Файл: В рыночной экономике государство осуществляет регулирование вэд в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

">http://www.allbest.ru/

Введение
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование ВЭД в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определенной мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию.

За последние годы объем мировой торговли растет быстрее, чем мировое производство, в составе торговли значительно повышается доля услуг, возрастает продажа объектов интеллектуальной собственности, усиливается переток денежных средств между странами и в форме движения капитала, и в форме кредитов. Информатизация общества, создание глобальных информационных сетей кардинально меняют картину мировых экономических потоков, позволяют полностью отслеживать движение товаров, денег и услуг, валютных курсов, фондовых ценностей в масштабе мирового хозяйства. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится.

Активное развитие мирохозяйственных связей вызвало к жизни необходимость создания новых подходов к разработке и принятию эффективных управленческих решений по вопросам внешнеэкономической деятельности как на макро-, так и на микроуровне.

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД.


Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Так, в 2014 г. численность участников внешнеэкономической деятельности, которых обслуживает таможенная система, по сравнению с 2012 г. возросла на 47% и составила 278,8 тыс. В то же время численность работников таможенных органов на 1 января 2015 г. по сравнению с 1 января 2013 г. увеличилась всего на 7,2%. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена и тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы. В 2012 г. они составили 17% доходной части федерального бюджета, а в 2014 г. – уже более 21%.

Являясь составным элементом системы правоохранительных органов страны, таможенная служба вносит значительный вклад и в решение задач по борьбе с контрабандой, другими преступлениями, отнесенными к ее компетенции, и с нарушениями таможенных правил.

Однако на данном этапе перед таможенными органами стоят более масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению ее экономической безопасности.

Среди исследователей, занимавшихся изучением инфраструктуры таможенных организаций, можно выделить следующих авторов: Бакаева О., Габричидзе Б.Н., Голощапов Н.А., Демченко А.А., Ершов А.Д., Петров Ю.М., Кудрявцева И.В., Драганов В.Г., Трошкина Т.Н.,

Предмет работы – инфраструктура.

Объект работы – таможенные организации.

Цель работы – исследование инфраструктуры таможенных организаций.

Задачи:

1) рассмотреть систему таможенной организации в России;

2) раскрыть роль таможенной инфраструктуры в организации и осуществлении таможенного дела.
1. Система таможенной организации в России
1.1 Становление и задачи таможенных органов
Целостность таможенной системы образуют взаимосвязь и зависимость таможенных органов друг от друга при достижении общих целей (результатов) взаимодействия, реализации своих функций.

Структурность таможенной системы создается своеобразием форм построения организационных структур таможенных органов, их связей и отношений в рамках единого технологического процесса осуществления таможенного дела.

Иерархичность таможенной системы характеризуют отношения субординации по вертикали и координации действий по горизонтали, которые базируются на распределении полномочий и функций таможенных органов в осуществлении таможенного дела.



Взаимозависимость системы с окружающей социальной средой воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, различными объединениями и структурами участников внешнеэкономических связей [20, C.47].

Характерные признаки любой системы – ее целенаправленность и целесообразность, которые придают ей самостоятельность.

Применительно к системе таможенных органов самостоятельность обеспечивается таможенным законодательством. Отличительные особенности таможенной службы подчеркивают ее атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник. Права и обязанности сотрудников таможенных органов регламентированы Федеральным законом Российской Федерации «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 1997 г. [20, C.48].

Становление единой системы таможенных органов было сопряжено с конкретными политическими, экономическими, социальными условиями и предпосылками. Они обусловлены процессами создания российской государственности, перевода экономики страны на рыночные отношения, изменением характера и условий осуществления внешнеэкономической деятельности. В этой связи становление и развитие единой системы таможенных органов Российской Федерации, обеспечение ее дееспособности прошло ряд этапов, имеющих свои особенности.

Для первого этапа (конец 1991 – середина 1993 гг.) характерны концептуальное обоснование роли и значения таможенной службы России, особенностей ее организации и функционирования в новых условиях, преодоление разрушительных последствий для нее развала СССР, восстановление сети таможенных органов на бывших административных границах РСФСР, ставших государственными, рациональное размещение их подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю [11, C.36].

Началом этой работы стал Указ Президента России «О Государственном таможенном комитете РСФСР», принятый 25 октября 1991 г. Эта дата стала отмечаться как день создания таможенной службы Российской Федерации.


ГТК создавался как центральный таможенный орган России. Его правовой статус, функциональное назначение, задачи и порядок деятельности были закреплены в Положении о Государственном таможенном комитете РСФСР, утвержденном Правительством РСФСР 26 декабря 1991 г. На ГТК России возложена ответственность за реализацию таможенного дела, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование системы Государственного таможенного комитета [11, C.36].

В соответствии с этим Положением ГТК России действовал почти три года. За это время коренным образом изменились политические и правовые, экономические и социальные условия, сам характер и масштабы деятельности таможенной службы, ее руководящего органа. Эти аспекты получили отражение в новом Положении о ГТК России, утвержденном Указом Президента России 25 октября 1994 г. В нем был закреплен статус ГТК России как федерального органа власти, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. Соответственно были расширены его круг ведения и полномочия, особенно в осуществлении правоохранительных функций. Более четко определена система Государственного таможенного комитета России: в нее включены таможни и таможенные посты.

Среди главных задач и функций ГТК России появились новые:

  • участие в разработке таможенной политики;

  • обеспечение единства таможенной территории страны;

  • участие в разработке и реализации порядка квотирования и лицензирования;

  • ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

  • осуществление правоохранительной деятельности;

  • выполнение функций органа валютного контроля;

  • информационно-аналитическая работа; ряд других задач и функций, которые на практике уже осуществлялись ГТК России, другими таможенными органами [12, C.43].

Большое значение имело закрепление прав ГТК России, чего в прежнем Положении не было. В частности, на основании данного Положения ГТК России вправе:

  • определять особенности правового регулирования таможенных режимов;

  • ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады;

  • запрашивать у государственных органов исполнительной власти всех уровней, у предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчиненности, а также у должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций, получать такие документы и сведения [12, C.48].


Очерченный круг задач, функций, полномочий ГТК России определили основные направления его деятельности.

Во главу угла была поставлена разработка новой концепции организации, развития и функционирования российской таможенной службы, отвечающей потребностям становления рыночной экономики, защиты экономических интересов государства, наполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела. Концепция синтезировала новые идеи и принципы по вопросам таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые были выдвинуты в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации о таможенном деле, конкретизированы в нормативных актах ГТК России. На этом этапе концептуальную основу составили Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» от 18 июля 1992 г. № 788, постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 624 и от 4 сентября 1992 г. № 666, определившие меры по выполнению президентского Указа. В прямой связи с ними находится постановление Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации» от 24 мая 1993 г. № 486 [12, C.50].

В указанных документах были определены основные направления организации и развития таможенной службы, конкретные меры осуществления внутреннего и пограничного таможенного контроля.

Суть вышеназванной концепции состояла в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие сети таможенных органов внутри страны, одновременно наращивая объем работ по укреплению и развертыванию сети пограничных таможенных органов, прежде всего на новых участках государственной границы с бывшими союзными республиками. Такая целевая установка была рассчитана на максимальное приближение мест таможенного оформления и таможенного контроля к индустриальным центрам страны, к непосредственным производителям, отправителям и получателям товаров, т.е. проблема упорядочения таможенного оформления и контроля, обеспечения их эффективности решалась путем увеличения доли внутренних таможен в обработке общего количества грузовых таможенных деклараций и снижения загруженности пограничных пунктов пропуска [1, C.76].

Предусматривалось посредством этого поставить под таможенный контроль товары и транспортные средства, пересекающие границу на тех участках, на которых в то время еще не было надлежащих условий его осуществления.