Файл: Система военно политической работы в вс рф на современном этапе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- незавершенность процесса создания нормативно-правовой базы по организации военно-политической работы;

- поиск подходов к подготовке офицерских кадров для военно-политических органов;

- сбои в работе системы отбора гражданского персонала для комплектования военно-политических органов;

- необходимость расширения возможностей в социально-экономическом обеспечении мероприятий военно-политической работы;

- потребность участия военно-политических органов в повышении патриотизма допризывной молодежи.

Одной из ключевых проблем остается недостаток нормативно-правовой базы, регулирующей, прежде всего, деятельность военно-политических органов при организации боевых действий, проведении мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности войск (сил).

Отсутствие необходимых нормативных документов не формирует алгоритм работы заместителя командира по военно-политической работе при организации наступательного или оборонительного боя, выполнения задач в ходе специальных операций по урегулированию вооруженного конфликта и чрезвычайных ситуаций. Принятая условность, согласно которой военно-политическая работа ведется в военное время путем организации морально-психологического обеспечении, не формирует полную картину роли и места заместителя командующего или командира по военно-политической работе в решении задач, поставленных перед объединением, соединением или воинской частью.

Действующая структура военно-политических органов существенных изменений не претерпела, получив в наследство фактически полностью структуру органов по работе с личным составом соединений и воинских частей.

Сравнительный анализ организационно-штатной структуры политических органов Вооруженных Сил советского периода показывает, что советские политические органы имели мощнейшую структуру и базу для воспитания личного состава, формирования у него морального духа, который помог победить в Великой Отечественной войне, выполнить интернациональный долг в Афганистане, поддерживать мир и безопасность в различных регионах планеты по просьбе союзников.

Проблема дефицита сил для решения задач агитационного характера, устранения нарушений в социальной сфере, воспитания и обучения своих подчиненных, организации их досуга и культурно-художественного обслуживания в действующих военно-политических органах ощущается уже сегодня. Так, например, в военно-политическом отделении 150 мсд имеется по штату только один офицер, в военно-политическом отделении мотострелкового полка – 2 офицера. Подобная ситуация типична для большинства военно-политических органов соединений и воинских частей.


Учитывая возрастающий негативный информационный фон вокруг Российской Федерации и её Вооруженных Сил со стороны западных государств, отсутствие специалистов по таким направлениям как агитационная и пропагандистская работа с военнослужащими и населением, противодействие негативному информационно-психологическому воздействию только снижает функциональность системы военно-политической работы. Перераспределение обязанностей по указанным направлениям в нештатном порядке видится бесперспективным и не эффективным в решении таких задач, как поддержание на высоком уроне морально-политического и психологического состояния личного состава и воинских коллективов в целом.

Не менее острой проблемой становления системы военно-политической работы является организация этой работы как вида обеспечения в боевых условиях. Действующая система морально-психологического обеспечения фактически способна решать поставленные перед Вооруженными Силами задачи. Вместе с тем, необходимо внести определенные коррективы в указную систему, нарастив их новыми формами, силами и средствами для более успешного решения задач по предназначению в условиях ведения боевых действий.

В одном ряду с этим стоит проблема организации управления военно-политической работой в условиях вооруженного противоборства, под которой понимается совокупность органов военного управления, пунктов управления и технических основ системы управления. Действующие нормативные положения предполагают развертывание пунктов управления в виде центров, пунктов, групп и рабочих мест непосредственно на командных пунктах органов военного управления.

И здесь проблема развертывания пунктов управления военно-политической работой тесно соприкасается с проблемой отсутствия необходимых организационно-штатных изменений. Остается открытым вопрос обеспечения мобильности и оперативности управления силами и средствами с подвижных пунктов управления военно-политической работой, так как до настоящего времени отсутствуют какие-либо подвижные средства для данного пункта управления. До настоящего времени заместитель командира воинской части (соединения) по военно-политической работе – это должностное лицо без подвижных средств управления.

Технические основы управления для организации военно-политической работы представлены недостаточно полно. У заместителя командующего (командира) по военно-политической работе отсутствует, как правило, своя сеть управления, что снижает эффективность применения подчиненных сил и средств.



Не менее значимая проблема становления системы военно-политической работы – это финансирование деятельности военно-политических органов. Анализ их практической работы на оперативно-тактическом уровне управления показывает, что недофинансирование мероприятий военно-политической работы способствует возникновению социальной напряженности в воинских коллективах, а нередко нарушает конструктивные взаимоотношения между командиром и заместителем по военно-политической работе.

В этой связи просматривается и такая проблема системы военно-политической работы как формирование ресурсов, которые бы способствовали решению поставленных задач. Следует признать, что ресурсы, которыми обладают нынешние структуры, весьма малозначительны, а их формирование или накопление зависит от индивидуальных качеств заместителя по военно-политической работе и умения ладить с командиром и другими должностными лицами управления соединения, воинской части.

Важной проблемой системы военно-политической работы является обеспечение подчиненных военно-политических органов специалистами из числа лиц гражданского персонала, способных самостоятельно и инициативно, а значит эффективно, решать поставленные задачи.

Основные причины низких профессиональных качеств работников следующие.

Во-вторых, отсутствие специальных знаний, которые невозможно получить при обучении в гражданских учебных заведениях, формирует негативную позицию работника к продолжительной трудовой деятельности в воинской части из-за непонимания специфики работы.

В-третьих, особые условия работы в воинской части с ее ненормированным рабочим днем, удаленностью отдельных подразделений от пункта постоянной дислокации воинской части, необходимость выезда для выполнения определенных задач в условиях отсутствия надлежащего материально-технического обеспечения.

Частичное привлечение членов семей офицеров и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат (сержантов), в полной мере данную проблему не решает.

На одну из ключевых позиций выходит проблема, связанная с низкой заинтересованностью в проведении совместных мероприятий различными общественными организациями, которые должны реализовывать идею воспитания воина-государственника в гражданских учебных заведениях.


Обозначенные проблемы становления военно-политической работы требуют взвешенного решения. Главное одно – их решение будет способствовать выполнению поставленной Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации задачи по воспитанию идейно убежденной личности в армии с высоким морально-политическим состоянием и способным выполнить задачу по предназначению.

Анализ проблем становления системы военно-политической работы, учет накопленного опыта позволяет предложить некоторые пути решения проблем военно-политической работы в Вооруженных силах Российской Федерации.

Во-первых, структуру военно-политических органов следует оптимизировать по горизонтали и вертикали, создав логическую систему должностных лиц, задействованных для решения задач военно-политической работы с учетом особенностей их выполнения в видах, родах войск. Кроме этого, необходимо упорядочить функционал должностных лиц военно-политических органов по направлениям военно-политической работы.

Во-вторых, подготовка офицерских кадров для военно-политических органов, опираясь на глубокие теоретические знания, должна быть, направлена на формирование практических умений и навыков в организации и проведении мероприятий военно-политической работы у будущих военно-политических работников.

В-третьих, внести коррективы в систему финансирования Вооруженных Сил, предусмотрев отдельные статьи на реализацию мероприятий военно-политической работы и как следствие выделение денежных средств на эти статьи.

В-четвертых, отбор лиц гражданского персонала на должности военно-политических органов должен приобрести нормы профессионального отбора. В основе подготовки специалистов должно быть повышение квалификации на курсах и в ходе сборов, проводимых под руководством командующих (командиров).

Таким образом, становление системы военно-политической работы как важной составляющей органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации требует скрупулезного и комплексного подхода. Фундаментальными основами должны стать формирование нормативно-правовой базы, совершенствование системы управления военно-политической работой в боевых действиях, подготовка офицерских кадров и их подготовка. В этой деятельности существующие военно-политические органы должны опираться на отечественный опыт.