Файл: Основные этапы развития инновационного проектного менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Функции, методы и цели инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции. Под функцией управления понимают направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс.

К функциям субъекта управления относят прогнозирование, планирование, регулирование, координацию, стимулирование, организацию, контроль.

К функциям объекта управления относятся рисковое вложение капитала, управление финансированием, организация инновационного процесса, а также продвижение инноваций на рынке.[21]

Инновационный менеджмент является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации и регулированию - и есть функции инновационного менеджмента.[22]

В инновационном менеджменте применяются методы принуждения, побуждения, убеждения, методы анализа и методы прогнозирования.

Методы принуждения - методы менеджмента, которыми управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему. Эти методы опираются на законодательные акты страны и региона; нормативно-директивные и методические документы фирмы и вышестоящей организации.

Методы побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение конкурентоспособности товаров и услуг, качества жизни населения. К основному методу побуждения относится экономическое стимулирование персонала к достижению конечных целей системы управления, удовлетворение потребностей работников, обеспечение их безопасности.

Методы убеждения основаны на исследовании психологического портрета личности и на мотивации ее потребностей.

К конкретным способам изучения и применения результатов для управления социально-психологическими процессами относятся:

  • мониторинг для нахождения объекта и предмета убеждения;
  • моделирование для отыскания оптимальных параметров предмета убеждения;
  • моральное стимулирование сотрудников за качество и эффективность работы.

К методам анализа относятся: метод сравнения, индексный метод, метод цепных подстановок, графический метод, факторный анализ.

Методы анализа охватывают несколько принципов анализа:


  • единство анализа и синтеза, предполагающее разделение сложных явлений, предметов на части с целью глубокого изучения их свойств и последующее рассмотрение их в целом;
  • оперативность и своевременность;
  • количественная определенность.

Под методами прогнозирования понимают совокупность приемов, позволяющих на основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем развитии объекта.

Всю совокупность методов прогнозирования можно разделить на три группы:

Формализованные, базирующиеся на первичной информации об объекте.

Экспертные, использующие информацию, получаемую от специалистов-экспертов, которые обобщают информацию.

Комбинированные, на основе смешанных информационных массивов [3, с. 20].

Цели инновационного менеджмента предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации.

Фирма имеет систему целей, которые определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями развития фирмы. Так, система стратегических целей фирмы, вызываемых воздействием внешней среды, демонстрируется на рисунке 3.

Рисунок 3. Внешние цели фирмы в инновационном менеджменте

Целями инновационной деятельности предприятия являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов.

Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и повышение социальной защищенности.

Инновационные цели связаны с разработкой принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, товарных знаков.

Цели фирмы в области коммерциализации новшеств включают проведение маркетинговых мероприятий для занятия прочного положения на рынке с последующим расширением сегментов и экспансией на новые рынки.

Приоритетными целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшего роста производства.

Тактические цели организации сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов, функций, приемов и стиля управления.


Структурные цели организации связаны с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента.

Общая классификация целей инновационного менеджмента проводится по следующим главным критериям:

· уровню (стратегические и тактические);

· видам среды (внешние и внутренние);

· содержанию (экономические, социальные, политические, и т.д.);

· приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые);

· периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

· стадиям жизненного цикла организации.

В больших организациях, как правило, можно проследить наличие дерева целей. В этом случае важна иерархия целей, так как цели нижестоящего звена подчинены целям вышестоящего.[23]

2.3 Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инноваций и мер, направленных на её реализацию.

Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления её развития.

Стратегия - это взаимосвязанный комплекс действий с целью укрепления жизнеспособности и экономической мощи предприятия (фирмы) по отношению к конкурентам.

Более конкретно инновационную стратегию определяют как систему концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционировании.[24]

Принципы стратегии, которыми предприятия руководствуются в своей деятельности, охватывают многие ее стороны и используются:

· при оценке результатов деятельности в настоящем и будущем;

· при определении отношений организации с внешней средой, пути достижения превосходства над конкурентами;

· при установлении отношений внутри организации и осуществлении оперативной деятельности.

Для стратегии характерны следующие особенности: процесс выбора стратегии заканчивается установлением общих направлений; она оказывает помощь в выявлении эффективных путей и возможностей развития; используется обобщенная и не всегда точная информация; широко применяются данные обратной связи.[25]


Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента. Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств.

С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.

Стратегическое планирование преследует две основные цели:

1. Эффективное распределение и использование ресурсов.

2. Адаптация к внешней среде.

Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации должна учитывать:

· основное направление деятельности фирмы;

· рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю);

· культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования - конкретизация целей.

Разработанная стратегия редко бывает чисто формальной и базируется частично на оценках нескольких сотрудников из высшего руководства. Разработка стратегии осуществляется по следующей схеме 1. [26]

Достижимость конкретных целей зависит от их реалистичности. Реалистичность можно обеспечить на основе прогноза экономических изменений внешней среды. При этом анализируются политические, экономические, научно-технические, социальные иэкологические факты. Значимость прогнозирования изменений внешней среды, экономической обстановки при окончательной формулировке инновационной стратегии состоит:

· в выявлении будущих угроз и благоприятных возможностей;

· исключении неожиданностей;

· поиске новых конкурирующих технологий (продуктов).[27]

При окончательном выборе и формулировании стратегии инноваций предприятие ориентируется на изучение шансов, опасностей и возможных вариантов развития проводит SWOT-анализ, который основан на выявлении сильных, слабых сторон организации, внешних угроз и возможностей.[28]

Сильной стороной предприятия может быть научный потенциал, а слабой - уровень издержек производства и себестоимости продукции. В таких случаях стратегию инновационного развития целесообразно базировать на разработке и выпуске принципиальных новшеств.

Также используется SPACE - метод (стратегическая оценка положений и действий) основан на анализе положения фирмы и условий ее функционирования по четырем координатам: конкурентное преимущество фирмы; ее стратегический потенциал; привлекательность отрасли, адекватность макросреды.


Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

Наступательная - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам. Для наступательной стратегии характерны высокие затраты на нововведения.

Оборонительная - направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии - активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР. При оборонительной стратегии затраты на нововведения ниже, чем у лидера.

Оппортунистическая - имеющая целью занятие свободных ниш на рынке. При оппортунистической стратегии затраты на нововведения зависят от тактических соображений.

Инновационная стратегия исходит из принципа "время - деньги".

Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать факторы:

· риск;

· знание прошлых стратегий и результатов их применения позволит фирме более успешно разрабатывать новые;

· фактор времени, нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.

Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: "сверху - вниз", "снизу - вверх" и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатываетсяруководством компании и как приказ спускается по всем уровням управления. При разработке "снизу вверх" каждое подразделение разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана. Затем предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение в коллективе. Фирма может воспользоваться и услугами консультантов для исследования организации и выработки стратегии.[29]

Заключение

Проведя научное исследование по заданной теме, пришли к выводу, что инновационный менеджмент - это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами, создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека.

В работе были решены все поставленные задачи. В частности рассмотрена история становления инновационного менеджмента, начавшаяся в ХХ веке. Были даны определения основным понятиям и терминам, таким как "инновация", "инновационная деятельность", "инновационный процесс". На основе Стратегии инновационного развития России проанализировали современное состояние инноваций в России. Отметили, что Правительство Российской Федерации активно разрабатывает инновационную политику. Анализируя основные отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности на мировом рынке, пришли к выводу, что существует шанс осуществить технологический прорыв в области авиастроения, ядерной энергетики, ракетно-космических систем и отдельных сегментов рынка наноиндустрии.