Файл: Классный час "Моя родина Казахстан мой край родной".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
новем, что значит девять. В паро­де ноябрь зовут полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, и ле­довым кузнецом, потому что покрываются льдом реки и озера.

Итак, начинаем игру. Но прежде нам нужно разделиться на две команды. Выби­райте любой кленовый лист.

Учащиеся выбирают листья красного и желтого цвета.

Красного листа занимает места справа, команда Желтого кленового листа — слева.

1-й конкурсНазвать слова на тему «Осень».

Дети поочереди называют слова на тему «Осень». Побеждает команда, которая последняя назовет слово. Победителю конкурса кленовый лист, который приклеи­вается на заранее приготовленное из бума­ги дерево.

2-й конкурс. «Узнай овощи».

Выходят по одному учени­ку. Им навязывают глаза.

Учитель.

Однажды хозяйка с базара пришла.

Хозяйка с базарa овощей принесла.

Угадайте, какие овощи она принесла? Ученики ощупывают овощи руками и называют его.

Зa каждый правильный ответ команда получает кленовый лист и приклеивает его на свое дерево.

3-й конкурс. Загадки.

Выбирают кон­церты «Лесные загадки от Осени».

Учитель.

Сосны, елки, березы, клены...

Это лес — он наш друг зеленый!

Добрый друг, оншумит, моет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас?

Чей это дом?

К загадке первой мы идем...

Смотри, стоит какой-то дом.

Дом без дверей и 6eз окон

Народом дружным заселен.

Народ веселый, трудовой

Охотно дом построил свой...

Все что-то тащат, все снуют,

Стараются, не устают...

Ты видел этих силачей?

Тогда скажи, дом этот чей?

Удивительный портной

Удивительный портной:

Нет катушки ни одной,

И машинки швейной нет...

И утюг не разогрет

Но зато иголки есть.

Сколько? Их не перечесть!
Бусы на опушке

Сколько бус рассыпано

На лесном опушке!

Девочки-подружки

Соберут их в кружки.

Трудятся, стараются

Девочки проворные,

Потому что вкусные

Эти бусы черные!
Хвастун-обманщик

Нам издали красная шляпа видна

Лесного обманщика-хвастуна.

Ему к нам в корзинку

Попасть не придется,

Пустьмухам на гибель

В лесу остается!
Грибы на сосне

Может быть, вы поверите мне,

Но я увидала грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут...

Надеты на ветки маслята, опята...

Кто же их на зиму сушит, ребята?

Загадки читает каждая команда пооче­реди. Если команда затрудняется дать от­вет, ой помогает команда-соперница.


За каждый правильный отпет команда получает кленовый лист для своего дерева.

Какого цвета осень?

Это вы узнаете, отгадав кроссворд (надоске рисунок).

За каждый правильный ответ — клено­вый лист на дерево.

I. Это явление природы, при котором понижается температура воздуха. Верная примета этого явления — лед на лужах.

Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это? (Заморозки.)

2. Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь.)

3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцвет­ные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад.)

4. Осенью ночью намного холоднее, чем днем; воздух, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки во­ды. Что это? (Роса.)

5. Это явление похоже на легкую дым­ку в воздухе, а иногда на белую, непрозрач­ную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман.)

6. Осенью, когда все чаще стоят холод­ные дни, вдоль берегов рек на мелких мес­тах образуется тонкий лед, а затем и вся ре­ка покрывается льдом. Как это называется? (Ледостав.)

7. Осенью птицы улетают в теплые края. Они собираются в большие группы. Как они называются? (Стаи.)
Встреча с осенью заканчивается слова­ми: «Весна красна цветами, а осень пирога­ми». Учащиеся накрывают столики салфет­ками и пьют чай с пирогами.

Классный час «Обычаи и традиции казахского народа»

Цели:

 -Охарактеризовать виды традиционных казахских обычаев и обрядов. Дать понятие о том, что древние обычаи, обряды и традиции отражают духовную жизнь народа.

-Развитие познавательного интереса к культуре и истории казахского народа, развитие творческих способностей учащихся.

-Привитие уважения к культуре и традициям казахского народа, воспитание казахстанского патриотизма

Ход урока.

Разминка

–Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой. –

-Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед. –

-Если уверены в своих силах, топните ногой. –

-Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

-Если вас волнует судьба нашей страны, 

хлопните в ладоши.

-Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

-Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

Эпиграф «Традиции и культура – генетический код нации»

 (Н.Назарбаев)

Обычаи - исторически сложившиеся и распространённые в обществе формы действий, повторяющиеся в определённых обстоятельствах.

Они представляют собой показатели образа жизни, принятого в какой-либо социальной среде (коллективе, семье и т.п.)

Традиции (с латинского – «передача») –разновидности (или формы) обычаев, отличающихся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранять неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

Именно обычаи и традиции (а также привычки и вкусы) и составляют ту совокупность особенностей и отличают этносы друг от друга.

Обряд –символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции.

 

1.     Обычаи гостеприимства у казахов

Что же такое «казахское гостеприимство», благодаря которому так много людей остались на этой земле и она стала для них родным домом.

Гостеприимством славятся казахи.

Так было испокон веков,

Обычай у народа есть таков:

Найдет здесь гость и пищу,

И надежный кров!

Пусть даже юрта не богата.

Ведь гость для каждого казаха - это свято!

 

С древних времен  гостеприимство было отличительной чертой казахского народа.

И сейчас я вам поведаю легенду, повествующую о том, как зародился казахский обычай "Қонақасы".

Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары.

Совсем одряхлев, старик призвал к себе сыновей и сказал: Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равных стада, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство...

Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:

- Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть?


Умирающий ответил: Четвертую часть скота я оставлю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и в крове, кто по желанию или по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.

Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего сына образовал Старшую орду, среднего - Среднюю, младшего - Младшую. Много переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство – "Қонақасы".

«Қонақ »– гость, «ас» - угощение.

-дорого гостя приглашали к дастархану, усаживали на почетное место и угощали самым лучшим, что было в доме;

- по казахским обычаям  за трапезой было запрещено ругаться, говорить бранные слова, сплетничать, сидеть босым или с голым торсом;

- для уважаемых гостей режут барана и подают голову.

- если гости спешат, им подают угощение, которое называется мыжыма;

- байбише (хозяйка), печет на огне табанан (каравай). Особенность блюда: для его приготовления используется только домашнее сливочное масло. А оно по стоимости приравнивается к стоимости заколотого козленка.

 - дорогому гостю , акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку дарят коня и накидывают на плечи чапан

- бата – благословение перед далней дорогой, испытаниями; благодарность за угощение, гстеприимство, доброту, которое произносят старшие по возрасту аксакалы.

2.     Обычаи казахской семьи

-Шаңырақ көтеру – является  семейной реликвией – символом хранимого очага и продолжения рода. За поднятие  шанырака зятю полагается в подарок лошадь или верблюд. Купол юрты поднимают мужчины, в то время как юрту собирают женщины.

-Тізе бүгу - знак почета дому. Если человек пришел в чей – то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.

- Тоқымқағар – обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан и позвать гостей. Во время этого обряда  поют песни и говорят  пожелание тому, кто уезжает.

- Базарлық
 – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки, для своих близких и знакомых.

- Жеті ата – семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений своих предков и запрещает браки внутри рода.

Тыйым – запрет.  Нельзя наступат на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Свистетьв доме – прогонять счастье и деньги. Нельзя переходить догору старшему, женщинам нельзя проходить перед транспортом, собирающимся в путь.

   3.Казахские традиции воспитания детей. 

- Каждый, кто первым узнавал о рождении ребенка, спешил оповестить родных и близких криком Сүйінші (радостное известие). За это давали подарок. Женщина  перерезавшая пуповину ребенка, считается  кіндік шеше, родной человек, наряду с родителями.

- мать и дитя окружались постоянным вниманием и особой заботой. В первые дни ребенка укладывали в колыбель, давали ему имя, это событие сопровождалось праздником – шілдехана той.  После родов специально для матери резали ярочку – қалжа. Поили роженицу наваристым бульоном, чтоб она сама набиралась сил, и молока для ребенка было достаточно. После употребления мяса, шейный позвонок насаживали на палочку и вешали на стену над колыбелью. Этот ритуал проводили, чтобы ребенок скорее научился держать головку прямо.

- в течение 40 ночей возле колыбельки горел светильник (шырақ), поскольку по народному поверью, всякая нечисть боялась огня и света.  

- на 40 день от рождения ребенка проводился детский обычай қалжа.

-когда ребенок начинал ползать, поднимал туловище над землей, через него проводили посуду с яствами, чтобы у него было благодатное будущее.

- Через сорок дней после рождения ребенка устраивали той – қырқынан шығару. Мальчикам этот обряд устраивали на 39 день, чтоб калым за невесту платил меньше, девочкам на 41 день, чтоб калым за нее платили больше. В остуженную кипяченую воду бросали 41 катышек овечий, женщины, девушки ложкой переливали эту воду с добрыми пожеланиями в таз, в которую доливали теплую воду и в ней купали ребенка. Тогда же в первые стригли волосы. Стригли и ногти ребенку. Тем, кто купал ребенка, стриг ему волосы и ногти, давали подарки.

- тұсау кесу (разрезание пут) – ребенку, начинающему ходить, перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром.  Черно-белый шнур означал, что человек в жизни ничего чужого не возьмет, вырастет достойным; затем, чтобы он был удачливым, счастливым, богатым, ноги перевязывали кишкой с жиром и перерезали; чтобы рос, развивался и процветал, свивали зеленую траву и ею перевязывали и перерезали. Всем, кто перерезал путы, преподносили традиционные подарки.