Файл: Литература Конституция рф от 12. 12. 1993 (в посл редакции).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема № 21.5.11.л. «Взаимодействие нарядов ППС с гражданами, представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и с общественными формированиями при осуществлении охраны общественного порядка»
ЛИТЕРАТУРА:


  1. Конституция РФ от 12.12.1993 (в посл. редакции);

  2. Федеральный закон РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в посл. редакции);

  3. Кодекс РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях» (в посл. редакции);

  4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63 (в посл. редакции);

  5. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;

  6. Федеральный закон от 05.12.2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;

  7. Закон Новосибирской области от 01.07.2015 г. № 566-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка на территории Новосибирской области»;

  8. Приказ МВД России от 10.01.2012 г. № 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции»;

  9. Приказ МВД РФ от 15.08.2011 № 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к исполнению обязанностей, возложенных на полицию;

  10. Приказ МВД РФ от 29.04.2015 № 495дсп «Об утверждении Инструкции организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел»;

  11. Приказ ГУ МВД России по Новосибирской области от 28.10.2016 № 528 «Об утверждении Положения об Управлении организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Главного управления МВД России по Новосибирской области»;

  12. Приказ МВД РФ от 25.11.2019 № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах»;

  13. Приказ МВД РФ от 28.06.2021 № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России».


Учебный вопрос № 1.
Взаимодействие ППС с общественными формированиями и гражданами по охране общественного порядка.
Обеспечение общественного порядка, правопорядка является одним из основных направлений деятельности государства, в частности, органов полиции. Вместе с тем, органы полиции должны стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан, а также взаимодействовать с общественными объединениями, организациями и гражданами. Актуальность взаимодействия между органами полиции и общественными объединениями состоит в том, что через такое взаимодействие осуществляется внутреннее управление элементами государственно-общественной системы, определяется роль общественных организаций в этой системе обеспечения общественного порядка и их влияние на эффективность деятельности всей государственно-общественной системы обеспечения общественного порядка. Эффективность обеспечения правопорядка также может определяться с помощью «конструктивного сотрудничества» правоохранительных органов и общественных объединений.

Охрана общественного порядка, это та сфера, в которой ежедневно пересекаются интересы практически всех граждан страны. Без поддержания спокойствия, правопорядка в общественных местах невозможно нормальное функционирование государственных и общественных институтов. Поэтому важно, чтобы в поддержании такого спокойствия участвовали сами граждане.

Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы и принятые в их исполнение иные нормативные акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты.

Осознавая необходимость оказания общественной поддержки усилиям, предпринимаемым государством в деле противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности, в субъектах
Российской Федерации продолжается процесс формирования правовых основ, принципов и форм добровольного участия граждан в охране общественного порядка, оказания с их стороны необходимого содействия органам внутренних дел.

В настоящее время принято более 500 различных региональных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность общественных объединений правоохранительной направленности, определены права и обязанности граждан, участвующих в данной работе

, реализуются свыше 200 региональных и муниципальных программ, предусматривающих финансирование деятельности общественных формирований правоохранительной направленности.

Таким образом, вопросы участия граждан в охране общественного порядка регламентированы не связанными друг с другом федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Таким законом является Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка». Концепция закона исходит из того, что участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в трёх основных формах, представляющих собой:

- самостоятельную защиту гражданами прав и законных интересов в сфере общественного порядка, когда граждане вправе принимать меры, не противоречащие законодательству, по самозащите прав и свобод в сфере охраны общественного порядка, а также обращаться с предложениями по вопросам охраны общественного порядка в органы, уполномоченные осуществлять охрану общественного порядка;

- объединение граждан в целях охраны общественного порядка,предполагающее участие граждан в деятельности общественных объединений, формирований общественной самодеятельности, а также в деятельности народных дружин;

- участие граждан в работе органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка, выражающееся в содействии органам внутренних дел и другим органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, либо в сотрудничестве на внештатной основе с органами внутренних дел.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» указываются основные формы участия граждан в охране общественного порядка:

- участие в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции);

- участие в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;

- участие в работе координационных, консультативных экспертных и совещательных органов по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции);

- информирование органов внутренних дел (полиции) о правонарушениях и об угрозах общественному порядку.

Впервые на законодательном уровне определяется деятельность граждан в поиске лиц, пропавших без вести (ст. 8 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка»).


Согласно закону, граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе принимать участие в поиске лиц, пропавших без вести. Они имеют право:

- оказывать помощь органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести;

- получать от органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести;

- осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка», другими федеральными законами.

В качестве субъектов административно-правовых отношений, возникающих в процессе участия граждан в охране общественного порядка, согласно положениям закона могут выступать:

- граждане;

- внештатные сотрудники полиции;

- общественные объединения правоохранительной направленности;

- народные дружины. При этом сфера их деятельности по участию в охране общественного порядка ограничена общественным местом.

Индивидуальной формой участия граждан в охране общественного порядка предусматривается их внештатное сотрудничество с органами внутренних дел.

Принципы и порядок привлечения граждан к сотрудничеству с полицией в качестве внештатных сотрудников определены Инструкцией по организации деятельности внештатных сотрудников полиции, утвержденной приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 8.
Внештатными сотрудниками полиции являются граждане, изъявившие желание оказывать помощь полиции и привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе в порядке, установленном Приказом МВД от 10.01.2012 г. № 8.

Подбор кандидатов в качестве внештатных сотрудников полиции осуществляется сотрудниками подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.


Личные и деловые качества лица, подобранного в качестве кандидата для зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции, изучаются и проверяются. Результаты изучения (проверки) оформляются рапортом сотрудника, проводившего изучение (проверку) кандидата, с указанием вывода о возможности либо невозможности его зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции.

Для рассмотрения вопроса о зачислении внештатным сотрудником полиции и оформления личного дела, гражданин представляет в орган внутренних дел:

- заявление на имя соответствующего руководителя органа внутренних дел с просьбой рассмотреть вопрос о его зачислении внештатным сотрудником полиции;

- заявление о согласии на обработку персональных данных;

- анкету, в которой указываются: фамилия, имя, отчество кандидата (если менялись, указываются также прежние), дата и место рождения, гражданство, семейное положение, серия, номер, дата и место выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, подразделение (орган), выдавшее паспорт, образование, с указанием законченного образовательного учреждения, сведения о привлечении к уголовной и административной ответственности, месте работы (учебы), адрес, место регистрации, контактные телефоны;

- две фотографии 4 x 6 см без уголка;

- копии заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации.

Материалы, представляются сотрудником, проводившим изучение кандидата, руководителю органа внутренних дел для принятия решения о возможности оформления кандидата в качестве внештатного сотрудника полиции. В случае принятия положительного решения материалы передаются в подразделение по работе с личным составом для подготовки проекта приказа.

Решение о зачислении лица в качестве внештатного сотрудника полиции оформляется приказом руководителя органа внутренних дел.

В приказе о зачислении внештатного сотрудника полиции должен указываться сотрудник органа внутренних дел, координирующий его деятельность.

При необходимости (в случае увольнения ответственного сотрудника органа внутренних дел, его перевода на другую должность или в другое подразделение, возникновения других обстоятельств, препятствующих осуществлению координации) на основании приказа руководителя органа внутренних дел производится замена ответственного сотрудника органа внутренних дел.