Файл: Литература Конституция рф от 12. 12. 1993 (в посл редакции).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема № 21.5.11.л. «Взаимодействие нарядов ППС с гражданами, представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и с общественными формированиями при осуществлении охраны общественного порядка»
ЛИТЕРАТУРА:
-
Конституция РФ от 12.12.1993 (в посл. редакции); -
Федеральный закон РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в посл. редакции); -
Кодекс РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях» (в посл. редакции); -
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63 (в посл. редакции); -
Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»; -
Федеральный закон от 05.12.2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»; -
Закон Новосибирской области от 01.07.2015 г. № 566-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка на территории Новосибирской области»; -
Приказ МВД России от 10.01.2012 г. № 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции»; -
Приказ МВД РФ от 15.08.2011 № 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к исполнению обязанностей, возложенных на полицию; -
Приказ МВД РФ от 29.04.2015 № 495дсп «Об утверждении Инструкции организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел»; -
Приказ ГУ МВД России по Новосибирской области от 28.10.2016 № 528 «Об утверждении Положения об Управлении организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Главного управления МВД России по Новосибирской области»; -
Приказ МВД РФ от 25.11.2019 № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах»; -
Приказ МВД РФ от 28.06.2021 № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России».
Учебный вопрос № 1.
Взаимодействие ППС с общественными формированиями и гражданами по охране общественного порядка.
Обеспечение общественного порядка, правопорядка является одним из основных направлений деятельности государства, в частности, органов полиции. Вместе с тем, органы полиции должны стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан, а также взаимодействовать с общественными объединениями, организациями и гражданами. Актуальность взаимодействия между органами полиции и общественными объединениями состоит в том, что через такое взаимодействие осуществляется внутреннее управление элементами государственно-общественной системы, определяется роль общественных организаций в этой системе обеспечения общественного порядка и их влияние на эффективность деятельности всей государственно-общественной системы обеспечения общественного порядка. Эффективность обеспечения правопорядка также может определяться с помощью «конструктивного сотрудничества» правоохранительных органов и общественных объединений.
Охрана общественного порядка, это та сфера, в которой ежедневно пересекаются интересы практически всех граждан страны. Без поддержания спокойствия, правопорядка в общественных местах невозможно нормальное функционирование государственных и общественных институтов. Поэтому важно, чтобы в поддержании такого спокойствия участвовали сами граждане.
Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы и принятые в их исполнение иные нормативные акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты.
Осознавая необходимость оказания общественной поддержки усилиям, предпринимаемым государством в деле противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности, в субъектах
Российской Федерации продолжается процесс формирования правовых основ, принципов и форм добровольного участия граждан в охране общественного порядка, оказания с их стороны необходимого содействия органам внутренних дел.
В настоящее время принято более 500 различных региональных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность общественных объединений правоохранительной направленности, определены права и обязанности граждан, участвующих в данной работе
, реализуются свыше 200 региональных и муниципальных программ, предусматривающих финансирование деятельности общественных формирований правоохранительной направленности.
Таким образом, вопросы участия граждан в охране общественного порядка регламентированы не связанными друг с другом федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Таким законом является Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка». Концепция закона исходит из того, что участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в трёх основных формах, представляющих собой:
- самостоятельную защиту гражданами прав и законных интересов в сфере общественного порядка, когда граждане вправе принимать меры, не противоречащие законодательству, по самозащите прав и свобод в сфере охраны общественного порядка, а также обращаться с предложениями по вопросам охраны общественного порядка в органы, уполномоченные осуществлять охрану общественного порядка;
- объединение граждан в целях охраны общественного порядка,предполагающее участие граждан в деятельности общественных объединений, формирований общественной самодеятельности, а также в деятельности народных дружин;
- участие граждан в работе органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка, выражающееся в содействии органам внутренних дел и другим органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, либо в сотрудничестве на внештатной основе с органами внутренних дел.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» указываются основные формы участия граждан в охране общественного порядка:
- участие в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции);
- участие в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;
- участие в работе координационных, консультативных экспертных и совещательных органов по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции);
- информирование органов внутренних дел (полиции) о правонарушениях и об угрозах общественному порядку.
Впервые на законодательном уровне определяется деятельность граждан в поиске лиц, пропавших без вести (ст. 8 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка»).
Согласно закону, граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе принимать участие в поиске лиц, пропавших без вести. Они имеют право:
- оказывать помощь органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести;
- получать от органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести;
- осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка», другими федеральными законами.
В качестве субъектов административно-правовых отношений, возникающих в процессе участия граждан в охране общественного порядка, согласно положениям закона могут выступать:
- граждане;
- внештатные сотрудники полиции;
- общественные объединения правоохранительной направленности;
- народные дружины. При этом сфера их деятельности по участию в охране общественного порядка ограничена общественным местом.
Индивидуальной формой участия граждан в охране общественного порядка предусматривается их внештатное сотрудничество с органами внутренних дел.
Принципы и порядок привлечения граждан к сотрудничеству с полицией в качестве внештатных сотрудников определены Инструкцией по организации деятельности внештатных сотрудников полиции, утвержденной приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 8.
Внештатными сотрудниками полиции являются граждане, изъявившие желание оказывать помощь полиции и привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе в порядке, установленном Приказом МВД от 10.01.2012 г. № 8.
Подбор кандидатов в качестве внештатных сотрудников полиции осуществляется сотрудниками подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Личные и деловые качества лица, подобранного в качестве кандидата для зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции, изучаются и проверяются. Результаты изучения (проверки) оформляются рапортом сотрудника, проводившего изучение (проверку) кандидата, с указанием вывода о возможности либо невозможности его зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции.
Для рассмотрения вопроса о зачислении внештатным сотрудником полиции и оформления личного дела, гражданин представляет в орган внутренних дел:
- заявление на имя соответствующего руководителя органа внутренних дел с просьбой рассмотреть вопрос о его зачислении внештатным сотрудником полиции;
- заявление о согласии на обработку персональных данных;
- анкету, в которой указываются: фамилия, имя, отчество кандидата (если менялись, указываются также прежние), дата и место рождения, гражданство, семейное положение, серия, номер, дата и место выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, подразделение (орган), выдавшее паспорт, образование, с указанием законченного образовательного учреждения, сведения о привлечении к уголовной и административной ответственности, месте работы (учебы), адрес, место регистрации, контактные телефоны;
- две фотографии 4 x 6 см без уголка;
- копии заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации.
Материалы, представляются сотрудником, проводившим изучение кандидата, руководителю органа внутренних дел для принятия решения о возможности оформления кандидата в качестве внештатного сотрудника полиции. В случае принятия положительного решения материалы передаются в подразделение по работе с личным составом для подготовки проекта приказа.
Решение о зачислении лица в качестве внештатного сотрудника полиции оформляется приказом руководителя органа внутренних дел.
В приказе о зачислении внештатного сотрудника полиции должен указываться сотрудник органа внутренних дел, координирующий его деятельность.
При необходимости (в случае увольнения ответственного сотрудника органа внутренних дел, его перевода на другую должность или в другое подразделение, возникновения других обстоятельств, препятствующих осуществлению координации) на основании приказа руководителя органа внутренних дел производится замена ответственного сотрудника органа внутренних дел.