Файл: Планирование затрат и методы разработки бюджета проекта На примере предприятия дпо рб Учебный центр гсзн.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, нами была рассмотрена организационная структура ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН». Руководство Учреждением возглавляет директор. Ему подчиняются начальник АХО, заместитель директора по общим вопросам, заместитель директора по УПР, административно-управленческий персонал, главный бухгалтер и непосредственно бухгалтерия. Бухгалтерия так же подчиняется главному бухгалтеру.
Рассмотрим основные экономические показатели ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН».
Таблица 1 - Динамика основных экономических показателей ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН» 11
Показатели | 2019 год | 2020 год | 2021 год | ||||
Значение | Абс. изм. | Темп роста, % | Значе ние | Абс. Изм. | Темп рота, % | ||
Выручка от реализации, ты с. руб. | 6206440 | 7027055 | 820615 | 113,2 | 5971211 | -235229,0 | 96,2 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 3216685 | 3570471 | 353786 | 111,0 | 3077636 | -139049,0 | 95,7 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. | 2 048 126 | 2479060 | 430934 | 121,0 | 1 917 081 | -131045,0 | 93,6 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 2050296 | 1702534 | -347762 | 83,0 | 1607070 | -443226,0 | 78,4 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 7135622 | 7329528,5 | 193906,5 | 102,7 | 5783601 | -1352021,0 | 81,1 |
Фондоотдача, руб./руб. | 0,451 | 0,487 | 0,036 | 108,1 | 0,532 | 0,1 | 118,0 |
Фондоемкость, руб./руб. | 2,218 | 2,053 | -0,165 | 92,5 | 1,879 | -0,3 | 84,7 |
Фондовооруженность, руб/чел. | 1590,64 | 1640,08 | 49,440 | 103,1 | 1287,82 | -302,8 | 81,0 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 7112978,5 | 8191844 | 1078865,5 | 115,2 | 9093508 | 1980529,5 | 127,8 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, в оборотах | 0,87 | 0,86 | -0,015 | 98,3 | 0,66 | -0,2 | 75,3 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 4486 | 4469 | -17 | 99,6 | 4491 | 5,0 | 100,1 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. | 1383,51 | 1572,4 | 188,89 | 113,7 | 1329,59 | -53,9 | 96,1 |
Фонд оплаты труда (годовой), тыс. руб. | 2330333 | 2241650,4 | -88683,05 | 96,2 | 2365319,88 | 34986,4 | 101,5 |
Среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. | 43,2 | 41,8 | -1,49 | 96,6 | 43,89 | 0,6 | 101,4 |
Рентабельность, % | 33,0 | 24,2 | -8,81 | 73,3 | 26,9 | -6,1 | 81,5 |
В целом выручка компании по годам имеет отрицательную тенденцию, так значение данного показателя снизилось на 235229,0 тыс. руб. При этом темп снижения чистой прибыли превысил темп снижения выручки, что является негативным фактором.
Показатель фондоотдачи находится на низком уровне, что свидетельствует о неэффективной эксплуатации имеющегося оборудования и технических средств в производственном процессе. Такая же картина и по оборачиваемости оборотных средств, значение которой на низком уровне. При этом фонд заработной платы вырос на 1,5% а среднемесячная заработная выросла на 1,4%.
Среднесписочная численность персонала за анализируемый период снизилась на 5 человек, что произошло из-за сокращения штата.
Рентабельность основной деятельности за период упала на 18,5%.
2.2 Оценка системы бюджетирования проекта на предприятии
Система бюджетирования проекта в ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН»делится на фазы, включающие планирование, исходя из возможностей фирмы и прогнозов, учет и контроль, коррекция на основе анализа.
Рассмотрим их подробнее:
-
Прогнозирование. Перед составлением планов необходимо определиться с целями, которые являются отправной точкой в бюджетировании. Это нужно для того, чтобы после получения определенных результатов понимать, осуществила ли компания свои намерения. -
Планирование. Эта стадия является своеобразным совмещением системы бизнеса в один цельный механизм. Чтобы грамотно распланировать бюджет, следует соотнести поставленные цели с возможностями предприятия и продуктивностью отделений. Важно учитывать ресурсы не только одного отделения, а всех отделений, которые объединены общим планом. -
Учет и контроль. Мониторинг выполнения бюджета помогает быстро реагировать на возможные проблемы и вовремя их устранять. Оперировать можно только точными цифрами, четко структурированными данными и проверенной информацией. Совершать контроль и учет нужно последовательно и непрерывно, чтобы обеспечить систематичность работы с бюджетом. -
Анализ. Если возникли трудности с реализацией бюджета, необходимо найти причину случившегося, а не просто работать с последствиями. Без правильного анализа принимать меры по устранению возникших отклонений от плана и вносить изменения в бюджет достаточно сложно. -
Коррекция. Внешние факторы имеют свойство меняться, поэтому прогнозы, сделанные перед разработкой плана, могут не соответствовать реальному положению вещей. Коррекция – неотъемлемая часть бюджетирования, поэтому нужно быть готовыми к коррекции планов во время воплощения в реальность бюджета предприятия.
В системе бюджетирования проекта ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН» выделены следующие операционные бюджеты:
-
бюджет продаж; -
бюджет закупок (поставок); -
бюджет товарных запасов; -
бюджет коммерческих затрат.
На рассматриваемом предприятии основным бюджетом является бюджет продаж, тесно взаимосвязанный с составлением» плана поставки необходимых материалов.
В таблице 5 рассмотрим бюджет продаж, комплектующих для металлических дверей.
Таблица 5 - Бюджет продаж, комплектующих для металлических дверей12
Показатели | Период | Всего | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Планируемый объем (тыс.шт) | 1200 | 1300 | 1300 | 1250 | 5050 | |
Цена реализации, руб. | 130, | 136,50 | 143,3 | 150,49 | Х | |
Выручка, тыс.руб. | 156000 | 177450 | 186323 | 188144 | 707917 |
Таким образом, в таблице представлен укрупненный бюджет продаж комплектующих изделий для металлических, планируемый объем продаж разносится по неделям месяца, так за декабрь 2018 г. запланировано было продать 5050 тыс. шт., при этом планируемая выручка составила 707 917 тыс. руб.
Месячный бюджет продаж вытекает из квартального, а тот в свою очередь из годового.
Аналогичный вид имеют и других виды бюджетов предприятия.
Данная структура бюджетов была построена исходя из решения основной цели, стоящей перед компанией - повышение эффективности деятельности предприятия.
Утверждение бюджета проекта в ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН» начинается с его построения, передачи непосредственному начальнику и продолжается передачей документации от начальника к вышестоящим подразделениям вплоть до руководства высшего звена. Проходя этот путь, бюджет может быть откорректирован и утвержден не в первоначальном виде.
Процедуру планирования финансов начинают с построения годового бюджета исходя из доходов, расходов, финансовых потоков. Удобно делать такое планирование в excel. В статью расходов вносят затраты отдельных подразделений (канцтовары, покупка оборудования, зарплаты). Все расходы согласовываются с руководством. Затем отчеты направляют непосредственному начальнику, он направляет документы вышестоящим инстанциям, так продолжается до момента рассмотрения данных руководством высшего звена. После формируется окончательный вариант годового бюджета, возможно, с сокращенными статьями расходов.
Когда годовое бюджетирование на предприятиях утверждено, происходит квартальное планирование финансов. Эта процедура разнится с разработкой годового бюджета точностью формулировки статей расходов и планированием только денежных потоков. Руководитель должен получить форму квартального планирования не позже второй недели последнего месяца прошлого квартала. Существует также недельный финансовый план, который нужно подавать на утверждение руководителю каждую неделю в среду.
Во время работы ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН» может возникнуть потребность совершить денежную операцию, которая не была предусмотрена в бюджете. Корректировать документ можно, но это нужно сделать до его утверждения. Когда подача данных для утверждения в отдел произошла, но факта утверждения еще не было, есть возможность скорректировать бюджет, подав в письменном виде соответствующее заявление.
3. Проблемы использования системы бюджетирования в управлении проектом ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН» и пути их решения
3.1 Проблемы использования системы бюджетирования в управлении проектом ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН»
Основная проблема системы бюджетирования в управлении проектом ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН», состоит в том, что для российских предприятий бюджетирование пока не стало инструментом оперативного управления, каковым оно является для зарубежных фирм.
Многие отечественные предприятия не видят связи бюджетирования со стратегическим бизнес-планированием, хотя через полное исполнение бюджета становятся ясными результаты деятельности на всех уровнях и задачи, которые необходимо решать при этом. Взаимодействие деятельности по планированию на уровне стратегии и тактики прослеживается и в сроках внутрифирменного планирования. Кроме того, очень важно анализировать отклонения плановых показателей от фактических, так как это позволяет принимать управленческие решения, ориентирующие предприятие на более эффективный путь развития.
Таким образом, оперативное планирование является логическим продолжением стратегического планирования и включает в себя бизнес-планы инвестиционных проектов и бюджет на последующий финансовый год. Роль бизнес-планов состоит в обосновании эффективности инвестиций, предложенных стратегий, а бюджет показывает, как результаты разработанной стратегии и бизнес-планов реализуются в конкретном финансовом году. Результаты исполнения бюджета дают информацию о проблемах предприятия и возвращают процесс управления на уровень стратегического планирования. Сегодня в России отсутствует четкая взаимосвязь бюджетирования как управленческой технологии (от методического обеспечения до системы организационно-распорядительной документации) и программного обеспечения по автоматизации финансового планирования. Большинство консалтинговых разработок и компьютерных программ существуют сами по себе, что значительно осложняет постановку бюджетирования и финансового планирования в российских компаниях. Это вызвано отсутствием единой концептуальной основы, а проще говоря, понимания того, что такое бюджетирование, для чего оно нужно