятельности на совершенствование навыков общения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Изучение исходного уровня навыков общения детей старшего дошкольного возраста
Изучение исходного уровня навыков общения детей старшего дошкольного возраста проводится в рамках констатирующего этапа эксперимента.
Для реализации данного этапа необходимо разделить группу детей старшего дошкольного возраста, состоящую из 20 детей, на две подгруппы. Первая подгруппа – контрольная, вторая подгруппа – экспериментальная.
Замечание - Деление на подгруппы проходит только после проведения констатирующего эксперимента, чтобы состав групп по уровню развития был примерно одинаковый.
Цель: определение уровня навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
Для этого нами была выбрана методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Результаты по одной методике не могут считаться объективными, дополните или еще методиков по данному направлению или результатами Вашего наблюдения за детьми.
Для проведения исследования необходим следующий инвентарь:
- вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников);
- три разноцветных карандаша;
- бланк для занесения результатов.
Ход исследования: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара детей получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Интерпретация результатов:
Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию
относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Ожидаемые результаты представляются в виде таблиц и диаграмм.
Таблица 1
Сводная таблица данных контрольной группы
Номер испытуемого | Имя ребенка | Уровень навыков общения | ||
| | низкий | Средний | Высокий |
1 | | | + | |
2 | | | + | |
3 | | | + | |
4 | | | | + |
5 | | + | | |
6 | | | + | |
7 | | | | + |
8 | | + | | |
9 | | | + | |
10 | | | | + |
В таблице 1 представлены результаты методики «Рукавички» для контрольной группы, с которой не будет проводиться работа по совершенствованию навыков общения.
Таблица 2
Сводная таблица данных экспериментальной группы до обучения
Номер испытуемого | Имя ребенка | Уровень навыков общения | ||
| | низкий | Средний | Высокий |
1 | | + | | |
2 | | | + | |
3 | | | + | |
4 | | | + | |
5 | | | + | |
6 | | + | | |
7 | | | + | |
8 | | | + | |
9 | | | | + |
10 | | | + | |
В таблице 2 представлены результаты методики «Рукавички» для экспериментальной группы. Это необходимо для выявления влияния продуктивной деятельности на совершенствование навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
Рис.1 Уровень навыков общения контрольной и экспериментальной группы до обучения
Исходя их полученных данных, можно увидеть, что в рамках контрольной группы преобладает количество детей, имеющих средний уровень навыков общения – 50%. Всего 30% от общего числа испытуемых контрольной группы имеют высокий уровень навыков общения, а 20% - низкий.
В рамках экспериментальной группы выделяется 70% детей старшего дошкольного возраста, у которых был выявлен средний уровень навыков общения. Всего у 10 % детей высокий уровень, что значительно меньше по сравнению с контрольной группой детей. 20% от числа испытуемых экспериментальной группы детей имеют низкий уровень навыков общения, что соответствует данным контрольной группы.
Для совершенствования навыков общения детей старшего дошкольного возраста будем использовать различные виды продуктивной деятельности с целью выявления влияния на общение.
2.2 Совершенствование навыков общения детей старшего дошкольного возраста по средствам продуктивной деятельности
Работа по совершенствованию навыков общения детей старшего дошкольного возраста является вторым этапом работы – формирующим.
Для реализации данного этапа нами была разработана методика, целью которой выступило совершенствование навыков общения в процессе продуктивной деятельности.
Основными задачами были выделены:
1.Отобрать тематику и разработать этапы работы.
2.Создать предметно-развивающую среду для реализации методики.
3.Реализовать комплекс мероприятий с использованием продуктивной деятельности.
В ходе работы по совершенствованию навыков общения были сформированы следующие этапы:
-
Упражнение «Собери грузовик» — развитие зрительно-пространственных функций, мелкой моторики, сенсорных эталонов; уточнение и расширение словаря; развитие диалогической речи.
Воспитатель демонстрирует детям геометрические фигуры, предлагает сначала показать, а затем назвать их. Привлекает внимание детей к тому, что фигуры разных размеров и разных цветов. После этого воспитатель собирает на магнитной доске грузовик, называет его,
предлагает детям назвать ею всем вместе, а потом по одному.
Дети собирают грузовик на альбомных листах. В процессе работы воспитатель просит детей комментировать свои действия.
Например:
- Что ты делаешь?
Я приклеиваю кузов.
- Что везет наш грузовик?
Песок.
Далее воспитатель предлагает детям нарисовать желтой краской на кузове грузовика округлую линию — горку песка и закрасить ее. Затем провести черным карандашом внизу альбомного листа прямую горизонтальную линию — дорогу.
После этого следует работа в рамках полученной картинки ( продукту деятельности), где происходит развитие диалогической речи; обучение пониманию вопросов, заданных по картинке; развитие речевой активности; формирование грамматического строя речи.
• Беседа по вопросам
-
Это что? (Машина, грузовик.) -
Что есть у машины? (Кабина, кузов, колеса)
-
Какого цвета кузов у грузовика? А кабина? Колеса? -
Кто сидит в машине? (Шофер)
-
Где едет грузовик? (По дороге.) -
Что он везет в кузове? (Песок)
-
Игра «Газетный отчет». Дети заранее готовят рассказ, которым бы хотели поделиться со сверстниками. После того, как они сформулируют свой рассказ, необходимо с помощью рисунков отобразить его содержание, тем самым подкрепляя устную речь наглядным материалом. После этого происходит демонстрация полученной работы.
С помощью этой игры формируется словарный запас дошкольников, с помощью газеты (продукта деятельности) происходит наглядное подкрепление слов, что способствует их запоминанию в большей степени. В процессе реализации игры дети могут задавать друг другу вопросы, общаться, тем самым повышая коммуникативный уровень.
-
Речевое занятие с продуктивной деятельностью детей «Мы – журналисты». Для реализации этого занятия дети ознакомиться с профессией журналиста, выявить какое необходимо для этого оборудование и его сделать, прибегая к помощи воспитателя. После этого дети выбирает себя пару с целью проведения интервью на заранее продуманную тему.
Данное занятие направлено на развитие диалогического общения и игрового взаимодействия со сверстниками. Сделанное оборудование (фотографии, подборки газет и журналов, микрофон, видеокамера, блокноты, пишущие принадлежности) способствовали эффективному взаимодействию взрослого и детей, а также создавали условия для успешных практических действий детей в качестве журналистов. Дети научились вести диалог, приветствовать, задавать вопросы, завершать диалог. Дети работали в парах, выбирая себе пару для общения. Затем все дети превратились в фотокорреспондентов и фотографировали с помощью условных действий без реального предмета интересные объекты в группе. После чего дети рассказывали, что интересного им удалось сфотографировать.
Данный параграф должен описывать как Вы проводили эту работу, а не перечислять как в п. 1 и 2 параграфа. Этот параграф переписать.
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по совершенствованию навыков общения детей старшего дошкольного возраста по средствам продуктивной деятельности
С целью проверки эффективности развивающей работы был проведен следующий этап эксперимента - контрольный.
Цель: проверка влияния продуктивной деятельности на совершенствование навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 1.1
Сводная таблица данных контрольной группы
Номер испытуемого | Имя ребенка | Уровень навыков общения | ||
| | низкий | Средний | Высокий |
1 | | | + | |
2 | | | + | |
3 | | | + | |
4 | | | | + |
5 | | + | | |
6 | | | + | |
7 | | | | + |
8 | | + | | |
9 | | | + | |
10 | | | | + |
Таблица 3
Сводная таблица данных экспериментальной группы после обучения
Номер испытуемого | Имя ребенка | Уровень навыков общения | ||
| | низкий | Средний | Высокий |
1 | | | + | |
2 | | | | + |
3 | | | | + |
4 | | | + | |
5 | | | + | |
6 | | | + | |
7 | | | + | |
8 | | | + | |
9 | | | | + |
10 | | | | + |