ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если вслед за этим небо покрывается пеленой перисто-слоистых облаков, вероятность ухудшения погоды увеличивается.
3. Появление зыби при слабом ветре предвещает шторм. По мере приближения шторма зыбь усиливается.
4. Быстрое движение облаков при слабом ветре у поверхности земли указывает на приближение шторма; направление усиливающегося ветра будет совпадать с направлением движения облаков.
Особые метеорологические явления. Грозы отмечаются нечасто. Среднее годовое число дней с грозой колеблется от 7 до 17, причем на юге описываемого района оно больше, чем на севере. Грозы наблюдаются преимущественно с мая по сентябрь, когда среднее месячное число дней с ними достигает 4. Грозы, как правило, сопровождаются ливневыми дождями.
В открытом море грозы наблюдаются реже, чем на побережье.
Навигационно-географический очерк.
Общие сведения. Южная граница описываемого района идет от мыса Фальстербудде на юг и затем на запад по проливу Фемарнбельт до мыса Пельсхук. Северной границей района является линия, соединяющая залив Марстрандс-фьорд (западную оконечность острова Кловерё) с мысом Скагген.
Развитая сеть средств навигационного оборудования описываемого района и имеющееся здесь значительное количество приметных пунктов обеспечивают безопасность плавания по проливам круглосуточно. Наличие характерных мысов, полуостровов и островов облегчает радиолокационную ориентировку.
Из-за интенсивного судоходства наибольшую угрозу при плавании в проливах создает опасность столкновения судов, особенно в плохую видимость. При следовании по проливам надлежит учитывать, что суда и паромы, курсирующие между датскими и шведскими портами, пересекают проливы.
Берега. Западное побережье южной части Швеции имеет равнинный характер; по мере удаления от береговой линии оно постепенно повышается и переходит в Южно-Шведскую возвышенность (высота 200-400 м над уровнем моря). Вблизи береговой линии встречаются дюны,
В южную часть западного берега Швеции вдается несколько широких бухт, удобных для якорной стоянки. Северная часть этого берега, начиная от порта Варберг
++(57°05" N, 12°15' E), изрезана большим количеством узких длинных бухт; вблизи нее лежат многочисленные острова, что придает берегу шхерный характер.
Проливы и острова. Между западным берегом Швеции и полуостровом Ютландия расположен архипелаг, состоящий более чем из 150 островов; самыми крупными из них являются острова Зеландия, Фон. Мён, Фальстер, Лолланн и Лангеланн. Острова эти холмисты, высота холмов не более 150 м. Берега островов сильно изрезаны бухтами.
Острова, лежащие в южной части описываемого района, разделены многочисленными проливами. Из них наиболее важное значение имеют: пролив Зунд, рИасположенный между западным берегом Швеции и островом Зеландия; пролив Большой Бельт, разделяющий острова Фюн и Зеландия, и пролив Малый Бельт, пролегающий между восточным берегом полуострова Ютландия и островом фон. Все три пролива соединяют Балтийское море с проливом Каттегат, расположенным северной части описываемого района, а пролив Каттегат, в свою очередь, соединен с проливом Скагеррак.
Пролив Каттегат имеет ширину от 30 до 80 миль, однако плавание по проливу в значительной мере затруднено расположенными посредине него островами, скалами, обширными банками, а также опасностями, простирающимися на большое расстояние от берега. В этом проливе имеются два фарватера, один из которых проходит восточнее, а другой западнее островов, скал и банок, лежащих посредине пролива,
Глубины, рельеф дна и грунт. В южной части пролива Зунд глубины преимущественно 8—16 м, а в северной части 15—30 м. Наиболее мелководные участки расположены к югу от параллели порта Копенгаген в проходах Дрогден и Флинтреннан, где глубины на фарватерах менее 10 м. с юга в порт Копенгаген по проливу Зунд могут проходить лишь суда с осадкой не более 7,6 м.
На фарватере пролива Большой Бельт глубины в среднем около 25 м; наибольшая глубина отмечается недалеко от южного входа в пролив, у восточного берега острова Лангеланн,
В южной части пролива Малый Бельт преобладают глубины 20—35 м, в средней части 15-18 м, в северной 16—18 м. Наиболее о мелководны проходы Орё-Сунн и Фюрреннен.
В южной части пролива Қаттегат глубины колеблются от 11—18 м на западе до 40 м на востоке. На западе северной части пролива Каттегат глубина в среднем 30 м, а на востоке 50 м.
Дно в описываемом районе неровное; в большей части района грунт якоря держит хорошо.
Средства навигационного оборудования. В описываемом районе хорошо развита сеть средств навигационного оборудования. Здесь установлено много береговых и плавучих маяков, светящих знаков; большинство фарватеров и опасностей ограждается светящими и несветящими буями и вехами. Важнейшие фарватеры оборудованы створами светящих и несветящих знаков. Многие береговые и плавучие маяки снабжены новейшими звукосигнальными и радиомаячными установками; на этих же маяках имеются сигнальные станции, сообщающие сведения о течениях, льдах, ветрах и о состоянии плавучих средств навигационного оборудования на основных фарватерах.
При плавании в условиях пониженной видимости можно также пользоваться радионавигационной системой Декка (датская цепь).
Значительная часть береговых и плавучих средств навигационного оборудования действует в течение почти всего года. На надежность местоположения буев и вех, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться нельзя.
Районы с особым режимом плавания. На подходах к проливам и в них самих имеются бывшие опасные от мин районы, многочисленные районы боевой подготовки, а также районы, запретные для плавания, постановки на якорь и лова рыбы.
У побережья Швеции имеются бывшие опасные от мин районы, запретные для постановки на якорь и лова рыбы. Проходить через них во время грозы не рекомендуется из-за возможного случайного взрыва мин.
На подходах к порту Гётеборг (57°42 N, 11°57” Е) расположены запретные зоны Бьёркё и Стюрсё и контрольный район Бьёркё-Стюрсё. в этих зонах и районе пребывание иностранцев и иностранных судов регламентируется специальными правилами (см. стр. 56).
Системы разделения движения установлены на подходе к проливу Зунд Ѕ между портами Хельсингёр и Хельсингборг, а также в проходах Кадетринне и Эстерреннен.
Зоны и линии разделения движения, а также полосы движения и рекомендованные пути показаны на картах.
Порты и якорные места. У западного побережья Швеции расположено несколько портов, из которых наиболее значительны порты Лимхамн, Мальмё, Ландскруна, Хельсингборг, Хальмстад и Гётеборг.
Самым крупным портом и военно-морской базой Дании является порт Копенгаген к наиболее значительным относятся порты Хельсингёр, Корсёр, Свеннборг, Сённерборг, Обенро, Ассенс, Кольдинг, Фредерисия, Оденсе, Орхус, Ольборг и Фредериксхавн.
Все приведенные выше порты, а также расположенные в этом районе многочисленные гавани и рейды могут быть использованы для постановки на якорь в штормовую погоду. Кроме того, суда, застигнутые туманом, могут становиться на якорь в любом месте описываемых в данной лоции проливов, где позволяет осадка судна, но в стороне от фарватеров и обычных путей следования судов.
1.2.2 пролив Каттигат
Гидрометеорологические условия
Гидрометеорологические условия для плавания судов в описываемом районе в целом несложные.
Затруднения могут возникать с октября по март-апрель, когда наблюдаются сильные ветры и волнение, часты туманы; кроме того, с декабря по март возможно обледенение судов.
Зимой условия плавания усложняет ледяной покров; наибольшего развития он достигает в феврале. В умеренные зимы судоходство осуществляется свободно, за исключением небольшого периода, когда в отдельных местах может потребоваться помощь ледокола. В суровые зимы все проливы покрываются сплошным неподвижным льдом, препятствующим навигации. В очень суровые зимы в отдельных пунктах судоходство прекращается на 50-75 дней.
С мая по сентябрь гидрометеорологические условия для плавания 15 судов более благоприятные. В это время сильные ветры и туманы довольно редки, преобладают волны высотой менее 1 м.
Температура и влажность воздуха. Средняя месячная температура воздуха самых холодных месяцев года (январь и февраль) колеблется от -1 до 0,5 °C.
Абсолютный минимум температуры воздуха -26°С (город Гётерборг, январь).
Средняя месячная температура воздуха самых теплых месяцев года (июнь -август) 14-18 °C.
Абсолютный максимум температуры воздуха 33°C (город Копенгаген, июнь, июль).
Наибольшая относительная влажность воздуха отмечается в октябре - марте и составляет в среднем за месяц 80-90 %. В апреле - сентябре она колеблется от 60 до 80 %, причем наименьшие значения относительной влажности воздуха наблюдаются в мае и нюне.
Ветры. В описываемом районе в течение года почти повсеместно преобладают ветры от SW и W, суммарная повторяемость которых 25-50 %. Наибольшая повторяемость ветра от SW отмечается с сентября по январь - февраль, а ветра от W - с июня по август - сентябрь.
Из ветров других направлений с сентября по май часты ветры от SE и Е, а с июня по август - от NW.
Средняя месячная скорость ветра в течение года почти повсеместно 4-7 м/с, причем осенью и зимой она больше, чем весной и летом. Исключением является район светящего буя № 1 (57°47' N, 10°46' E), где с апреля по август средняя скорость ветра составляет 2-3 м/с за месяц.
Штили наблюдаются редко; повторяемость их в течение года обычно не превышает 5 % и только в районе города Гётеборг она составляет 10-25 %.
Ветры со скоростью 15 м/с и более на побережье особенно часты с октября по февраль, когда число дней с ними в среднем за месяц достигает 6; с марта по сентябрь среднее месячное число дней с таким ветром не более 1-3.
В проливах частота ветра со скоростью 17 м/с и более редко превышает 3%, только в ноябре - январе в проливе Каттегат она увеличивается до 9%.
Во время штормовых ветров на мелководных участках входы в небольшие гавани, например, входы в гавани Тун и Себи, расположенные недалеко от полуострова Ютландия, засыпаются песком.
Ветры со скоростью 15 м/с и более в проливах зимой и осенью возможны с любого направления, а весной и летом чаще всего с NW и W. На побережье такие ветры дуют в основном с - SW и W.
Бризы наблюдаются, как правило, с мая по сентябрь.
Туманы. Среднее годовое число дней с туманом повсеместно изменяется от 30 до 46, и только в районе города Свеннборг оно достигает 83. Туманы чаще всего наблюдаются с октября - ноября по март, когда среднее месячное число дней с ними колеблется от 1 до 8, а в районе города Свеннборг - от 7 до 14. С апреля по сентябрь это число повсеместно не превышает 4. Реже всего туманы бывают в июне - августе.
В описываемом районе осенью и зимой наблюдаются радиационные туманы, которые появляются обычно в ранние утренние часы и рассеиваются к полудню.
Для весны и лета характерны адвективные туманы, встречающиеся обычно в виде чередующихся гряд и распространяющиеся на берег при светрах с моря.
Видимость. В описываемом районе в течение всего года преобладает видимость 11-27 миль, повторяемость которой с мая по сентябрь 465-90 % а с октября по апрель 40-80 %.
Повторяемость видимости 2 мили и менее в большей части района с октября по апрель изменяется от 5 до 15 %, а с мая по сентябрь она не превышает 5 %.
Повторяемость видимости менее 0,5 мили с января по март повсеместно 5-10 %. в апреле - мае, а также в октябре - декабре она обычно колеблется от 1 до 7 %, а в июне - сентябре не превышает 2 %. в суточном ходе такая видимость чаще всего наблюдается рано утром и около полудня.
Местные признаки погоды. 1. Падение атмосферного давления на 3 - 4 гпа и более в течение 3 ч предвещает шторм.
2. Если перистые облака движутся от западной половины горизонта с такой скоростью, что их перемещение легко обнаруживается невооруженным глазом, следует ожидать наступления ветреной дождливой погоды.
Если велед за этим небо покрывается пеленой перисто-слоистых облаков, вероятность ухудшения погоды увеличивается.
3. Появление зыби во время маловетрия указывает на приближение шторма, чем быстрее увеличивается зыбь, тем быстрее наступает шторм,
4. Быстрое движение облаков при слабом ветре у поверхности земли указывает на приближение шторма; при этом усиление ветра следует ожидать от того направления, откуда движутся облака.