Файл: В рыночной экономике государство осуществляет регулирование вэд в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ко второй группе относятся системы, средства и виды деятельности, обеспечивающие осуществление таможенных процедур, передачу информации о ходе этого процесса и полученных результатах, – ТСТК, технические средства таможенной экспертизы, связи; Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ГТК России; системы контроля за нарушением таможенных режимов, репатриацией валютной выручки и др.

Третью группу составляет социальная инфраструктура, которая предназначена для создания материальных, бытовых, культурных и других социальных условий воспроизводства жизнедеятельности кадров таможенных органов и организаций. Именно эта сфера должна удовлетворять потребности в различных услугах непроизводственного характера в целях повышения профессиональной подготовки, уровня жизни и всестороннего развития таможенного работника. Эти функции выполняют учебные заведения и центры, службы жилищно-бытового обслуживания и общественного питания, здравоохранения и др. [15, C.16].

Организация и развитие таможенной инфраструктуры подвержены воздействию целого комплекса политических, экономических, социальных условий, осложняющих или облегчающих решение этих вопросов.

Одним из основных условий является договорно-правовое определение государственной границы. От договорно-правового признания или непризнания государственной границы, соответственно, зависит, является ли граница таможенной. Ибо только государственная граница определяет предел таможенной территории, а следовательно, и таможенную границу страны, которую таможня вправе оборудовать, чтобы осуществлять свои функции.

В соответствии с решением вопроса о таможенной границе устанавливается порядок размещения таможенных объектов, перемещения товаров через границу, обложения их пошлинами и налогами, применения мер экономической политики, осуществляется квалификация правонарушения и т.д.

Для решения этих проблем ключевое значение имел Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», вступивший в действие в мае 1993 г. ГТК России принимал активное участие в подготовке проекта этого Закона. В соответствии с данным актом все административные границы России с бывшими республиками СССР приобрели статус государственных. Общая протяженность государственной границы России составила 60 932 километра. Указанный акт узаконил курс на создание полноценной таможенной границы России с сопредельными государствами – бывшими союзными республиками. Этот курс был закреплен и развит принятием Таможенного кодекса Российской Федерации в июне 1993 г. [6, C.140].


Таким образом, таможенные органы получили прочную законодательную основу для организации и развертывания таможенной инфраструктуры.

Конкретный план инфраструктурного обеспечения таможенных органов был намечен в постановлении Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации», принятом 24 мая 1993 г. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено предоставить земельные участки под строительство таможенных пунктов пропуска и других объектов на государственной границе России с государствами – республиками бывшего Союза ССР. На ГТК России были возложены функции заказчика по строительству этих объектов.

Министерство финансов и Министерство экономики при подготовке проектов государственного бюджета были обязаны предусмотреть выделение ГТК России необходимых финансовых ресурсов на строительство и обустройство в 1993-1995 гг. таможен, таможенных пунктов пропуска через границу, жилья и других объектов социально-бытового назначения для работников таможенной системы, а также на осуществление иных мероприятий по установлению таможенной границы страны и развитию таможенной инфраструктуры [8, C.234].

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствам и ведомствам было рекомендовано передавать по заявкам таможенных органов нежилые здания и сооружения для использования их в качестве служебных помещений, складов и в иных таможенных целях.

Было намечено обеспечить таможенную систему надежной связью.

ГТК России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами было поручено внести в Правительство предложения, связанные с подготовкой кадров для таможенной службы. В частности, в соответствии с этим решением Правительства была открыта Российская таможенная академия.

Постановление Правительства России определило основные направления деятельности ГТК. Они были конкретизированы в решении Коллегии ГТК «О развитии таможенной инфраструктуры в 1994 г. и на перспективу», а также в принятых Программе оснащения таможенных органов техническими средствами таможенного контроля на 1994-1995 гг. и Программе развития сети складов временного хранения и таможенных терминалов на 1994-1995 гг.

Осуществление разработанного комплекса мер обеспечило значительный размах работ по организации и развитию пограничной и внутренней сети таможенной инфраструктуры.


За полтора года были открыты 57 таможен и 112 таможенных постов. В результате была значительно расширена и укреплена сеть пограничных таможен и таможенных постов. Огромные усилия были сосредоточены на строительстве и обустройстве автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска на границе: здесь были открыты 103 автомобильных и 49 железнодорожных пунктов пропуска и организован на них таможенный контроль.

Создание и оснащение новых таможенных объектов, обеспечивающих функционирование таможен, таможенных постов, пунктов пропуска позволило в целом сформировать таможенную инфраструктуру на границе с государствами – бывшими республиками Союза ССР. Основательно укреплены прежние границы. Впервые стали создаваться двухсторонние с сопредельными государствами пункты пропуска и перехода, т.е. появились международные объекты таможенной инфраструктуры [8, C.241].

В результате значительно усилился пограничный режим в целях обеспечения экономической безопасности страны. Созданы условия для ускорения перемещения грузов, транспортных средств и пассажиропотоков. Обустройство границы позволило укрепить режим полного декларирования товаров.

Главное, что следует подчеркнуть, – начался процесс создания разветвленной, сложной таможенной инфраструктуры. Построены и строятся целые служебно-производственные и жилищно-бытовые комплексы, соответствующие высоким международным стандартам, обеспечивающие нормальные условия для работы и жизни таможенных работников.

К таким объектам, например, можно отнести построенные автопереходы и пункты на подведомственных территориях Великолукской, Выборгской, Печорской, Пыталовской, Себежской и других таможен. Это современные многополосные комплексы сооружений, в которых созданы комфортабельные условия для обслуживания и пропуска пассажиров, работы таможенников и пограничников, углубленного досмотра легкового и грузового автотранспорта, таможенного оформления грузов. Здания оснащены электронно-вычислительной техникой, новейшими системами связи, способны функционировать в автономном режиме.

В подобных комплексах созданы таможенные склады, крытые автостоянки, таможенные лаборатории, учебные аудитории, медицинские пункты, восстановительные центры, пищеблоки, конференц-залы, широкий набор бытовых помещений, жилые дома.

В 2014г. под контролем таможенных органов действовали 1800 складов временного хранения (в 1993 г. не было ни одного).

Строительство таких сложных объектов требует огромных капитальных вложений. Но они создают условия крайне прибыльной хозяйственной деятельности, позволяющей получать и реинвестировать в таможенную инфраструктуру значительные средства, в том числе валютные.


Существенно увеличились объемы, расширилась номенклатура централизованных поставок в таможни материально-технических ресурсов, различных видов транспорта, включая вертолеты, морские и речные катера, а также вооружение и средства защиты. В 2013 г. оснащенность таможенных органов техническими средствами таможенного контроля по сравнению с 1991 г. повысилась в 4-5 раз и была доведена в среднем до 50%, а по отдельным позициям – до 100% необходимого их количества.

В 1993 г. завершено создание Единой автоматизированной информационной системы ГТК РФ, которая постоянно совершенствуется [14, C.35].

Материально-техническое оснащение функционирования таможенной инфраструктуры содействовало обеспечению достоверности сведений, представляемых в целях таможенного оформления, а также повышению эффективности контроля, сокращению времени осуществления этих процессов, облегчению труда таможенников и повышению культуры в работе.
2.2 Проблемы и их решение в инфраструктуре таможенной организации
Новым направлением в организации таможенной инфраструктуры является перенесение центра тяжести на разработку и осуществление перспективных региональных программ. Такие программы созданы и осуществляются в каждом РТУ.

Переход на региональный принцип развития таможенной инфраструктуры позволил значительно активизировать сотрудничество таможенных органов с органами исполнительной власти на местах. Действенной формой такого сотрудничества стало проведение совместных заседаний и принятие решений Коллегией ГТК России и коллегией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Весьма результативным явилось выполнение постановления совместного заседания Президиума Совета Министров Республики Карелия и Коллегии ГТК России «О мерах по развитию инфраструктуры таможенной службы на территории Республики Карелия», принятого в 1993 г. [12, C.110].

Конкретная программа деятельности определена в постановлении «О неотложных мерах по развитию таможенного дела в Московском регионе и по усилению взаимодействия таможни с органами управления Москвы и области». Этот документ принят на совместном заседании Объединенной коллегии органов управления Москвы и области и Коллегии ГТК России в январе 1995 г.

Подобные совместные заседания и принимаемые по их итогам решения – новое в организации взаимодействия ГТК России с органами исполнительной власти на региональном уровне. Найден эффективный путь включения участников ВЭД в
решение проблем таможенной системы, в том числе в организацию таможенной инфраструктуры.

Однако в организации инфраструктурного обеспечения таможенного дела немало еще нерешенных проблем. Во многом они обусловлены состоянием инфраструктуры общего пользования.

К примеру, железнодорожные станции, которые стали пограничными со странами СНГ, не оборудованы для надлежащего выполнения таможенного и пограничного контроля. Эти станции не имеют необходимого путевого хозяйства и инфраструктуры, что сдерживает продвижение поездов через вновь открытые пограничные переходы. Еще на целом ряде направлений движения товаро- и пассажиропотоков нужно создать новые автомобильные переходы [12, C.114].

Отсутствие полноценных условий для выполнения своих функций и обеспечения жизнедеятельности работников остается «ахиллесовой пятой» многих таможенных органов и учреждений.

Не хватает помещений служебно-производственного назначения, многие из имеющихся нуждаются в реконструкции, оборудовании и техническом оснащении, более половины площадей служебных зданий и сооружений таможенные органы арендуют.

Большая часть действующих пунктов пропуска обустроена по временной схеме, которая предусматривает лишь создание минимально достаточных условий труда таможенников. Поэтому эти объекты нуждаются в оснащении и обустройстве по постоянной схеме.

Недостаточное оснащение современными техническими средствами таможенного контроля, средствами связи и автоматизации обработки информации, особенно на отдаленных таможенных постах и пунктах пропуска, усложняет таможенное оформление товаров и не обеспечивает качественный контроль за перемещаемыми через границу товарами и транспортными средствами [12, C.115].

Вследствие этого таможенникам приходится выполнять огромные объемы досмотровой и оформительской работы.

Нередко срываются сроки представления информации о доставке товаров или она носит искаженный характер.

Отдельные местные органы исполнительной власти не выполняют решение Правительства России о передаче по заявкам таможенных органов нежилых зданий и сооружений для использования их в качестве служебных помещений и в иных таможенных целях.

Наличие этих проблем свидетельствует о том, что организация и состояние таможенной инфраструктуры пока еще не вышли за рамки экстенсивного развития. Она отстает от потребностей эффективного осуществления таможенного дела.