Файл: Планирование затрат и методы разработки бюджета проекта На примере предприятия дпо рб Учебный центр гсзн.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В результате планирования получается стопроцентно функциональный бюджет всей компании, но на начальном этапе очень важно четко учитывать все факторы и возможности каждого подразделения.

Контроль и учет – оперирование проверенными факторами и точными цифрами6.

Система бюджетирования строится на точных фактических показателях, включая различные типы, суммы и комбинации нескольких факторов. Для обеспечения контроля и бюджетного учета необходимо последовательно и непрерывно отслеживать показатели. Такой подход дает возможность постоянно анализировать текущее состояние бюджета и своевременно вносить корректировки.

Анализ – постоянная проверка соблюдения запланированного бюджета. При отклонении от внесенных в бюджет цифр анализ позволяет найти причину несоответствия планирования от фактических показателей.

На основе фактического анализа можно выявить причины и внести обоснованные изменения в бюджет. Корректировка – заключительный этап, имеющий очень важное значение. Не всегда удается точно провести прогнозирование, поэтому реальные данные могут расходиться с запланированными.

Коррекция – это логические и необходимый процесс. Не стоит беспокоиться из-за того запланированные и реальные цифры не совпадают полностью. Отклонения в бюджете естественны. В процессе корректировки они анализируются, разбиваются на составляющие и устраняются.

Задачи бюджетирования организации:

  • текущее планирование;

  • оценка обоснованности затрат;

  • оформление базы отчетности для анализа;

  • повышение эффективности;

  • выявление и минимизация рисков.

В зависимости от стадии жизненного цикла проекта бюджеты могут быть:

  • предварительными (оценочными);

  • утвержденными (официальными);

  • текущими (корректируемыми);

  • фактическими.

После проведения технико-экономических исследований составляются предварительные бюджеты, которые носят в большей степени оценочный, нежели директивный характер. Такие бюджеты подвергаются согласованию со всеми заинтересованными лицами и в конечном итоге утверждаются руководителем проекта или другим лицом, принимающим решение. После того, как бюджет обрел официальный статус, он становится эталоном, по отношению к которому происходит сравнение фактических результатов. В ходе реализации проекта возникают отклонения от ранее запланированных показателей, что должно своевременно отражаться в текущих бюджетах. И по завершении всех работ в качестве итогового документа создается фактический бюджет, в котором отражаются реальные цифры.


Процедура бюджетирования начинается с составления статей бюджетов. В зависимости от вида деятельности в бюджет вносятся общие показатели доходов и расходов, выводится показатель планируемой чистой прибыли до налогообложения7.

Для примера рассмотрим бюджет небольшого салона красоты, статьями бюджета в данном случае выступают:

Доходы от услуг, в которые входят планируемые показатели, рассчитанные на основе анализа предыдущей деятельности, посещаемости салона, иные факторы (например, расширение, реклама). Доходы от продажи сопутствующих товаров с учетом ассортимента и спроса.

Расходы, включая зарплату сотрудников, аренду помещения, оплату поставок, амортизацию оборудования, страховки, налог на имущество, коммунальные услуги и т.д.

На малых предприятиях применяется минимальное бюджетирование, иначе называемое бюджетным управлением. Процесс формирования бюджета малых и средних предприятий более простой, однако принципы и показатели используются одни и те же.
1.3 Роль бюджетирования в системе управления проектом
Бюджетирование в системе управления проектом — фундамент, на котором строится эффективное управление проектом. Это инструмент, позволяющий распределять денежные потоки и составлять финансовые прогнозы с максимальной пользой.

Каждое предприятие независимо от сферы деятельности, размера и правовой формы в ходе работы ведет учет и планирование финансов. В традиционном понимании бюджетирование на предприятии представляет собой в финансовый план, который включает в себя все виды доходов и расходов. Такой план помогает оптимально распределять денежные потоки с максимальной выгодой для компании.

Работа с бюджетом — это совокупность мер, которые предполагают принятие наиболее эффективных решений по распределению собственных и заемных средств для получения прибыли и стабильного роста предприятия. Внедрение механизма рационального управления движением средств определяет несколько его ролей: 

  • Грамотный расчет бюджета компании на основе реальных количественных данных дает возможность составить актуальное расписание краткосрочных и продолжительных проектов с рациональным использованием свободных материальных и трудовых ресурсов. 

  • При составлении смет необходимо четко указать цель расходов, обосновать их важность, целесообразность и предполагаемую прибыль. 

  • Система отчетов по бюджетированию организации за минувший период дает достаточно материала для оценки трат на разные проекты, что позволяет скорректировать инвестирование и деятельность на будущее. 

  • Профессиональный расчет бюджета компании минимизирует пустые траты, отсекает неприбыльные направления и повышает производительность, мотивируя команду на достижение результат. 

  • Смета наглядно демонстрирует нюансы производства, убыточные проекты и предполагает финансирование рискованных операций в последнюю очередь без риска для фирмы. 

  • Соотнесение всех финансовых показателей дает целостную картину о состоянии фирмы и позволяет сместить акценты на недостаточно проработанные аспекты. На основе этих данных можно проанализировать работу сотрудников, их уровень квалификации и мотивацию.

  • При распределении бюджета необходима грамотная коммуникация между отделами и руководством для получения полной картины действительности, формирования целей на будущий период и нахождения оптимальных путей их реализации8


В условиях рыночной экономики повышается значимость и актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие предприятия. Бизнес не может рассчитывать на процветание, не разрабатывая финансовых планов и не контролируя их выполнение.

Если компания небольшая, то бюджетирование проектов можно осуществлять в Excel, а собирать факт из 1С:Бухгалтерии. Excel имеет достаточный функционал для формирования основных отчетов по проектам и по компании в целом:

  • Отчет по доходам и расходам;

  • Отчет по движению денежных средств;

  • Баланс.

Многие компании используют Excel (Google таблицы) в связке с системой учета рабочего времени по проектам. Они позволяют точнее распределить затраты по проектам. Настраивается выгрузка данных о временных затратах сотрудников на проекты из систем учета рабочего времени и бухгалтерской программы в Excel или Google таблицы. Затем эти данные группируются, разносятся по проектам, после чего анализируются финансовые результаты каждого проекта.

При увеличении количества проектов и повышении сложности финансовых потоков внутри компании происходит увеличение количества таблиц Excel. Это влечет многократное увеличение сложности поддержки корректного учета в огромных связанных таблицах. Данная ситуация может приводить к неточностям при расчетах и, как следствие, к ошибкам при принятии управленческих решений.

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного бюджетирования в системе управления проектом в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:

- высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемости затрудняет планирование);

- незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;

- отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса9.

Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов. На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время как внешняя среда у таких предприятий менее поддается контролю и более агрессивна. И как следствие, будущее большого предприятия более неопределенно и непредсказуемо.

2. Оценка разработки проекта и контроль его бюджета в ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН»

2.1 Краткая характеристика предприятия
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Учебный центр государственной службы занятости населения» представляет собой образовательное учреждение, ведущее подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан и незанятого населения по различным направлениям. Сокращенное наименование: ГАОУ ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН». Образовательное учреждение находится по адресу г. Уфа, ул. Лесотехникума, 49 (фактический и юридический адреса совпадают).

Учредителем ДПО «Учебный центр государственной службы занятости населения Республики Башкортостан» является Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Учреждение создано в соответствии с Распоряжением Правительства РБ от 16.09.2009 г.

 Учебный центр располагает большими учебными площадями. Обучение проводится в 4 корпусах. Главное здание Учебного центра находится на Лесотехникума, 49. До места обучения можно добраться любым видом транспорта. Здесь Учебный центр организует компьютерные курсы и курсы офисных специальностей с применением информационных технологий, которые проводятся в 4 классах с современным оборудованием. подключены к глобальной сети Internet. Оснащенный интерактивной доской класс позволяет визуализировать объяснение, что способствует лучшему восприятию учебного материала учащимися. Целью курса является обучение слушателей знаниям о структуре, назначении и принципах работы его компонентов. 

Главным учредительным документом является Устав утвержденный Министром труда и социальной защиты населения РБ Л.Х. Ивановым в 2016 г.

ГАОУ ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности №4476 от 03.08.2016 г.

Основным видом деятельности Учреждения является предоставление безработным гражданам государственных услуг по дополнительному профессиональному образованию для формирования динамичной структуры рабочей силы, повышения ее качества, квалификации, конкурентоспособности на рынке труда.

Кроме того, Учреждение осуществляет приносящую доход деятельность которой относятся:

- услуги по профессиональному обучению;


- услуги по профориентационной работе;

- консультации по самозанятости граждан;

- курсы, тренинги, семинары, мастер –классы;

- другие виды деятельности в соответствии с Уставом.

Основными потребителями услуг ГАОУ ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН» являются безработные граждане.

Миссия Учреждения – помощь безработным гражданам в трудоустройстве.

Стратегия Учреждения - система иерархии целей, принципов, задач и этапов формирования эффективного рынка труда, приоритеты и механизмы реализации политики в сфере социально-трудовых отношений с учетом анализа основных тенденций рынка, социально-экономических последствий принимаемых решений, создание нормативно-правовой базы рынка труда и регулирования миграции рабочей силы.

Любое предприятие или организация обладают организационной структурой, разработанной на этапе их создания и откорректированной в процессе практической деятельности.

Организационная структура предприятия отражает взаимоотношения между руководящим составом и рабочим персоналом, дает четкое представление, кто на предприятии отвечает за принятие управленческих решений.

На рисунке 1 представлена организационная структура Учреждения.


Директор

Гл. бухгалтер

Зам.директора по общим вопросам

Наблюдательный совет

Зам.директора по УПР

Бухгалтерия

Начальник АХО

АУП

Учебно-методический отдел

Учебно-производственная парикмахерская «Алтынсэс»

Учебно-производственная парикмахерская «Златовласка»

Учебно-производственное ателье «Дюймовочка»

МОП





Рисунок 1 – Организационная структура ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН»10