Файл: Основные этапы развития инновационного проектного менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2. Процесс реализации функций инновационного менеджмента

Формирование инновационных целей предполагает выделение приоритетных направлений развития, определение способов их реализации, установление периода достижений желаемых результатов, построения "дерева целей". Планирование инноваций предусматривает детализацию инновационных целей предприятия и доведение их до отдельных исполнителей, установление состава реализуемых направлений развития предприятия проектов, распределение заданий по участникам инновационных проектов, определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ.

Организация инноваций связана с определением научно-производственной структуры предприятия, структуры управления инновациями, формы их организации.

Контроль за инновациями предполагает сбор и анализ информации о состоянии инновационной деятельности, выявление отклонений от установленных параметров, выяснение причин таких отклонений, подготовку и реализацию решений, направленных на достижение намеченных целей развития.[13]

1.3 Инновационное развитие России

Расходы на научные исследования в Российской Федерации за предыдущие 18 лет сократились в пять раз и приблизились к уровню развивающихся стран [17, с. 56].

Тема модернизации российской экономики относится к числу приоритетных, однако практически не двигается, признал Дмитрий Медведев. "До сих пор в этой сфере мало что сделано, - заявил он. - И это особенно очевидно в период кризиса. Это вопрос не только налоговых стимулов, но и психологической установки: не хочется вкладывать деньги в то, что не приносит быстрой отдачи", - считает он. По данным главы государства, российские предприятия вкладывают в исследовательские разработки всего 6% от общих затрат, в то время как в США - около 70%, в Японии - 75 %, в странах ЕС - от 25 до 65%.

Гендиректор "Финэкспертизы" Агван Микаелян сомневается, что желание тратиться на инновации возникнет у предприятий. "Интерес к инновациям возможен только в условиях жесткой конкуренции. Внутренней конкуренции в России фактически нет, внешней тоже". Сломать стереотипы, по его мнению, можно, лишь поменяв модель управления компаниями: нужно уходить от советских методов менеджмента. Для инновационного прорыва не хватает экономических стимулов.[14]


В два раза уменьшилось количество исследователей. Из этого следует целый ряд серьезных проблем. Средний возраст работающих на российских предприятиях превышает 50 лет. Износ основных фондов достигает по ряду направлений от 50 до 74%. При этом срок службы эксплуатируемого оборудования насчитывает более 20 лет при максимально эффективной норме эксплуатации в 9 лет. Новое оборудование практически все импортное. Более или менее современный уровень технологий сохраняется в основном на высокотехнологичных направлениях: в ядерной энергетике, ракетно-космической отрасли, авиастроении. В других отраслях, особенно в станкостроении и в электронной промышленности, произошел серьезнейший обвал. Таким образом, в целом по уровню развития высоких технологий страна откатилась на 10 - 15 лет назад, а по некоторым направлениям - даже на 20. Это надо понимать и помнить, прежде чем рассматривать стратегию инновационного развития.

Доля России на мировых рынках высоких технологий едва достигает 0,2-0,3%. Таким образом, стартовые условия очень критичные.

Это системный кризис. Сегодня перед страной стоит задача принятия и реализации реальной стратегии выхода из системного кризиса и дальнейшего развития.

Мир идет к шестому технологическому укладу. Россия же находится сегодня в основном в третьем, четвертом и на первых этапах пятого технологического уклада. К последнему относятся предприятия высокотехнологичного военно-промышленного комплекса. Перед страной стоит задача - осуществить переход к шестому укладу. К шестому этапу относятся нанотехнологии, биотехнологии и технологии новых материалов.

Единственно возможным вариантом может быть вариант инновационного развития. Инновационный сценарий предполагает более сбалансированную, гармоничную структуру экономики. В России на 2008 г. есть прорывные исследования и разработки в области критических технологий практически по всем направлениям шестого технологического уклада. Надо сосредоточить именно на этих приоритетах кадровый, финансовый, организационный ресурсы.

Анализируя структуру и основные отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности на мировом рынке, мы пришли к выводу, что существует шанс осуществить технологический прорыв в области авиастроения, ядерной энергетики, ракетно-космических систем и в наноиндустрии. Сегодня необходимо реализовать такую модель стратегии инновационного развития, где все ресурсные возможности должны быть сфокусированы на инновационной структуре развития.


Реализация инновационной стратегии развития России должна строиться на реализации четырех национальных программ со стратегией развития потребительского, высокотехнологичного, минерально-сырьевого, топливно-энергетического и инфраструктурного секторов российской экономики. Поэтому очень важно сейчас, распределяя имеющиеся ресурсы, формируя и реализуя федеральные программы сконцентрироваться на базовой модели инновационного развития.[15]

На сегодняшний момент утверждена стратегия инновационного развития. Данная стратегия - продолжение политики стимулирования инновационной активности. В рамках реализации этой стратегий заложены основы национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.

Глава 2. Методические аспекты в инновационном менеджменте

2.1 Сущность инновационного процесса и инновационной деятельности

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.

Инновационный процесс можно рассматривать с разных позиций. Во-первых, как осуществление научно-исследовательской, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, его отождествляют с этапами жизненного цикла нововведения. В-третьих, его можно трактовать с точки зрения инвестирования разработки и распространения нового вида продукции или услуг. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта.[16]

Различают три формы инновационного процесса: "простой внутриорганизационный" инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. При "простом межорганизационном" инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный инновационный процесс проявляется в том, что возникают новые производители нововведения и нарушают монополию производителя-пионера.[17]


Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы: новаторы - генераторы научно-технических знаний;

  • ранние реципиенты - предприниматели, первыми освоившие новшество;
  • раннее большинство - фирмы, первыми внедрившие новшество в производство;
  • отстающие фирмы, запаздывающие с нововведениями.

Рассмотрим инновационный процесс с точки зрения жизнециклического подхода. Он предполагает, что инновационный процесс охватывает две стадии: стадию создания новшества и стадию создания нововведения.

Стадия создания новшества включает следующие этапы:

· фундаментальные исследования;

· прикладные научно-исследовательские работы;

· опытно-конструкторские разработки;

· изготовление и испытание пробной партии продукции на рынке;

· устаревание новшества.

Процесс создания новшества начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

Результатом теоретических исследований выступают научные открытия, новые понятия и представления, создание новых теорий.

К поисковым относят исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий.

Прикладные исследования направлены на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых фундаментальной наукой явлений и процессов.

Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований.

Практическая реализация научного товара осуществляется на рынке новшеств.

Нововведение - процесс переноса новшества в сферу применения.

Жизненный цикл нововведения включает следующие этапы:

· возникновение потребности в новшестве и его создание;

· освоение в производстве;

· диффузия (тиражирование на других объектах);

· рутинизация (стабильное использование).[18]

Осознав необходимость в новшестве, потребитель может заказать его инноватору, сам создать его или приобрести право на использование имеющегося. Дальше следует этап освоения новшества в производстве.

С перестройкой производства необходимо подготовить потребителя инновационного продукта. Для этого проводятся маркетинговые исследования, изучается спрос, определяется объём выпуска, осуществляется первый выход на рынок небольшой пробной партии.

Диффузия инновации - это распространение уже освоенной инновации в новых условиях или местах применения.[19]


Вслед за стадией диффузии наступает период максимального объёма производства или рутинизации. Затем новшество устаревает, спрос на него падает, переключаясь на новые товары.

Обе стадии охватываются общим понятием инновационный процесс.

Вся деятельность в рамках инновационного процесса относится к инновационной деятельности:

  • маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей;
  • информационное обеспечение;
  • поиски новаторских идей, решений и партнера по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Инновационная деятельность - вид труда, связанный с превращением идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, либо новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.[20]

Инновационная деятельность направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологий их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Инновационная деятельность связана с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

Поскольку инновационный процесс имеет цикличный характер, то инновационная деятельность распадается на отдельные участки.

Выделяют пять основных видов инновационной деятельности.

  • Инструментальная подготовка и организация производства;
  • Пуск производства и производственные разработки, предполагающие модификации продукта, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;
  • Маркетинг новых продуктов;
  • Приобретение технологии со стороны в форме патентов, лицензий, и "ноу-хау", торговых марок, конструкций;
  • Приобретения овеществленной технологии - машин, оборудования;
  • Производственное проектирование.

Инновационная деятельность считается сферой государственной политики. Государство формирует цели и принципы своей политики и приоритеты в этой области.

Целями инновационной политики ведущих стран мира являются:

  • увеличение вклада науки и техники в развитие экономики;
  • обеспечение преобразований в сфере материального производства;
  • повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;
  • укрепление безопасности и обороноспособности страны.