Файл: Основные этапы развития инновационного проектного менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одной из наиболее важных характеристик внешней среды функционирования компаний в современных условиях является ее подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование "поведения" рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.

Таким образом, одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компаний, а именно их способность четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции.

Данные обстоятельства в большей степени предопределили актуальность работы. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях потому что, большой интерес проявляется к теме "Инновационного менеджмента" в современной науке и эта тема недостаточно разработана. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.

В рамках достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • рассмотреть этапы становления инновационного менеджмента;
  • проанализировать развернутые трактовки понятий "инновации" и "инновационный менеджмент";
  • изучить современное состояние инноваций в России;
  • определить основные методы и цели инновационного менеджмента.

Предмет изучения - целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.

Методы проведения исследования. Для написания курсовой работы был использован - анализ учебной и специальной литературы, интернет-источников.

Информационной базой послужили труды исследователей, в особенности работы Аньшин, В.М., Вертакова Ю.В., Ильенкова, С.Д., Казанцев А.К., Мухамедьяров А.М., Сурин А.В., Хотяшева О.М.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента

1.1 Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты

Инноватика зародилась в начале ХХ века, когда подвергались изучению закономерности технических нововведений.[1]

Наиболее серьезное исследование процессов обновления производства и в целом новых товаров и новых технических и управленческих решений было предпринято австрийским экономистом Й. Шумпетером. Он впервые ввел в экономическую теорию понятие "инновация". В своей работе "Теория экономического развития" он определяет инновации как любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании и выводит тип нового, предприимчивого предпринимателя, названного "новатором".[2]

Й. Шумптер выделил пять типичных изменений:

  • Использование новой техники,
  • новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • Внедрение продукции с новыми свойствами;
  • Использование нового сырья;
  • Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • Появление новых рынков сбыта.[3]

Теоретическое обоснование значимости внедрения нововведений было предпринято английским исследователем Джоном А. Гобсоном. По его высказыванию, подлинная сила предпринимательства связана со способностью изыскивать новые рынки, производить новые товары и открывать новые способы изготовления товаров.

Теоретические основы инновационного менеджмента также были разработаны в трудах Н. Мончева, Хартмана В.Д., Мэнсфилда Э, Твист Б., Роджерса Э., Н.Д. Кондратьева, А.И. Пригожина, которые сформулировали понятие "инновация", выявили особенности зарождения и развития инновационных процессов.

Исследования закономерностей зарождения и развития инновационных процессов, выполненные Н.Д. Кондратьевым, являются классической школой инноватики. Он обосновал идею множественности циклов и разработал их модели: короткие (продолжительность 3-3,5 года) торгово-промышленные (средние) циклы (7-11 лет), большие циклы (48-55 лет). Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство, эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение или теория больших циклов конъюнктуры.


Проведенные исследования выявили наличие циклических волн продолжительностью 48-55 лет.

Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распространяются во времени неравномерно, появляясь группами. Учение Н.Д. Кондратьева заложило основы для прогнозирования нововведений.[4]

Для инновационного менеджмента характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Выделяют четыре этапа развития инновационного менеджмента:

Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение науки и техники в числе важнейших факторов развития экономического потенциала страны.

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент, как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений.

Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение инновационного процесса как сложной организационной системы, состоящей из совокупности элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия и реализации управленческого решения с учетом непредвиденных обстоятельств.

Некоторые специалисты связывают становление теории управления инновациями с появлением лабораторий, первых НИОКР в крупных компаниях. Научно-исследовательскую деятельность, руководство которой осуществлялось непосредственно учеными-исследователями, принято относить к управлению НИОКР 1-го поколения. Со временем корпоративные менеджеры осознали необходимость управления научно - исследовательской деятельностью. Компании сосредоточили свое внимание на тех проектах, которые, прежде всего, служили целям их бизнеса. Сегодня такое управление НИОКР принято относить ко 2-му поколению. В практике НИОКР 3-го поколения внимание уделял удовлетворению явных потребностей покупателя. Потребности клиентов и технические возможности претерпевают одновременное развитие в рамках 4-го поколения методов управления НИОКР.

В настоящее время сложность приемов и способов разработки инноваций, влияние новых технологий на результат деятельности предприятий, а главное - число заинтересованных сторон увеличивается по мере развития рынков, усиливается конкурентоспособность.

Сегодня для инновационного развития недостаточно ограничиться знаниями ученых и изобретателей. Современным потребителям нужны не столько новые знания, сколько новые возможности и новые выгоды.


1.2 Понятие и сущность инноваций и инновационного менеджмента

В последние годы часто используется термин "инновация". Под инновацией (англ. innovation) чаше всего понимают "инвестицию в новацию". Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которого не было раньше.[5]

В литературе приводится множество определений инновации. Инновация - это:

• полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке. Кук Я., Майерс П.;

• процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Твисс Б.;

• процесс, включающий такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработка и организация производства нового продукта, технологии или системы. Месси Д., Квинтас П., Уилд Д [11, с. 4].

В соответствии с международными стандартами "Руководством Осло" инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Это общее определение охватывает широкий диапазон возможных инноваций.[6]

Инновации являются объектом инновационного менеджмента. Таким образом, инновационный менеджмент представляет собой систему управления, состоящую из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.

Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть один или группа специалистов, которые организуют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей) На рисунке 1 представлена схема инновационного менеджмента.[7]

Рисунок 1. Схема инновационного менеджмента

Существует большое количество определений инновационного менеджмента.


Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.[8]

Инновационный менеджмент - это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами, создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека.[9]

Инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства.[10]

Инновационный менеджмент можно представить как процесс управления созданием новых знаний, творческим потенциалом создателей новых знаний, внедрением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений.

Данный процесс можно рассматривать в трех аспектах: ·

как науку управления инновациями, базирующуюся на теоретических положениях традиционного менеджмента, работах, посвященных проблемам управления НТП, научными исследованиями и разработками;

как вид деятельности с принятием соответствующих управленческих решений, включающей совокупность процедур по реализации функций управления инновациями: планирования, организации, контроля и прогнозирования;

как аппарат управления инновациями, представляющий собой структурное оформление инновационной сферы и включающий систему специализированных органов управления инновациями и руководителей различных уровней.

Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их объединений, связанной с:

  • созданием новых потребительских ценностей;
  • освоением их производства;
  • распространением и использованием;
  • введением в хозяйственный оборот.[11]

Цель - определение основных направлений научно - технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:

·  разработка и внедрение новой продукции;

·  модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции;

·  дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;

·  снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание инновационного менеджмента определяется последовательной реализацией функций управления инновациями. Указанная последовательность представлена на рисунке 2.[12]