Файл: Планирование затрат и методы разработки бюджета проекта На примере предприятия дпо рб Учебный центр гсзн.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, чем управленческий учет отличается от бухгалтерского учета.
Больше половины финансовых директоров считают, что главный недостаток системы бюджетирования – невыполняемые планы. На практике для этой и многих других проблем решения найдены. Обратимся, прежде всего, к проблемам, связанным с организацией системы финансового планирования.
Важнейшей проблемой в этой области, как считает эксперт А. Гарифулин, является реальность формируемых финансовых планов. Действительно, реальное эффективное управление компанией возможно лишь при наличии обоснованного плана на достаточно длительный промежуток времени – год, квартал.
Другой проблемой системы бюджетирования в управлении проектом ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН» является, необоснованными плановыми данными по сбыту, плановой доле денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, «раздутыми» потребностями в финансировании (затраты подразделений на техническое обслуживание, капитальный ремонт, общехозяйственные расходы и т. д.). В итоге полученные ценой значительных усилий планы не являются реальным инструментом управления, которое осуществляется по-прежнему – путем субъективного распределения оборотных средств по различным текущим статьям. Одной из ключевых причин этого является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов. Второй проблемой является оперативность составления планов. Так, месячный план, утверждаемый к концу второй недели, с самого начала вызывает сомнения в своей практической пользе. Причины низкой оперативности хорошо известны управленцам – отсутствие четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, необходимость долгих процедур итерационного согласования планов, недостаток и недостоверность информации. Очень часто процедуры формирования финансового плана строятся на недокументированных взаимоотношениях между отделами, телефонных звонках, нестандартных документах и пр.
Эти две проблемы неизбежно вызывают третью – «прозрачность» планов для руководства. Это естественное следствие отсутствия четких внутренних стандартов формирования финансовых планов. Отметим еще две проблемы – реализуемость планов и их комплексность.
Практика работы российских предприятий показывает, что очень часто принимаются к исполнению финансовые планы с дефицитом до 30-60 %. Комплексность планов означает, что помимо любимого всеми сотрудниками финансовых отделов плана по доходам и расходам необходимы еще реальные планы по прибылям и убыткам, изменению задолженности, плановый баланс. Все эти планы должны формироваться в форме, удобной для руководителей.
3.2 Рекомендации по совершенствования системы бюджетирования на предприятии
Для совершенствования системы бюджетирования на предприятиях необходим ряд мер, способных оптимизировать эти процессы:
- поставить перед персоналом предприятия четкие стратегические цели и задачи;
- отладить организацию процессов формирования отчетов и бюджетирования на предприятии, упорядочив документооборот;
документально определить круг лиц, ответственных за принятие и исполнение бюджета, строго разграничив права и обязанности между этими лицами и структурными подразделениями.
Если рассмотреть эти вопросы более подробно, то можно также предложить меры для эффективной работы предприятия такие как:
- объяснять сущность принятого решения по внедрению, доводить до подчиненных, что это дает предприятию, для чего внедряется и что лично будет получать каждый сотрудник после завершения успешного внедрения от его результатов;
- мотивировать работников к участию во внедрении, в том числе, применяя методы материального и нематериального стимулирования (последнее может быть связано с возможным занятием новой, более высокой должности, после формирования новой финансовой структуры);
- принуждать тех, кто сопротивляется изменениям;
- заменять тех, на кого слабо действует принуждение или мотивация (это может включать замену руководителей подразделений, менеджеров среднего звена, либо изменение структуры управления).
2. Разделить бюджетирование и прогнозирование. Бюджет однозначно связан с распределением ресурсов, что требует внутреннего управления и анализа. Прогнозы же могут строиться на основе финансовых моделей, меняться каждый месяц, квартал или по обстоятельствам.
3. Разделить текущие расходы и капиталовложения, поскольку это является основным принципом работы финансистов, но многие предприятия это игнорируют. Бизнес может казаться прибыльным, но на самом деле его конкурентная сила постепенно теряется, поэтому разумен подход такой концепции как АВВ, который заключается в четком разграничении названных расходных статей с целью их контроля и мониторинга13.
В заключении хочется еще раз отметить, что процесс бюджетирования сталкивается с трудностями, как при внедрении, так и в процессе следования разработанным бюджетам. Кроме этого бюджетирование предполагает высокоразвитую систему менеджмента. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, какая информация и в каком виде необходима менеджерам для мониторинга деятельности. Во-вторых, необходимо выяснить, какую информацию необходимо загрузить в информационную систему. В третьих, разработать требования к технологии обработки данных, необходимой для преобразования входящей в систему информации в исходящую.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетирование – это основа экономического планирования для любого предприятия. Правильно составленный бюджет дает представление о возможных доходах и позволяет распределить их с максимальной выгодой.
Цель бюджетирования на предприятии – это систематизация доходов и расходов, оптимальное распределение активов и пассивов организации.
Бюджетирование нового проекта — это процесс планирования бюджета проекта и составления календарного плана ведения и распределения финансовых активов, включая создание смет в соответствии с намеченными целями. Это также позволяет проанализировать основные статьи расходов и скорректировать бизнес-план управления организацией.
Система бюджетирования организации реализует такие цели бизнеса, как:
Нами была рассмотрена система бюджетирования нового проекта на примере ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН», которая включает следующие фазы:
1. Планирование . На этом этапе проводится подробный анализ показателей прошлой отчетности и подготовка плана для последующего внедрения с учетом экономической ситуации и возможной смены приоритетов. Следует внимательно подойти к этим моментам, так как наличие ошибок может привести к глобальным последствиям, вплоть до разорения бизнеса. Необходимо заранее продумать и составить список основных направлений и на ближайшее время.
2. Реализация. Внедрение действий для всех подразделений компании, способствующий достижению целей и решению задач. Лучше всего раздробить большой временной промежуток на короткие отрезки с четко намеченным планом. Во время реализации следует отслеживать показатели, чтобы выявить и устранить недочеты.
3. Завершение. Подведение итогов работы с их последующим анализом и сопоставлением теоретических и практических данных. Большое расхождение в показателях свидетельствует о плохой системе бюджетирования и непродуктивном функционировании фирмы.
Таким образом, бюджетирование нового проекта - это процесс формализации планов организации, перевод управленческой информации в информацию финансовую. Планирование - функция управления, направленная на определение будущих действий работников организации для достижения целей.
Бюджеты являются инструментом финансового планирования и контроля за деятельностью компании и ее структурных подразделений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Лаврина О. В. Учет затрат и калькулирование себестоимости. Учебное пособие – отд. изд. / О. В. Лаврина, И. В. Павлова, Н. Н. Бондина, И. А. Бондин. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 254 с.
2 Лаврина О. В. Учет затрат и калькулирование себестоимости. Учебное пособие – отд. изд. / О. В. Лаврина, И. В. Павлова, Н. Н. Бондина, И. А. Бондин. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 254 с.
3 Дудка, Е. С., Натарова, Е. В. Бюджетирование как метод эффективного планирования деятельности предприятия // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 351-357.
4
5 Виткалова А.П. Бюджетирование – инструмент финансового менеджмента // В сборнике: Проблемы и перспективы развития экономики, финансов и управления: вызовы современности. Материалы Международной научно-практической конференции. Энгельс. –2020. – С. 15 – 19.
6 Гульпенко, К.В. Актуальные проблемы калькулирования в отраслях экономики. Учебное пособие / К.В. Гульпенко. - М.: Проспект, 2018. - 251 c.
7 Ивашкевич В. Б. Проблемы организации и методологии управленческого учета в хозяйственных организациях // Вестник Казанского государственного финансово – экономического института. – 2020. –N 4. – С. 7 – 8.
8 Финансовое планирование и прогнозирование: учеб. пособие / Е.А. Разумовская, М.С. Шуклин, В.И. Баженова, Е.С. Панфилова, под общ. ред. Е.А. Разумовской – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 284 с.
9 Нан-Хоо О.С. Бюджетирование: основные проблемы постановки в российских компаниях // Инновационная экономика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 89-90.
10 Составлено автором по внутренним документам учреждения
11 Составлено автором по внутренним документам учреждения
12 Составлено автором по внутренним документам организации
13 Карпова Т.П. Учетно-контрольно-аналитическое обеспечение управления затратами организации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. –N 3 (27). – С. 126 – 129.
Больше половины финансовых директоров считают, что главный недостаток системы бюджетирования – невыполняемые планы. На практике для этой и многих других проблем решения найдены. Обратимся, прежде всего, к проблемам, связанным с организацией системы финансового планирования.
Важнейшей проблемой в этой области, как считает эксперт А. Гарифулин, является реальность формируемых финансовых планов. Действительно, реальное эффективное управление компанией возможно лишь при наличии обоснованного плана на достаточно длительный промежуток времени – год, квартал.
Другой проблемой системы бюджетирования в управлении проектом ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН» является, необоснованными плановыми данными по сбыту, плановой доле денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, «раздутыми» потребностями в финансировании (затраты подразделений на техническое обслуживание, капитальный ремонт, общехозяйственные расходы и т. д.). В итоге полученные ценой значительных усилий планы не являются реальным инструментом управления, которое осуществляется по-прежнему – путем субъективного распределения оборотных средств по различным текущим статьям. Одной из ключевых причин этого является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов. Второй проблемой является оперативность составления планов. Так, месячный план, утверждаемый к концу второй недели, с самого начала вызывает сомнения в своей практической пользе. Причины низкой оперативности хорошо известны управленцам – отсутствие четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, необходимость долгих процедур итерационного согласования планов, недостаток и недостоверность информации. Очень часто процедуры формирования финансового плана строятся на недокументированных взаимоотношениях между отделами, телефонных звонках, нестандартных документах и пр.
Эти две проблемы неизбежно вызывают третью – «прозрачность» планов для руководства. Это естественное следствие отсутствия четких внутренних стандартов формирования финансовых планов. Отметим еще две проблемы – реализуемость планов и их комплексность.
Практика работы российских предприятий показывает, что очень часто принимаются к исполнению финансовые планы с дефицитом до 30-60 %. Комплексность планов означает, что помимо любимого всеми сотрудниками финансовых отделов плана по доходам и расходам необходимы еще реальные планы по прибылям и убыткам, изменению задолженности, плановый баланс. Все эти планы должны формироваться в форме, удобной для руководителей.
3.2 Рекомендации по совершенствования системы бюджетирования на предприятии
Для совершенствования системы бюджетирования на предприятиях необходим ряд мер, способных оптимизировать эти процессы:
- поставить перед персоналом предприятия четкие стратегические цели и задачи;
- отладить организацию процессов формирования отчетов и бюджетирования на предприятии, упорядочив документооборот;
документально определить круг лиц, ответственных за принятие и исполнение бюджета, строго разграничив права и обязанности между этими лицами и структурными подразделениями.
Если рассмотреть эти вопросы более подробно, то можно также предложить меры для эффективной работы предприятия такие как:
-
Разделить выполнение бюджета и процесс премирования:
- объяснять сущность принятого решения по внедрению, доводить до подчиненных, что это дает предприятию, для чего внедряется и что лично будет получать каждый сотрудник после завершения успешного внедрения от его результатов;
- мотивировать работников к участию во внедрении, в том числе, применяя методы материального и нематериального стимулирования (последнее может быть связано с возможным занятием новой, более высокой должности, после формирования новой финансовой структуры);
- принуждать тех, кто сопротивляется изменениям;
- заменять тех, на кого слабо действует принуждение или мотивация (это может включать замену руководителей подразделений, менеджеров среднего звена, либо изменение структуры управления).
2. Разделить бюджетирование и прогнозирование. Бюджет однозначно связан с распределением ресурсов, что требует внутреннего управления и анализа. Прогнозы же могут строиться на основе финансовых моделей, меняться каждый месяц, квартал или по обстоятельствам.
3. Разделить текущие расходы и капиталовложения, поскольку это является основным принципом работы финансистов, но многие предприятия это игнорируют. Бизнес может казаться прибыльным, но на самом деле его конкурентная сила постепенно теряется, поэтому разумен подход такой концепции как АВВ, который заключается в четком разграничении названных расходных статей с целью их контроля и мониторинга13.
В заключении хочется еще раз отметить, что процесс бюджетирования сталкивается с трудностями, как при внедрении, так и в процессе следования разработанным бюджетам. Кроме этого бюджетирование предполагает высокоразвитую систему менеджмента. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, какая информация и в каком виде необходима менеджерам для мониторинга деятельности. Во-вторых, необходимо выяснить, какую информацию необходимо загрузить в информационную систему. В третьих, разработать требования к технологии обработки данных, необходимой для преобразования входящей в систему информации в исходящую.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетирование – это основа экономического планирования для любого предприятия. Правильно составленный бюджет дает представление о возможных доходах и позволяет распределить их с максимальной выгодой.
Цель бюджетирования на предприятии – это систематизация доходов и расходов, оптимальное распределение активов и пассивов организации.
Бюджетирование нового проекта — это процесс планирования бюджета проекта и составления календарного плана ведения и распределения финансовых активов, включая создание смет в соответствии с намеченными целями. Это также позволяет проанализировать основные статьи расходов и скорректировать бизнес-план управления организацией.
Система бюджетирования организации реализует такие цели бизнеса, как:
-
определение уровня эффективности; -
корректировка управления и распределения активов; -
составление эффективных планов инвестирования; -
полноценное использование ресурсов для получения максимального дохода; -
анализ проектов и целей на следующий период; -
подробный анализ затрат и перераспределение финансов; -
создание работающей системы контроля; -
развитие дисциплины и мотивации сотрудников. -
Подготовка бюджета компании — это циклическое действие с определенным периодом (чаще всего 1 год), которое состоит из трех основных этапов. Каждый этап может включать в себя дополнительные фазы, зависимо от инструментов и целей руководства.
Нами была рассмотрена система бюджетирования нового проекта на примере ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН», которая включает следующие фазы:
1. Планирование . На этом этапе проводится подробный анализ показателей прошлой отчетности и подготовка плана для последующего внедрения с учетом экономической ситуации и возможной смены приоритетов. Следует внимательно подойти к этим моментам, так как наличие ошибок может привести к глобальным последствиям, вплоть до разорения бизнеса. Необходимо заранее продумать и составить список основных направлений и на ближайшее время.
2. Реализация. Внедрение действий для всех подразделений компании, способствующий достижению целей и решению задач. Лучше всего раздробить большой временной промежуток на короткие отрезки с четко намеченным планом. Во время реализации следует отслеживать показатели, чтобы выявить и устранить недочеты.
3. Завершение. Подведение итогов работы с их последующим анализом и сопоставлением теоретических и практических данных. Большое расхождение в показателях свидетельствует о плохой системе бюджетирования и непродуктивном функционировании фирмы.
Таким образом, бюджетирование нового проекта - это процесс формализации планов организации, перевод управленческой информации в информацию финансовую. Планирование - функция управления, направленная на определение будущих действий работников организации для достижения целей.
Бюджеты являются инструментом финансового планирования и контроля за деятельностью компании и ее структурных подразделений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алборов Р.А. Совершенствование управленческого учета в системе внутреннего управления сельскохозяйственным производством // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2018. –N 2. – С. 46 – 50. -
Арутюнян, Ю.И., Силаева, Э.Е. Некоторые вопросы управления затратами предприятия / Ю.И. Арутюнян, Э.Е. Силаева / В сборнике: Наука в современном информационном обществе Материалы XIII международной научно-практической конференции . н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2017. С. 109-112. -
Баталкина Ж.А. Взаимосвязь финансового контроля и финансового планирования // Молодой ученый. 2016. № 27. С. 354-357. -
Бондина, Н.Н. Учет затрат и калькулирование себестоимости / Н.Н. Бондина. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 351 c. -
Виткалова А.П. Бюджетирование – инструмент финансового менеджмента // В сборнике: Проблемы и перспективы развития экономики, финансов и управления: вызовы современности. Материалы Международной научно-практической конференции. Энгельс. –2020. – С. 15 – 19. -
Гасанов, Г. И. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии // Молодой ученый. - 2019. - №11. - С. 1828-1833. -
Гульпенко, К.В. Актуальные проблемы калькулирования в отраслях экономики. Учебное пособие / К.В. Гульпенко. - М.: Проспект, 2018. - 251 c. -
Демина, И.Д. Теория и практика применения современных методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Монография / И.Д. Демина. - М.: Русайнс, 2018. - 215 c. -
Дрок, Т. Е., Коптева, Е. В. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии // Вопросы экономики и управления. - 2016. - №5.1. - С. 121-124. -
Дудка, Е. С., Натарова, Е. В. Бюджетирование как метод эффективного планирования деятельности предприятия // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 351-357. -
Иванов, О.К. Бюджетирование как элемент управления финансовыми ресурсами / Молодежь и наука. 2017. № 4.3. С. 77. -
Ивашкевич В. Б. Проблемы организации и методологии управленческого учета в хозяйственных организациях // Вестник Казанского государственного финансово – экономического института. – 2020. –N 4. – С. 7 – 8. -
Карпова Т.П. Учетно-контрольно-аналитическое обеспечение управления затратами организации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. –N 3 (27). – С. 126 – 129. -
Лихачова О.Н. Финансовое планирование на предприятии / О. Н. Лихачова. – М.: Проспект, 2013. – 264 -
Нан-Хоо О.С. Бюджетирование: основные проблемы постановки в российских компаниях // Инновационная экономика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 89-90. -
Остаев Г.Я. Современные методы исследования информации для целей управленческого учета / Г. Я. Остаев, Б. Н. Хосиев / Известия Горского государственного аграрного университета. 2019. –Т. 52. –N 2. – С. 208 – 213. -
Сухушина Е.Е. Бюджет и бюджетирования цели и роль в финансовом планировании // Проблемы управления рыночной экономикой. 2019 С. 176-180. -
Финансовое планирование и прогнозирование: учеб. пособие / Е.А. Разумовская, М.С. Шуклин, В.И. Баженова, Е.С. Панфилова, под общ. ред. Е.А. Разумовской – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 284 с. -
Шава О. Мотивация персонала при внедрении [Электронный ресурс] // Библиотека Инталёв. URL: https://www.intalev.ua/library/articles/article.php?ID=5266. -
Шаховская Л.С. Бюджетирование: теория и практика: Учебное пособие / Л.С.Шаховская, Е.Г. Попкова, В.В. Хохлов. М.: КНОРУС, 2017. 412 с.
1 Лаврина О. В. Учет затрат и калькулирование себестоимости. Учебное пособие – отд. изд. / О. В. Лаврина, И. В. Павлова, Н. Н. Бондина, И. А. Бондин. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 254 с.
2 Лаврина О. В. Учет затрат и калькулирование себестоимости. Учебное пособие – отд. изд. / О. В. Лаврина, И. В. Павлова, Н. Н. Бондина, И. А. Бондин. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 254 с.
3 Дудка, Е. С., Натарова, Е. В. Бюджетирование как метод эффективного планирования деятельности предприятия // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 351-357.
4
5 Виткалова А.П. Бюджетирование – инструмент финансового менеджмента // В сборнике: Проблемы и перспективы развития экономики, финансов и управления: вызовы современности. Материалы Международной научно-практической конференции. Энгельс. –2020. – С. 15 – 19.
6 Гульпенко, К.В. Актуальные проблемы калькулирования в отраслях экономики. Учебное пособие / К.В. Гульпенко. - М.: Проспект, 2018. - 251 c.
7 Ивашкевич В. Б. Проблемы организации и методологии управленческого учета в хозяйственных организациях // Вестник Казанского государственного финансово – экономического института. – 2020. –N 4. – С. 7 – 8.
8 Финансовое планирование и прогнозирование: учеб. пособие / Е.А. Разумовская, М.С. Шуклин, В.И. Баженова, Е.С. Панфилова, под общ. ред. Е.А. Разумовской – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 284 с.
9 Нан-Хоо О.С. Бюджетирование: основные проблемы постановки в российских компаниях // Инновационная экономика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 89-90.
10 Составлено автором по внутренним документам учреждения
11 Составлено автором по внутренним документам учреждения
12 Составлено автором по внутренним документам организации
13 Карпова Т.П. Учетно-контрольно-аналитическое обеспечение управления затратами организации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. –N 3 (27). – С. 126 – 129.