Файл: Классный час "Моя родина Казахстан мой край родной".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
новем, что значит девять. В пароде ноябрь зовут полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, и ледовым кузнецом, потому что покрываются льдом реки и озера.
Итак, начинаем игру. Но прежде нам нужно разделиться на две команды. Выбирайте любой кленовый лист.
Учащиеся выбирают листья красного и желтого цвета.
Красного листа занимает места справа, команда Желтого кленового листа — слева.
1-й конкурс. Назвать слова на тему «Осень».
Дети поочереди называют слова на тему «Осень». Побеждает команда, которая последняя назовет слово. Победителю конкурса кленовый лист, который приклеивается на заранее приготовленное из бумаги дерево.
2-й конкурс. «Узнай овощи».
Выходят по одному ученику. Им навязывают глаза.
Учитель.
Однажды хозяйка с базара пришла.
Хозяйка с базарa овощей принесла.
Угадайте, какие овощи она принесла? Ученики ощупывают овощи руками и называют его.
Зa каждый правильный ответ команда получает кленовый лист и приклеивает его на свое дерево.
3-й конкурс. Загадки.
Выбирают концерты «Лесные загадки от Осени».
Учитель.
Сосны, елки, березы, клены...
Это лес — он наш друг зеленый!
Добрый друг, оншумит, моет
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас?
Чей это дом?
К загадке первой мы идем...
Смотри, стоит какой-то дом.
Дом без дверей и 6eз окон
Народом дружным заселен.
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построил свой...
Все что-то тащат, все снуют,
Стараются, не устают...
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей?
Удивительный портной
Удивительный портной:
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет...
И утюг не разогрет
Но зато иголки есть.
Сколько? Их не перечесть!
Бусы на опушке
Сколько бус рассыпано
На лесном опушке!
Девочки-подружки
Соберут их в кружки.
Трудятся, стараются
Девочки проворные,
Потому что вкусные
Эти бусы черные!
Хвастун-обманщик
Нам издали красная шляпа видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему к нам в корзинку
Попасть не придется,
Пустьмухам на гибель
В лесу остается!
Грибы на сосне
Может быть, вы поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут...
Надеты на ветки маслята, опята...
Кто же их на зиму сушит, ребята?
Загадки читает каждая команда поочереди. Если команда затрудняется дать ответ, ой помогает команда-соперница.
За каждый правильный отпет команда получает кленовый лист для своего дерева.
Какого цвета осень?
Это вы узнаете, отгадав кроссворд (надоске рисунок).
За каждый правильный ответ — кленовый лист на дерево.
I. Это явление природы, при котором понижается температура воздуха. Верная примета этого явления — лед на лужах.
Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это? (Заморозки.)
2. Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь.)
3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад.)
4. Осенью ночью намного холоднее, чем днем; воздух, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это? (Роса.)
5. Это явление похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман.)
6. Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий лед, а затем и вся река покрывается льдом. Как это называется? (Ледостав.)
7. Осенью птицы улетают в теплые края. Они собираются в большие группы. Как они называются? (Стаи.)
Встреча с осенью заканчивается словами: «Весна красна цветами, а осень пирогами». Учащиеся накрывают столики салфетками и пьют чай с пирогами.
Классный час «Обычаи и традиции казахского народа»
Цели:
-Охарактеризовать виды традиционных казахских обычаев и обрядов. Дать понятие о том, что древние обычаи, обряды и традиции отражают духовную жизнь народа.
-Развитие познавательного интереса к культуре и истории казахского народа, развитие творческих способностей учащихся.
-Привитие уважения к культуре и традициям казахского народа, воспитание казахстанского патриотизма
Ход урока.
Разминка
–Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой. –
-Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед. –
-Если уверены в своих силах, топните ногой. –
-Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
-Если вас волнует судьба нашей страны,
хлопните в ладоши.
-Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
-Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.
Эпиграф «Традиции и культура – генетический код нации»
(Н.Назарбаев)
Обычаи - исторически сложившиеся и распространённые в обществе формы действий, повторяющиеся в определённых обстоятельствах.
Они представляют собой показатели образа жизни, принятого в какой-либо социальной среде (коллективе, семье и т.п.)
Традиции (с латинского – «передача») –разновидности (или формы) обычаев, отличающихся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранять неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
Именно обычаи и традиции (а также привычки и вкусы) и составляют ту совокупность особенностей и отличают этносы друг от друга.
Обряд –символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции.
1. Обычаи гостеприимства у казахов
Что же такое «казахское гостеприимство», благодаря которому так много людей остались на этой земле и она стала для них родным домом.
Гостеприимством славятся казахи.
Так было испокон веков,
Обычай у народа есть таков:
Найдет здесь гость и пищу,
И надежный кров!
Пусть даже юрта не богата.
Ведь гость для каждого казаха - это свято!
С древних времен гостеприимство было отличительной чертой казахского народа.
И сейчас я вам поведаю легенду, повествующую о том, как зародился казахский обычай "Қонақасы".
Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары.
Совсем одряхлев, старик призвал к себе сыновей и сказал: Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равных стада, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство...
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
- Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть?
Умирающий ответил: Четвертую часть скота я оставлю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и в крове, кто по желанию или по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.
Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего сына образовал Старшую орду, среднего - Среднюю, младшего - Младшую. Много переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство – "Қонақасы".
«Қонақ »– гость, «ас» - угощение.
-дорого гостя приглашали к дастархану, усаживали на почетное место и угощали самым лучшим, что было в доме;
- по казахским обычаям за трапезой было запрещено ругаться, говорить бранные слова, сплетничать, сидеть босым или с голым торсом;
- для уважаемых гостей режут барана и подают голову.
- если гости спешат, им подают угощение, которое называется мыжыма;
- байбише (хозяйка), печет на огне табанан (каравай). Особенность блюда: для его приготовления используется только домашнее сливочное масло. А оно по стоимости приравнивается к стоимости заколотого козленка.
- дорогому гостю , акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку дарят коня и накидывают на плечи чапан
- бата – благословение перед далней дорогой, испытаниями; благодарность за угощение, гстеприимство, доброту, которое произносят старшие по возрасту аксакалы.
2. Обычаи казахской семьи
-Шаңырақ көтеру – является семейной реликвией – символом хранимого очага и продолжения рода. За поднятие шанырака зятю полагается в подарок лошадь или верблюд. Купол юрты поднимают мужчины, в то время как юрту собирают женщины.
-Тізе бүгу - знак почета дому. Если человек пришел в чей – то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.
- Тоқымқағар – обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан и позвать гостей. Во время этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.
- Базарлық
– не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки, для своих близких и знакомых.
- Жеті ата – семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений своих предков и запрещает браки внутри рода.
- Тыйым – запрет. Нельзя наступат на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Свистетьв доме – прогонять счастье и деньги. Нельзя переходить догору старшему, женщинам нельзя проходить перед транспортом, собирающимся в путь.
3.Казахские традиции воспитания детей.
- Каждый, кто первым узнавал о рождении ребенка, спешил оповестить родных и близких криком Сүйінші (радостное известие). За это давали подарок. Женщина перерезавшая пуповину ребенка, считается кіндік шеше, родной человек, наряду с родителями.
- мать и дитя окружались постоянным вниманием и особой заботой. В первые дни ребенка укладывали в колыбель, давали ему имя, это событие сопровождалось праздником – шілдехана той. После родов специально для матери резали ярочку – қалжа. Поили роженицу наваристым бульоном, чтоб она сама набиралась сил, и молока для ребенка было достаточно. После употребления мяса, шейный позвонок насаживали на палочку и вешали на стену над колыбелью. Этот ритуал проводили, чтобы ребенок скорее научился держать головку прямо.
- в течение 40 ночей возле колыбельки горел светильник (шырақ), поскольку по народному поверью, всякая нечисть боялась огня и света.
- на 40 день от рождения ребенка проводился детский обычай қалжа.
-когда ребенок начинал ползать, поднимал туловище над землей, через него проводили посуду с яствами, чтобы у него было благодатное будущее.
- Через сорок дней после рождения ребенка устраивали той – қырқынан шығару. Мальчикам этот обряд устраивали на 39 день, чтоб калым за невесту платил меньше, девочкам на 41 день, чтоб калым за нее платили больше. В остуженную кипяченую воду бросали 41 катышек овечий, женщины, девушки ложкой переливали эту воду с добрыми пожеланиями в таз, в которую доливали теплую воду и в ней купали ребенка. Тогда же в первые стригли волосы. Стригли и ногти ребенку. Тем, кто купал ребенка, стриг ему волосы и ногти, давали подарки.
- тұсау кесу (разрезание пут) – ребенку, начинающему ходить, перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром. Черно-белый шнур означал, что человек в жизни ничего чужого не возьмет, вырастет достойным; затем, чтобы он был удачливым, счастливым, богатым, ноги перевязывали кишкой с жиром и перерезали; чтобы рос, развивался и процветал, свивали зеленую траву и ею перевязывали и перерезали. Всем, кто перерезал путы, преподносили традиционные подарки.
Итак, начинаем игру. Но прежде нам нужно разделиться на две команды. Выбирайте любой кленовый лист.
Учащиеся выбирают листья красного и желтого цвета.
Красного листа занимает места справа, команда Желтого кленового листа — слева.
1-й конкурс. Назвать слова на тему «Осень».
Дети поочереди называют слова на тему «Осень». Побеждает команда, которая последняя назовет слово. Победителю конкурса кленовый лист, который приклеивается на заранее приготовленное из бумаги дерево.
2-й конкурс. «Узнай овощи».
Выходят по одному ученику. Им навязывают глаза.
Учитель.
Однажды хозяйка с базара пришла.
Хозяйка с базарa овощей принесла.
Угадайте, какие овощи она принесла? Ученики ощупывают овощи руками и называют его.
Зa каждый правильный ответ команда получает кленовый лист и приклеивает его на свое дерево.
3-й конкурс. Загадки.
Выбирают концерты «Лесные загадки от Осени».
Учитель.
Сосны, елки, березы, клены...
Это лес — он наш друг зеленый!
Добрый друг, оншумит, моет
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас?
Чей это дом?
К загадке первой мы идем...
Смотри, стоит какой-то дом.
Дом без дверей и 6eз окон
Народом дружным заселен.
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построил свой...
Все что-то тащат, все снуют,
Стараются, не устают...
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей?
Удивительный портной
Удивительный портной:
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет...
И утюг не разогрет
Но зато иголки есть.
Сколько? Их не перечесть!
Бусы на опушке
Сколько бус рассыпано
На лесном опушке!
Девочки-подружки
Соберут их в кружки.
Трудятся, стараются
Девочки проворные,
Потому что вкусные
Эти бусы черные!
Хвастун-обманщик
Нам издали красная шляпа видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему к нам в корзинку
Попасть не придется,
Пустьмухам на гибель
В лесу остается!
Грибы на сосне
Может быть, вы поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут...
Надеты на ветки маслята, опята...
Кто же их на зиму сушит, ребята?
Загадки читает каждая команда поочереди. Если команда затрудняется дать ответ, ой помогает команда-соперница.
За каждый правильный отпет команда получает кленовый лист для своего дерева.
Какого цвета осень?
Это вы узнаете, отгадав кроссворд (надоске рисунок).
За каждый правильный ответ — кленовый лист на дерево.
I. Это явление природы, при котором понижается температура воздуха. Верная примета этого явления — лед на лужах.
Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это? (Заморозки.)
2. Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь.)
3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад.)
4. Осенью ночью намного холоднее, чем днем; воздух, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это? (Роса.)
5. Это явление похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман.)
6. Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий лед, а затем и вся река покрывается льдом. Как это называется? (Ледостав.)
7. Осенью птицы улетают в теплые края. Они собираются в большие группы. Как они называются? (Стаи.)
Встреча с осенью заканчивается словами: «Весна красна цветами, а осень пирогами». Учащиеся накрывают столики салфетками и пьют чай с пирогами.
Классный час «Обычаи и традиции казахского народа»
Цели:
-Охарактеризовать виды традиционных казахских обычаев и обрядов. Дать понятие о том, что древние обычаи, обряды и традиции отражают духовную жизнь народа.
-Развитие познавательного интереса к культуре и истории казахского народа, развитие творческих способностей учащихся.
-Привитие уважения к культуре и традициям казахского народа, воспитание казахстанского патриотизма
Ход урока.
Разминка
–Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой. –
-Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед. –
-Если уверены в своих силах, топните ногой. –
-Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
-Если вас волнует судьба нашей страны,
хлопните в ладоши.
-Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
-Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.
Эпиграф «Традиции и культура – генетический код нации»
(Н.Назарбаев)
Обычаи - исторически сложившиеся и распространённые в обществе формы действий, повторяющиеся в определённых обстоятельствах.
Они представляют собой показатели образа жизни, принятого в какой-либо социальной среде (коллективе, семье и т.п.)
Традиции (с латинского – «передача») –разновидности (или формы) обычаев, отличающихся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранять неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
Именно обычаи и традиции (а также привычки и вкусы) и составляют ту совокупность особенностей и отличают этносы друг от друга.
Обряд –символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции.
1. Обычаи гостеприимства у казахов
Что же такое «казахское гостеприимство», благодаря которому так много людей остались на этой земле и она стала для них родным домом.
Гостеприимством славятся казахи.
Так было испокон веков,
Обычай у народа есть таков:
Найдет здесь гость и пищу,
И надежный кров!
Пусть даже юрта не богата.
Ведь гость для каждого казаха - это свято!
С древних времен гостеприимство было отличительной чертой казахского народа.
И сейчас я вам поведаю легенду, повествующую о том, как зародился казахский обычай "Қонақасы".
Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары.
Совсем одряхлев, старик призвал к себе сыновей и сказал: Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равных стада, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство...
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
- Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть?
Умирающий ответил: Четвертую часть скота я оставлю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и в крове, кто по желанию или по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.
Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего сына образовал Старшую орду, среднего - Среднюю, младшего - Младшую. Много переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство – "Қонақасы".
«Қонақ »– гость, «ас» - угощение.
-дорого гостя приглашали к дастархану, усаживали на почетное место и угощали самым лучшим, что было в доме;
- по казахским обычаям за трапезой было запрещено ругаться, говорить бранные слова, сплетничать, сидеть босым или с голым торсом;
- для уважаемых гостей режут барана и подают голову.
- если гости спешат, им подают угощение, которое называется мыжыма;
- байбише (хозяйка), печет на огне табанан (каравай). Особенность блюда: для его приготовления используется только домашнее сливочное масло. А оно по стоимости приравнивается к стоимости заколотого козленка.
- дорогому гостю , акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку дарят коня и накидывают на плечи чапан
- бата – благословение перед далней дорогой, испытаниями; благодарность за угощение, гстеприимство, доброту, которое произносят старшие по возрасту аксакалы.
2. Обычаи казахской семьи
-Шаңырақ көтеру – является семейной реликвией – символом хранимого очага и продолжения рода. За поднятие шанырака зятю полагается в подарок лошадь или верблюд. Купол юрты поднимают мужчины, в то время как юрту собирают женщины.
-Тізе бүгу - знак почета дому. Если человек пришел в чей – то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.
- Тоқымқағар – обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан и позвать гостей. Во время этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.
- Базарлық
– не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки, для своих близких и знакомых.
- Жеті ата – семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений своих предков и запрещает браки внутри рода.
- Тыйым – запрет. Нельзя наступат на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Свистетьв доме – прогонять счастье и деньги. Нельзя переходить догору старшему, женщинам нельзя проходить перед транспортом, собирающимся в путь.
3.Казахские традиции воспитания детей.
- Каждый, кто первым узнавал о рождении ребенка, спешил оповестить родных и близких криком Сүйінші (радостное известие). За это давали подарок. Женщина перерезавшая пуповину ребенка, считается кіндік шеше, родной человек, наряду с родителями.
- мать и дитя окружались постоянным вниманием и особой заботой. В первые дни ребенка укладывали в колыбель, давали ему имя, это событие сопровождалось праздником – шілдехана той. После родов специально для матери резали ярочку – қалжа. Поили роженицу наваристым бульоном, чтоб она сама набиралась сил, и молока для ребенка было достаточно. После употребления мяса, шейный позвонок насаживали на палочку и вешали на стену над колыбелью. Этот ритуал проводили, чтобы ребенок скорее научился держать головку прямо.
- в течение 40 ночей возле колыбельки горел светильник (шырақ), поскольку по народному поверью, всякая нечисть боялась огня и света.
- на 40 день от рождения ребенка проводился детский обычай қалжа.
-когда ребенок начинал ползать, поднимал туловище над землей, через него проводили посуду с яствами, чтобы у него было благодатное будущее.
- Через сорок дней после рождения ребенка устраивали той – қырқынан шығару. Мальчикам этот обряд устраивали на 39 день, чтоб калым за невесту платил меньше, девочкам на 41 день, чтоб калым за нее платили больше. В остуженную кипяченую воду бросали 41 катышек овечий, женщины, девушки ложкой переливали эту воду с добрыми пожеланиями в таз, в которую доливали теплую воду и в ней купали ребенка. Тогда же в первые стригли волосы. Стригли и ногти ребенку. Тем, кто купал ребенка, стриг ему волосы и ногти, давали подарки.
- тұсау кесу (разрезание пут) – ребенку, начинающему ходить, перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром. Черно-белый шнур означал, что человек в жизни ничего чужого не возьмет, вырастет достойным; затем, чтобы он был удачливым, счастливым, богатым, ноги перевязывали кишкой с жиром и перерезали; чтобы рос, развивался и процветал, свивали зеленую траву и ею перевязывали и перерезали. Всем, кто перерезал путы, преподносили традиционные подарки.