Файл: Особенности инновационного маркетинга..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие конкурентоспособности современных предприятий зависит от их способности создавать и воспринимать инновации. Именно усиление конкуренции стало одним из важных факторов возникновения и становления маркетинга инноваций. Сегодня инновационная активность тесно связана с развитием экономики страны в целом, а также экономического развития самого предприятия. В условиях жесткой конкуренции и экономического кризиса необходимым условием является инновационная направленность в экономике. Поэтому необходимость инноваций можно рассматривать как инструмент для создания и удержания позиции на рынке, а также как возможность анализировать и угадывать потребительский спрос. Кроме того, разработка и использование инноваций способствует повышению имиджа компании на рынке и снижает ресурсоемкость продуктов. При этом от предприятия требуется обеспечение качества новых товаров, постоянного обновления продукции, а также заинтересованности внедрения инноваций. Немаловажным фактором является, и должная подготовка квалифицированных кадров в сфере инноваций, которые способны ориентироваться как в технических вопросах, так и в маркетинговых. Стоит подчеркнуть, что и поддержка государства инновационной деятельности необходима в нынешних экономических условиях.

Такое понятие как «инновация» в последнее время стало видоизменяться и трансформироваться, таким образом, что элементарное усовершенствование товара называют инновацией. Это обусловило необходимость теоретического анализа понятия, функций и задач маркетинга инноваций, а также его роли в социально-экономическом развитии.

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена рядом факторов. Прежде всего, тем, что инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития как страны в целом, так и любого предприятия в частности.

Для более полного освещения актуальности данной темы необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

Объектом исследования является СООО АЯКС, которое активно развивает инновации в сфере производства информационно-измерительных систем и применяет маркетинговые инструменты для продвижения своих инноваций.


Предметом исследования является организация маркетинга инноваций на предприятии.

Целью данной работы является рассмотрение сущности, определение понятия, классификации и функции маркетинга инноваций, влияние маркетинга на инновационную деятельность.

Задачами курсовой работы являются:

  • рассмотрение понятий инноваций и инновационной деятельности;
  • раскрытие значения маркетинга инноваций;
  • рассмотрение видов маркетинга инноваций;
  • рассмотрение инновационной деятельности СООО «Аякс», а также использования инструментов маркетинга инноваций предприятием;

1. Понятие и виды маркетинга инноваций

2. Понятие и характеристика инновационного продукта

Становление маркетинга инноваций тесно связано с развитием системы управления и ростом значения потребительского спроса. Сегодня предприятиям необходимо четко определять цели и сохранять конкурентоспособность на рынке. Преимущества предприятий неразрывно связаны с изменениями внешней и внутренней среды, требующими инноваций. Маркетинг инноваций, в данном случае, связан как раз с новыми продуктами и новыми технологиями.

Маркетинг инновации - это процесс, который включает планирование производства инноваций, исследование рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения инноваций и развертывание служб сервиса. Исходя их этого можно сказать, что маркетинг инноваций - это совокупность стратегий, эффективных инструментов бизнеса, функций, менеджмента и методологической базы. Однако, чтобы правильно и эффективно управлять всеми инструментами маркетинга, следует понимать, что же такое инновация в современном понимании.

Под инновацией следует понимать новшество, которое обеспечивает рост эффективности продуктов, услуг или процессов, которые являются востребованными потребителями, рынком. Также инновационными можно назвать товары, которые удовлетворяет новые потребности потребителя или удовлетворяет традиционные потребности в новом ключе.

Однако наиболее точным является следующее определение: инновация - это коммерческое использование результатов творческой деятельности, нацеленной на разработку, создание и распространение новых конкурентоспособных видов продукции, технологий, форм и методов управления, основу которых составляют объекты интеллектуальной собственности.


Перед тем, как приступить к разработке инновационного продукта следует определить, для кого и почему он предназначен, какие потребности ему предстоит удовлетворять и на какие вопросы ответить потребителю. Если придерживаться данного подхода при разработке, можно дать хороший старт правильному позиционированию предприятия.

Инновационные продукты можно разделить на следующие группы:

  • технологические;
  • производственные;
  • маркетинговые и логистические;
  • коммерческие;
  • организационно-управленческие.

По типу инноваций выделяют:

материально-технические (продуктовые и технологические);

социальные.

Продуктовые инновации способствуют росту прибыли посредствам повышения цены на новый продукт, а также если увеличивается объем продаж. Если говорить о прибыли за счет повышения цены, то такой вариант возможен при условии, что существует неудовлетворенный спрос либо проводится активная сбытовая и рекламная кампания.

Получение прибыли за счет увеличения объема продаж возможно в случае, когда предприятие создает новый продукт и заполняет им собственную «нишу», при этом удерживая статус монопольного.

Технологические инновации улучшают экономические показатели за счет работы над совершенствованием используемых материалов или процесса изготовления. Это в значительной степени снижает издержки и повышает качество продукции.

Социальные инновации включают экономические и организационно-управленческие методы, поиск решений и контроль над исполнением. Социальные инновации отличаются от материально-технических тем, что они тесно связаны с общественными отношениями и деловой средой, они, как правило, зависят от использования новшеств от групповых или личностных качеств, а также стимулируют активность в процессе создания. Из многообразия социальных инноваций наибольшую значимость имеют инновации человеческой деятельности.

Всемирная практика показала, что часто понятия новшество, новация, нововведение, инновация отождествляют. Это можно объяснить. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы являются результатом умственной и творческой деятельности. Однако это не значит, что они будут приняты потребителем и реализуются в будущем. Только тогда, когда смогут получить успех на рынке, их можно считать инновацией. Главное свойство и предназначение инновации - приносить коммерческий или некоммерческий эффект. Поэтому инновацию можно рассматривать как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Исходя из этого, можно определить, что же такое инновационная деятельность.


Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары, или товары с новыми качествами (инновации). Основополагающим для осуществления инновационной деятельности являются экономические условия. Еще американский экономист Джеймс Брайт, подчеркнул, что инновационная деятельность - единственный в своем роде процесс, который объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он начинается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Однако если говорить о крупных инновациях, то наиболее мощное влияние на общество, как утверждает американский исследователь Менш, происходит в фазе депрессии экономики. Появление крупных инноваций в период 1935- 1945 гг., и позже в 1970-е гг как раз подтверждает эту теорию. Условия выживания и система потребностей в кризисные моменты подвергаются трансформациям, а прежние технические решения оказываются недейственными, что заставляет генерировать новые идеи.

Правда, все современные технологии в большей степени ориентированы на удовлетворение индивидуальных потребностей. Отсюда, акцент делается не столько на технической, сколько на социальной и экономической стороне инноваций.

В маркетинге же инновационная деятельность, как правило, осуществляется по всему циклу отношений в цепи «производитель - покупатель». Однако здесь возможны ограничения, тормозящие внедрение инноваций в сфере маркетинга:

  • наличие государственных и социальных ограничений, сужающих рамки использования инновационных идей (безопасность продукта для потребителя, экологическая совместимость);
  • дороговизна процессов разработки и реализации маркетинговых проектов;
  • недостаток капитала у предприятий;
  • сокращение жизненного цикла товаров в результате копирования новинки конкурентами и др.;
  • рост затрат на развитие новых продуктов;
  • глобализация конкуренции; снижение рентабельности торговых марок компаний-последователей;
  • неудачное позиционирование нового товара, неэффективная рекламная кампания или слишком завышенная цена.

Основные черты инновационной деятельности:

  • Инновационная деятельность имеет важное значение для фирм в современном мире, так как она способствует усилению их конкурентоспособности и, следовательно, увеличению прибыли.
  • Решающее значение в успешности инновационной деятельности предприятия имеет маркетинг инноваций, так как он является связующей цепочкой между производителем и потребителем нового товара.
  • При продвижении инновационного продукта компаниям необходимо ориентироваться в первую очередь на рынок, а для этого необходимо проводить маркетинговые исследования для получения оперативной и достоверной информации, необходимой для принятия управленческих решений.

3. Понятие маркетинга инноваций

Маркетинг инноваций - это маркетинговая деятельность по определению и продвижению товаров (услуг, технологий), которые обладают существенно новыми свойствами. То есть, маркетинг инноваций предполагает выведение на рынок инновационной продукции. Существует множество определений маркетинга инноваций. Основные из них приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные трактовки понятий «маркетинг инноваций»

Автор

Определение

К.П. Янковский

Маркетинг инноваций - это проверка изделий, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная компания

Л.Н. Оголева

Маркетинг инноваций - это основа работы всей маркетинговой службы, направленной на исследование рынка и поиск конкурентной стратегии предприятия

И.Т.Балабанов

Маркетинг инноваций - это системный подход продуцентов (производителей инноваций) к управлению производством инноваций и посредников (продавцов) к управлению реализацией инноваций, а также покупателей к управлению купленными инновациями, представляя маркетинг как процесс, включающий в себя планирование производства новаций, исследование рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения инноваций и развертывание служб сервиса

Е.В. Кулаченко

Маркетинг инноваций - это инструмент управления инновационным предприятием, объединяющий и координирующий все функциональные подразделения на основе выработанной стратегии и включающий в себя следующие функции: определение потребностей покупателя в инновационном продукте; проведение комплексного исследования рынка и анализ сложившейся экономической конъюнктуры; прогноз и планирование потребительских свойств инновационного продукта; оценка инновации с точки зрения производственных и финансовых возможностей предприятия; разработка плана маркетинга инноваций; проведение тактических мероприятий по внедрению разработанного плана; анализ эффективности проведенных мероприятий, выявление «узких мест» и коррекция плана маркетинга по мере необходимости

А.С. Панкрухин

Маркетинг инноваций - это маркетинговая деятельность по определению и продвижению товаров и/или технологий, которые обладают существенно новыми свойствами (устойчивыми конкурентными преимуществами)