Файл: Система военно политической работы в вс рф на современном этапе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наиболее значимыми стали:
— двусторонние совместные учения с китайскими, узбекскими, индийскими коллегами.
Россия должна быть готова не только отразить потенциальную внешнюю агрессию и акты международного терроризма, но и адекватно ответить на любые попытки внешнеполитического давления на страну.
Современная российская внешняя политика опирается на принципы прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права. С большинством государств у РФ имеются стабильные партнерские отношения. Одним из приоритетов в отношении с иностранными государствами являются связи в рамках СНГ.
Содружество помогло пройти без особых потерь период становления партнерских отношений между вновь образованными молодыми государствами, сыграло позитивную роль в сдерживании региональных конфликтов на постсоветском пространстве. Из опыта СНГ выросло и несколько продуктивных инициатив экономического сотрудничества. В настоящее время на основе совпадения интересов развивается Союзное государство с Белоруссией, ЕврАзЭС, единое экономическое пространство.
Содружество стало хорошей основой для формирования ОДКБ. В эту структуру наряду с Россией вошли Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Эти страны заинтересованы в военно-политическом сотрудничестве.
ОДКБ предполагает иметь тесное стратегическое и оперативное планирование с распределением конкретных участков обороны и боевых задач; планы совместных мероприятий по оперативной и боевой подготовке вооруженных сил; проведение совместных учений по отработке взаимодействия войск; общую систему материально-технического обеспечения; единую унификацию вооружения и систем управления. Предусмотрено право стран ОДКБ приобретать вооружение и военную технику по внутрироссийским ценам, вести подготовку военных кадров в российских вузах. Приоритетными направлениями в деятельности ОДКБ являются:
— противодействие новым транснациональным угрозам и вызовам;
— разрешение имеющихся и предотвращение возможных региональных локальных конфликтов;
— борьба с международным терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью и распространением ОМП.
Перспективным направлением является укрепление общего гуманитарного пространства, которое имеет на только богатую историческую и человеческую основу и новые социально-экономические предпосылки. Конечный результат поиска оптимальных моделей взаимовыгодного сотрудничества – создание оптимальной экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников.
Взаимовыгодные отношения с ближайшими соседями остаются одним из важнейших направлений внешней политики РФ. Один из них – Европейский союз. Постоянный диалог с ним создает благоприятные условия для эффективных экономических связей и расширения научных, гуманитарных и других обменов.
Совместная реализация концепции общих пространств является важным элементом всего общеевропейского развития.
Особое значение для РФ имеют отношения России с США, КНР, Индией, странами АТР, Латинской Америки и Африки.
В условиях глобализации, когда формируется новая международная архитектура, кардинально возрастает и роль ООН. Это самый представительный мировой форум, который продолжает оставаться несущей конструкцией современного мирового порядка.
Однако, как показывают факты, военная опасность еще существует. Более того, она непосредственно затрагивает национальные интересы России. Доказательством этого являются следующие факторы:
существование в различных районах мира очагов военных конфликтов,
стремление отдельных государств или группировок доминировать в различных регионах, используя в решении спорных вопросов военную силу,
наличие у ряда государств или коалиций мощных вооруженных сил, высо1сйх мобилизационных возможностей, базирование войск вблизи России,
нестабильность политической обстановки в мире в сочетании с наращиванием некоторыми государствами своего военного потенциала,
Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Таковыми задачами могут быть:
участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе с организованной преступностью, в защите прав и свобод граждан России,
обеспечение коллективной безопасности стран СНГ,
выполнение миротворческих миссий как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и другое.
Указанные и другие сложные задачи российские войска решают в определенной организационной структуре.
В состав Вооружённых Сил РФ входят Ракетные войска стратегического назначения. Сухопутные войска. Войска противовоздушной обороны. Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот, Тыл Вооруженных Сил, а также рода войск центрального подчинения.
Виды Вооруженных Сил РФ подчиняются главнокомандующим, которые являются заместителями Министра обороны РФ.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФ, через Министерство обороны. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил является Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Военная служба - особый вид государственной службы, заключающийся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защита Отечества.
Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.
На военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.
От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 и старше 60 лет, женского пола - моложе 18 и старше 50 лет, а также не годные к военной службе по состоянию здоровья.
Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
• подготовку к военной службе,
• прохождение военной службы,
• пребывание в запасе (резерве),
• военное обучение в мирное время.
Порядок прохождения военной службы устанавливается Законодательством и другими нормативно-правовыми документами. Основными из них являются:
• Основные положения Военной доктрины РФ,
• Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ.
Учёт граждан призывного возраста и военнообязанных по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами. В населённых пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет ведёт местная администрация. Граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением освобождённых Законом от воинской обязанности, не имеющих военно-учетной специальности граждан женского пола, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, достигших предельного возраста пребывания в запасе, убывших на постоянное место жительства за границу.
Граждане мужского пола ставятся на воинский учёт в районной или городской (в городе без районного деления) комиссией по постановке граждан на воинский учёт в период с 1.01 по 31.03 в год достижения гражданином 17-летнего возраста.
Первоначальная постановка граждан женского пола на воинский учёт осуществляется районным или городским (без районного деления) военным комиссариатом после приобретения ими военно-учётной специальности.
Председатель или секретарь комиссии по постановке граждан на воинский учёт обязаны объявить гражданину решение комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету.
Гражданин обязан явиться по вызову военного комиссариата района или города(без районного деления), на территории которого он постоянно или временно (сроком более 3 месяцев) проживает, по вопросу воинского учёта.
Гражданин, уволенный в запас Вооруженных Сил РФ или из органов внутренних дел с зачислением в запас Вооруженных Сил, обязан в 2-х недельный срок со дня получения документов о зачислении его в запас явиться в военный комиссариат района или города (без районного деления) по месту его жительства по вопросу постановки его на воинский учёт.
Гражданин, состоящий на воинском учете, обязан в 2-х недельный срок сообщить в соответствующий орган, осуществляющий воинский учёт, об изменении своего семейного положения, места жительства в пределах района или города(без районного деления), образования, места работы и должности.
Гражданин, состоящий на воинском учёте, при переезде в другой район (город) на постоянное место жительства(при убытии за границу на срок свыше 6-месяцев) обязан сняться с воинского учёта и, по прибытии на новое место жительства(возвращении из-за границы), в 2-хнедельный срок встать на воинский учёт.
Подготовка граждан к военной службе в соответствии с законом подразделяется на обязательную и добровольную.
Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина - лечебно-оздоровительные мероприятия.
Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, отоларингологом, стоматологом и, при необходимости, психиатром, врачами других специальностей.
Гражданин, которому в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуется правом внеконкурсного поступления в военное училище и выбора рода войск в соответствии с его спортивной подготовкой при призыве на военную службу.
Обучение в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.
Несовершеннолетний гражданин мужского пола - сирота или оставшийся без попечения родителей, зачисляется в кадетские корпуса без экзаменов - по результатам обследования и медицинского освидетельствования. Гражданин, успешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в военное училище без экзаменов.
Таким образом, сегодня созданы все условия, чтобы гражданин Российской Федерации мог осуществить свой священный долг - пройти службу в вооруженных силах РФ.
30 июля 2018 г. Вооруженные Силы Российской Федерации в решении задачи по формированию высокого морального духа военнослужащих выбрали новый вектор – организацию военно-политической работы и создание в связи с этим военно-политических органов.
Формирование высокого духа воинов всегда было и остается главенствующей задачей высшего руководства государства и военноначальников. Известно немало примеров из истории, когда Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов [1, 2, 3] и многие другие наши великие государственные деятели и полководцы наравне с обучением солдата военному делу заботились о моральной составляющей своих подчиненных.
Одной из задач, решаемых системой военно-политической работы, является поддержание высокого морально-политического и психологического состояния личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Именно поэтому ее становление способствует повышению боеспособности Вооруженных Сил и обороноспособности государства.
Становление системы военно-политической работы строится на положительном опыте деятельности военных комиссаров, политруков, заместителей командиров по политической части, помощников и заместителей по работе с личным составом.
В становлении системы военно-политической работы важную роль играет нормативно-правовая база, которая в настоящее время подкреплена следующими нормативными актами [6, 7]:
Введена новая форма проведения военно-политической работы – военно-политическая подготовка [4].
Вместе с тем, становление системы военно-политической работы проходит в условиях поиска новых решений, форм и методов работы, что сопровождается рядом актуальных проблем:
— двусторонние совместные учения с китайскими, узбекскими, индийскими коллегами.
Россия должна быть готова не только отразить потенциальную внешнюю агрессию и акты международного терроризма, но и адекватно ответить на любые попытки внешнеполитического давления на страну.
Современная российская внешняя политика опирается на принципы прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права. С большинством государств у РФ имеются стабильные партнерские отношения. Одним из приоритетов в отношении с иностранными государствами являются связи в рамках СНГ.
Содружество помогло пройти без особых потерь период становления партнерских отношений между вновь образованными молодыми государствами, сыграло позитивную роль в сдерживании региональных конфликтов на постсоветском пространстве. Из опыта СНГ выросло и несколько продуктивных инициатив экономического сотрудничества. В настоящее время на основе совпадения интересов развивается Союзное государство с Белоруссией, ЕврАзЭС, единое экономическое пространство.
Содружество стало хорошей основой для формирования ОДКБ. В эту структуру наряду с Россией вошли Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Эти страны заинтересованы в военно-политическом сотрудничестве.
ОДКБ предполагает иметь тесное стратегическое и оперативное планирование с распределением конкретных участков обороны и боевых задач; планы совместных мероприятий по оперативной и боевой подготовке вооруженных сил; проведение совместных учений по отработке взаимодействия войск; общую систему материально-технического обеспечения; единую унификацию вооружения и систем управления. Предусмотрено право стран ОДКБ приобретать вооружение и военную технику по внутрироссийским ценам, вести подготовку военных кадров в российских вузах. Приоритетными направлениями в деятельности ОДКБ являются:
— противодействие новым транснациональным угрозам и вызовам;
— разрешение имеющихся и предотвращение возможных региональных локальных конфликтов;
— борьба с международным терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью и распространением ОМП.
Перспективным направлением является укрепление общего гуманитарного пространства, которое имеет на только богатую историческую и человеческую основу и новые социально-экономические предпосылки. Конечный результат поиска оптимальных моделей взаимовыгодного сотрудничества – создание оптимальной экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников.
Взаимовыгодные отношения с ближайшими соседями остаются одним из важнейших направлений внешней политики РФ. Один из них – Европейский союз. Постоянный диалог с ним создает благоприятные условия для эффективных экономических связей и расширения научных, гуманитарных и других обменов.
Совместная реализация концепции общих пространств является важным элементом всего общеевропейского развития.
Особое значение для РФ имеют отношения России с США, КНР, Индией, странами АТР, Латинской Америки и Африки.
В условиях глобализации, когда формируется новая международная архитектура, кардинально возрастает и роль ООН. Это самый представительный мировой форум, который продолжает оставаться несущей конструкцией современного мирового порядка.
Однако, как показывают факты, военная опасность еще существует. Более того, она непосредственно затрагивает национальные интересы России. Доказательством этого являются следующие факторы:
существование в различных районах мира очагов военных конфликтов,
стремление отдельных государств или группировок доминировать в различных регионах, используя в решении спорных вопросов военную силу,
наличие у ряда государств или коалиций мощных вооруженных сил, высо1сйх мобилизационных возможностей, базирование войск вблизи России,
нестабильность политической обстановки в мире в сочетании с наращиванием некоторыми государствами своего военного потенциала,
Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Таковыми задачами могут быть:
участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе с организованной преступностью, в защите прав и свобод граждан России,
обеспечение коллективной безопасности стран СНГ,
выполнение миротворческих миссий как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и другое.
Указанные и другие сложные задачи российские войска решают в определенной организационной структуре.
В состав Вооружённых Сил РФ входят Ракетные войска стратегического назначения. Сухопутные войска. Войска противовоздушной обороны. Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот, Тыл Вооруженных Сил, а также рода войск центрального подчинения.
Виды Вооруженных Сил РФ подчиняются главнокомандующим, которые являются заместителями Министра обороны РФ.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФ, через Министерство обороны. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил является Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Военная служба - особый вид государственной службы, заключающийся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защита Отечества.
Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.
На военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.
От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 и старше 60 лет, женского пола - моложе 18 и старше 50 лет, а также не годные к военной службе по состоянию здоровья.
Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
• подготовку к военной службе,
• прохождение военной службы,
• пребывание в запасе (резерве),
• военное обучение в мирное время.
Порядок прохождения военной службы устанавливается Законодательством и другими нормативно-правовыми документами. Основными из них являются:
• Основные положения Военной доктрины РФ,
• Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ.
Учёт граждан призывного возраста и военнообязанных по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами. В населённых пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет ведёт местная администрация. Граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением освобождённых Законом от воинской обязанности, не имеющих военно-учетной специальности граждан женского пола, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, достигших предельного возраста пребывания в запасе, убывших на постоянное место жительства за границу.
Граждане мужского пола ставятся на воинский учёт в районной или городской (в городе без районного деления) комиссией по постановке граждан на воинский учёт в период с 1.01 по 31.03 в год достижения гражданином 17-летнего возраста.
Первоначальная постановка граждан женского пола на воинский учёт осуществляется районным или городским (без районного деления) военным комиссариатом после приобретения ими военно-учётной специальности.
Председатель или секретарь комиссии по постановке граждан на воинский учёт обязаны объявить гражданину решение комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету.
Гражданин обязан явиться по вызову военного комиссариата района или города(без районного деления), на территории которого он постоянно или временно (сроком более 3 месяцев) проживает, по вопросу воинского учёта.
Гражданин, уволенный в запас Вооруженных Сил РФ или из органов внутренних дел с зачислением в запас Вооруженных Сил, обязан в 2-х недельный срок со дня получения документов о зачислении его в запас явиться в военный комиссариат района или города (без районного деления) по месту его жительства по вопросу постановки его на воинский учёт.
Гражданин, состоящий на воинском учете, обязан в 2-х недельный срок сообщить в соответствующий орган, осуществляющий воинский учёт, об изменении своего семейного положения, места жительства в пределах района или города(без районного деления), образования, места работы и должности.
Гражданин, состоящий на воинском учёте, при переезде в другой район (город) на постоянное место жительства(при убытии за границу на срок свыше 6-месяцев) обязан сняться с воинского учёта и, по прибытии на новое место жительства(возвращении из-за границы), в 2-хнедельный срок встать на воинский учёт.
Подготовка граждан к военной службе в соответствии с законом подразделяется на обязательную и добровольную.
Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина - лечебно-оздоровительные мероприятия.
Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, отоларингологом, стоматологом и, при необходимости, психиатром, врачами других специальностей.
Гражданин, которому в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуется правом внеконкурсного поступления в военное училище и выбора рода войск в соответствии с его спортивной подготовкой при призыве на военную службу.
Обучение в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.
Несовершеннолетний гражданин мужского пола - сирота или оставшийся без попечения родителей, зачисляется в кадетские корпуса без экзаменов - по результатам обследования и медицинского освидетельствования. Гражданин, успешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в военное училище без экзаменов.
Таким образом, сегодня созданы все условия, чтобы гражданин Российской Федерации мог осуществить свой священный долг - пройти службу в вооруженных силах РФ.
30 июля 2018 г. Вооруженные Силы Российской Федерации в решении задачи по формированию высокого морального духа военнослужащих выбрали новый вектор – организацию военно-политической работы и создание в связи с этим военно-политических органов.
Формирование высокого духа воинов всегда было и остается главенствующей задачей высшего руководства государства и военноначальников. Известно немало примеров из истории, когда Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов [1, 2, 3] и многие другие наши великие государственные деятели и полководцы наравне с обучением солдата военному делу заботились о моральной составляющей своих подчиненных.
Одной из задач, решаемых системой военно-политической работы, является поддержание высокого морально-политического и психологического состояния личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Именно поэтому ее становление способствует повышению боеспособности Вооруженных Сил и обороноспособности государства.
Становление системы военно-политической работы строится на положительном опыте деятельности военных комиссаров, политруков, заместителей командиров по политической части, помощников и заместителей по работе с личным составом.
В становлении системы военно-политической работы важную роль играет нормативно-правовая база, которая в настоящее время подкреплена следующими нормативными актами [6, 7]:
Введена новая форма проведения военно-политической работы – военно-политическая подготовка [4].
Вместе с тем, становление системы военно-политической работы проходит в условиях поиска новых решений, форм и методов работы, что сопровождается рядом актуальных проблем: