Файл: Отечественная специфика кадровой стратегии организации и ее дополнительные особенности в различных по масштабам сферах бизнеса.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
В крупных предприятиях кадровая политика обычно официально декларируется и подробно фиксируется в общекорпоративных документах: меморандумах, инструкциях, регламентирующих важнейшие аспекты управления человеческими ресурсами.
В малых предприятиях она, как правило, специально не разрабатывается, а существует как система неофициальных установок владельцев.
Считается, что письменное оформление кадровой политики позволяет:
- четко и наглядно отразить взгляды администрации,
- убедить персонал в ее доброй воле;
- улучшить взаимодействие подразделений;
- внести единообразие и последовательность в процесс принятия кадровых решений;
- информировать персонал о правилах внутренних взаимоотношений;
- улучшить морально-психологический климат и т.п.
Глава 2. Исследование кадровой стратегии на примере отечественных предприятий малого и крупного бизнеса
2.1. Анализ кадровой стратегии ИП «Толмачёв Д.М»
Данное коммерческое предприятие, зарегистрированное 2 июля 2004 г, с 5 марта 2002 года осуществляет розничную торговлю строительными материалами. В настоящее время реализация этих товаров покупателям производится через два магазина розничной торговли: «Бобёр» и «Строительные материалы». Первый находится непосредственно в г. Богородицке по адресу: ЗМР, д.1. Второй - в пос. Товарковский, ул. Кирова, д.1. Хотя ИП «Толмачёв Д.М.» относится к малым предприятиям, ассортимент товаров в его магазинах очень широк - более 20 000 наименований электроинструментов, электротоваров, сантехники, лакокрасочных покрытий, крепежа и фурнитуры, отделочных материалов и др.
Организационная структура магазина «Бобёр» ИП «Толмачёв Д.М.» является довольно простой в связи с относительно небольшим количеством сотрудников. В организации работают 10 человек, а именно: продавец-консультант - 4, кассир - 2, администратор - 1, бухгалтер - 1, уборщица - 2 человека.
Структура управления ИП «Толмачёв Д.М.» - линейная. Достоинство этой структуры заключается в том, что руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всеми подразделениями, имеет возможность оперативно проконтролировать любой участок работы и принять необходимое управленческое решение. Линейная структура управления персоналом проста и экономична. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния и в работе с персоналом, предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые могут привести к возникновению кадровых проблем.
Кадровая политика ИП «Толмачёв Д.М.» основана на внутриорганизационных принципах, правилах, взаимоотношениях:
- принцип простоты, т.е. простая система управления персоналом;
- развитие персонала путём повышения квалификации, самовыражения, саморазвития;
- принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы;
- принцип оперативности, т.е. своевременное принятие решений и совершенствование системы управления персоналом;
- принцип оптимальности - проработка всех возможных предложений и выбор более рационального;
- принцип соразмерного сочетания стимулов и санкций;
Главный рычаг управления кадрами коммерческого предприятия – это система поощрительных выплат, которые являются материальным стимулом для персонала. Такая управленческая форма соответствует предпринимательской организационной культуре.
Кадровая стратегия ИП «Толмачёв Д.М.» направлена на четкую ориентацию, на прибыль компании и прямую зависимость личного дохода каждого сотрудника от полученного результата. В этих целях в магазинах ИП «Толмачёв Д.М.» применяются:
- конкуренция и поощрение индивидуализма работника;
- система оплаты труда торгового персонала, включающая оклад и % от продаж;
- систематические премиальные выплаты за достигнутые успехи в работе;
- жесткая система административного воздействия;
- скользящий график работы;
- мотивация преданности идеалам фирмы;
- социальные гарантии работникам;
- дресс-код для всех сотрудников и форма для торгового персонала.
В магазинах ИП «Толмачёв Д.М.» создана доброжелательная атмосфера взаимодействия между сотрудниками и покупателями.
Торговому персоналу данного предприятия присущи дисциплинированность, организованность, трудолюбие, внимательное отношение к клиенту, умение установить с ним контакт.
С целью поддержания высокого уровня квалификации сотрудников, исключения текучки кадров соискатели вакансий проходят строгий отбор.
На работу принимаются люди, имеющие спрофессиональное образование, в возрасте от 20 лет, без вредных привычек, нацеленные на профессиональный рост, обладающие такими личностными качествами, как общительность, стрессоустойчивость, самоконтроль.
В то же время данное предприятие открыто для потенциальных сотрудников на любом уровне: в магазинах «Бобёр» и «Строительные материалы» можно начать работать как с самой низкой должности, так и с должности на уровне высшего руководства.
Работодатель готов принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией. Поэтому данное предприятие весьма привлекательно в плане поиска работы, в частности, выпускников Богородицкого техникума электронных приборов.
Такая кадровая политика присуща организациям, ведущим агрессивную политику завоевания рынка, ориентированным на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
2.2. Анализ кадровой стратегии ПАО «Ренессанс Капитал»
ПАО «Ренессанс Капитал» является коммерческой организацией, входит в единую банковскую систему Российской Федерации и имеет целью получение прибыли за счет оказания услуг юридическим и физическим лицам.
ПАО «Ренессанс Капитал» осуществляет деятельность на основании банковской лицензии № 3354, выданной ЦБ РФ 26 марта 2004 года и обновленной от 26 марта 2012 года, в соответствии с которой он имеет право оказывать банковские услуги юридическим и физическим лицам.
ПАО «Ренессанс Капитал» представляет банковские услуги, под которыми понимается одна или несколько операций банка, удовлетворяющих определенную потребность клиента, которые можно разделить на специфические и неспецифические.
Специфическими услугами являются те услуги, которые вытекают из специфики деятельности банка как особого предприятия. К ним относятся три вида выполняемых операций:
- депозитные операции, т.е. помещение денежных средств клиентов в банк во вклады;
- кредитные операции;
- расчетные операции;
- кассовые операции.
В состав неспецифических банковских услуг ПАО «Ренессанс Капитал» входят все другие услуги:
- посреднические;
- юридическая помощь;
- информационные услуги;
- размещение акций;
- предоставление гарантий и поручительств;
- бухгалтерская помощь предприятиям;
- услуги по предоставлению сейфов.
В ПАО «Ренессанс Капитал» применяется стратегия развития персонала, мотивационная стратегия с ориентацией на социальную сферу.
Цель стратегии: эффективная профилактика кадровых рисков качественного характера, обеспечивающая постоянное соответствие квалификационного уровня, а также ответственности и лояльности сотрудников требованиям со стороны работодателя.
От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависят эффективность и качество предоставления банковских услуг и работа банка в целом.
Поэтому кадровая стратегия ПАО «Ренессанс Капитал» направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
Главный принцип кадровой стратегии ПАО «Ренессанс Капитал» – сохранение ведущих сотрудников и привлечение нового персонала в соответствии с высокими требованиями к их профессиональному и личностному уровню. Банк рассматривает персонал как стратегический актив, а расходы на персонал – как долгосрочные инвестиции в развитие бизнеса.
Кадровая стратегия банка направлена на организацию эффективной работы персонала, от деятельности которого зависит выполнение поставленных задач и достижение целей организации.
ПАО «Ренессанс Капитал» предлагает своим сотрудникам возможность профессионального и карьерного роста, рыночный уровень компенсаций, широкую программу социальных льгот.
Главное, к чему стремиться банк в своей стратегии по отношению к сотрудникам:
- сформировать новую философию труда, которая стимулировала бы стремление к постоянному совершенствованию и личную заинтересованность в достижении общего успеха.
- создать для сотрудников современные, комфортные и безопасные условия труда.
- обеспечить их социальную защищенность и поддержку в трудных жизненных ситуациях.
- дать возможность получить новые знания и реализовать свой потенциал.
- предметом отдельной заботы является здоровье сотрудников. Банк считает оправданными инвестиции в обеспечение сотрудников качественной и своевременной медицинской помощью, а также в пропаганду здорового образа жизни.
Кадровая стратегия включает в себя:
- создание эффективных систем планирования и карьерного развития, профессионального роста;
- управления кадровым потенциалом;
- модернизация и развития системы обучения персонала.
Отдел по работе с персоналом ПАО «Ренессанс Капитал» выполняет следующие процессы:
- подбор, отбор персонала;
- оценка персонала;
- обучение персонала;
- составление кадрового резерва;
- организация кадрового менеджмента;
- составление мотивационных программ;
- высвобождение персонала;
- ведение кадрового документооборота.
Все составные части кадровой стратегии выстроены таким образом, чтобы обеспечивать максимальную гибкость банка, его способность быстро и эффективно адаптироваться к изменениям внутренних и внешних экономических факторов, активно инициировать и успешно внедрять необходимые изменения и инновации.
ПАО «Ренессанс Капитал» делает ставку на энергичных, образованных людей, доброжелательных и терпеливых с клиентами, приветливых и отзывчивых по отношению друг к другу, связывающих личные интересы с интересами банка. Кроме того, работники постоянно повышают квалификацию, регулярно посещают внутрибанковские семинары, во время которых делятся своим опытом и знаниями с работниками обособленных подразделений банка.
При реализации кадровой стратегии банк ориентируется на всестороннее развитие профессиональных, деловых и личностных качеств сотрудников, предлагая новые источники мотивации; приветствует новаторские и гибкие подходы к работе, внедряя систему обратной связи; поддерживает современную корпоративную культуру, опираясь на традиционные корпоративные ценности.
В банке действуют внутренние стандарты деловой этики, являющиеся неотъемлемой частью корпоративной культуры. С их помощью регламентируют организацию рабочего времени, использование фирменного стиля, взаимоотношения персонала Ренессанс Капитала с посетителями, а также внутри коллектива, правила пользования техническими средствами, способы организации внешнего и внутреннего документооборота, стиль одежды сотрудников.
Планирование персонала ориентировано на долгосрочную перспективу и направлено на достижение целей кадровой стратегии банка.
Важным элементом кадровой стратегии является управление карьерой сотрудников. Данное мероприятие, требует определенных материальных затрат со стороны банка, но эти затраты с лихвой окупаются конкурентными преимуществами, которые банк получает взамен.
Для обучения перспективных сотрудников в Банке действует специальные корпоративные программы обучения, семинары, тренинги. Такие встречи проходят регулярно и на них наиболее успешные представители банка делятся своим опытом в области управления.
В банке принята система аттестации сотрудников и проходит она раз в пять лет. Аттестация кадров банка проводится с целью определения квалификации, результативности, уровня знаний и навыков работников, их деловых и иных значимых качеств занимаемой должности и направлена на улучшение качественного состава кадров, наиболее рациональную их расстановку и эффективное использование, повышение ответственности работников за полученные задания, рост их трудовой активности. Аттестация проводится в форме собеседования и тестирования.
ПАО «Ренессанс Капитал» создает благоприятную мотивационную среду. На данный момент в Банке существуют и работают следующие мотивационные процедуры.