Файл: Правила. Объяснение игры. Ход игры. Указания по ходу игры. Подведение итогов игры. Конспект дидактической игры для детей старшей группы Назови одним словом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№250. «Кто с кем»
Цель: согласование имён существительных с прилагательными, числительными и местоимениями в роде, числе, падеже; с глаголами – в числе, роде.
Наглядный материал: картинки – животные и их животные. Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: “ Кто с кем вышел на полянку?
- Лиса с лисёнком. - Зайчиха с зайчёнком и т.д.
№ 251. «Где мишка искал свой мяч»
Цель: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать их в речи, предлоги под, за, на, около, с. Учить детей изменять падежное окончание существительных при употреблении различных предлогов /на стуле, под стулом, около стула /.
Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают.
- Что делает мишка? /Мишка спит/.
- Где спит мишка? /На кровати/.
- Что сейчас делает мишка? /Мишка встал/.
- Он проснулся. Разве он уже встал с кровати? /Не встал, ещё сидит/.
- Где он сидит? / На кровати/.
Воспитатель говорит, что мишка хочет поиграть в мяч, а мяч куда-то закатился. Начинаются поиски мяча. Мишка заглядывает под кровать, под стол, под шкаф, под диван, он ищет мяч за диваном, за шкафом, за буфетом, он заглядывает в шкаф, в буфет, затем на буфет, на шкаф и, наконец, находит мяч в корзине.
По ходу игры задаются вопросы.
№252. «С мишкой»
Цель: Учить детей использовать глагол лежать в повелительном наклонении.
Наглядный материал: медвежонок, кровать.
Ход игры: воспитатель рассказывает:
- Этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.
Дети просят мишку. употребляя глагол ляг. Усложняя задание, воспитатель создаёт новую игровую ситуацию с любой игрушкой: зайкой, Петрушкой.
№253. «На горке»
Цель: учить детей использовать в речи глагол съезжать в повелительном наклонении – съезжай.
Наглядный материал: игрушечная горка, медвежонок, кукла Катя. Ход игры: кукла Катя и мишка катаются с горки, а воспитатель сопровождает их действия словами:
- Скорей, Катенька, влезай на горку, а теперь съезжай! Вслед за воспитателем эти слова повторяют дети.
№254. «Кто у кого»
Цель: практическое усвоение сложносочинённого предложения с противительным союзом а.
Наглядный материал: картинки с животными и их детёнышами. Ход игры: сначала дети составляют простые предложения типа: «У коровы телёнок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочинённые предложения по двум парам картинок:
- У коровы телёнок, а у козы козлёнок.
№255. «Три линейки»
Цель: Упражнять детей в использовании существительных женского, мужского, среднего рода.
Наглядный материал: картинки, на которых изображены стол, платье, груша, карандаш, носок, книга и т.д.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинки и называет предметы: кастрюля, стол, кресло, подчёркивая число (одна кастрюля, один стол, одно кресло и т.д.) Даёт детям задание:
- В коробке лежат карточки, на каждой карточке нарисован предмет, а на каждой доске три линейки. На одну линейку поставить картинки, где нарисованы предметы, про которые говорят «один»; на другую линейку-«одна»; на третью-«одно».
№256. «Назови ласково своих соседей»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Ход игры:
Воспитатель: «Кто сможет назвать ласково своих соседей?» Например, Вову можно назвать Вовочкой или Вовиком, а Катю — Катенькой или Катюшей.
1-й ребёнок. Настенька и Ванечка.
2-й ребенок. Сашенька и Дашенька.
3-й ребенок. Ванюша и Настюша.
4-й ребенок. Сашуля и Дашуля.
Воспитатель. Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.
№ 257. Лото «Один - много»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа имен существительных). Ход игры: воспитатель раздает детям игровые карты, а на столе раскладывает предметные картинки с изображениями одного или нескольких предметов обуви. Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 2 части. В части, расположенной слева, нарисован один кружок. В части, расположенной справа, нарисовано несколько кружков.
Воспитатель. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного предмета обуви. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку с изображениями нескольких предметов обуви.
Обувь нужно подобрать парами, например: тапка — тапки.
Выполняйте.
Воспитатель. А теперь расскажите, как вы подобрали картинки.
1-й ребенок. Ботинок — ботинки.
2-й ребенок. Туфля — туфли.
3-й ребенок. Сапог — сапоги. 4-й ребенок. Валенок — валенки.
№258. Игра «Один - много» (с мячом)
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме множественного числа.) Ход игры: Воспитатель. Я буду называть часть цветка или цветок и бросать мяч одному из вас. Тот, кто поймает мяч, должен назвать несколько таких частей цветка или цветков. (Бросает мяч.) Стебель.
1-й ребенок. Стебли.
Воспитатель. Листик.
2-й ребенок. Листики.
Воспитатель. Бутон.
3-й ребенок. Бутоны.
Воспитатель. Цветок.
4-й ребенок. Цветки.
Воспитатель. Лепесток.
1-й ребенок. Лепестки.
Воспитатель. Подснежник.
2-й ребенок. Подснежники.
Воспитатель. Крокус.
3-й ребенок. Крокусы.
Воспитатель. Первоцвет.
4-й ребенок. Первоцветы. Воспитатель. Молодцы!
№259. «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных).
Ход игры: воспитатель ставит на стол корзину с овощами.
Посмотрите-ка, что я принесла на занятие. Что это?
Дети. Овощи.
Воспитатель. Давайте рассмотрим их.
Воспитатель. А теперь я оставлю на столе только 4 овоща. Назовите их и запомните.
Воспитатель. Вы правильно назвали овощи. А теперь крепко закройте глаза. Проверим, как вы запомнили, что лежит на столе.
Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает со стола помидор.
Воспитатель. Открывайте глаза и скажите, чего не стало. Дети. Не стало помидора.
№260. «У меня нет…»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа имен существительных множественного числа).
Ход игры: воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть в мяч. Я буду бросать вам мяч и говорить, какая одежда у меня есть, а выбудете возвращать мяч мне и говорить, что такой одежды у вас нет. Давайте попробуем. (Бросает мяч первому ребенку.) У меня есть носки.
1-й ребенок. У меня нет носков.
Воспитатель. У меня есть рукавички.
2-йребёнок. У меня нет рукавичек.
Воспитатель. У меня есть кофты. 3-йребёнок. У меня нет кофт.
Воспитатель. У меня есть шапки.
4-йребёнок. У меня нет шапок.
№261. «У кормушки»
Цель: развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа). Ход игры: воспитатель помещает на наборное полотно плоскостное изображение кормушки и плоскостные изображения птиц.
Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки?
Дети. Синичку, воробья, снегиря, дятла.
Воспитатель. Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажете, кого не стало. Закройте глаза.
Воспитатель убирает плоскостное изображение синички.
Воспитатель. Откройте глаза. Кого не стало?
Дети. Синички.
Воспитатель. Где сидела синичка?
Дети. На веточке.
Воспитатель. Что она делала?
Дети. Клевала сало.
Воспитатель. Вы помните, что синичек надо угощать несоленым салом? Посмотрите, я «посажу» синичку обратно, а уберу другую птичку. Закройте глаза. Игра продолжается
№262. «Кого не стало?»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа). Развитие мышления.
Диалогической речи.
Ход игры: воспитатель помещает картинки на наборное полотно.
Воспитатель. Перечислите насекомых, изображенных на картинках.
Дети. Пчела, муравьи, божья коровка, бабочка.
Воспитатель. А теперь закройте глаза, я уберу одну картинку, а вы, открыв глаза, скажете, кого не стало.
Воспитатель убирает картинку с изображением бабочки.
Воспитатель. Как вы думаете, а почему я убрала именно бабочку?
Какие насекомые остались?
Дети. Это полезные насекомые, а бабочка — вредная.
Воспитатель. Верно. Посмотрите на еще один комплект картинок.
Кого вы видите?
Дети. Это бабочка, стрекоза, мотылек, гусеница. Воспитатель. Закройте глаза. (Убирает одну картинку.) Откройте глаза, кого не стало?
Дети. Не стало гусеницы.
Воспитатель. Почему я убрала гусеницу? Дети. Бабочка, стрекоза и мотылек умеют летать, а гусеница — нет.
№263. «Кого не стало?»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (предложнопадежные конструкции, употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).
Ход игры: воспитатель с помощью плоскостных фигур собирает на магнитной доске картину.
Воспитатель. Каких животных вы видите на картинке? Что они делают?
1 -ребёнок. Белка сидит на дереве.
2-й ребенок. Медведь спит в берлоге.
3-й ребенок. Заяц бежит по снегу.
4-й ребенок. Лиса гонится за зайцем.
Воспитатель. А сейчас вы закроете глаза, и я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало. (Убирает изображение зайца.) Кого не стало?
Дети. Не стало зайца.
Воспитатель возвращает изображение зайца на место. Аналогично проводится работа с другими изображениями.
№264. «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи, памяти. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций). Ход игры: Воспитатель располагает изображения деревьев, пенька, берлоги, дорожки.
Воспитатель. Поместите фигурки животных и расскажите, где они находятся. Где прячется волк?
Дети. Волк прячется за деревом (рассматривают других животных).
Воспитатель.
Теперь вы закроете глаза, а каждый из зверей в это время выберет себе другое место. Вы откроете глаза и объясните, что изменилось. Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местоположение зверей.
№265. «Найди маму»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, ят). Ход игры: на наборном полотне находится игровое поле «Птичий двор» с размещенными на нем взрослыми птицами. Воспитатель раскладывает изображения цыпленка, цыплят, гусенка, гусят. Воспитатель. Давайте поможем птенцам найти своих мам. Как называются птенцы курицы? Воспитатель. Как называются птенцы гусыни?
Воспитатель. Прикрепите птенцов рядом с их мамами. Расскажите, где находятся птенцы.
Дети по очереди называют птенцов и закрепляют их изображения на игровом поле.
№266. «Мамы и детёныши»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят. Ход игры: воспитатель помещает на наборное полотно плоскостные фигурки диких животных, а детям раздает плоскостные фигурки детенышей животных.
Воспитатель. Лесные мамы потеряли своих малышей, сейчас вы поможете найти их. Я буду показывать лесную маму и называть ее, а тот из вас, у кого ее малыш, должен принести его и закрепить рядом с мамой. Это лиса. Кто у нее? - У нее лисенок. Воспитатель. Это белка. Кто у нее? - У нее бельчонок.
№267. «У кого кто?»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят).
Ход игры:
Воспитатель. Я называю дикое животное и качу одному из вас мячик.
Тот, к кому прикатился мячик, называет его детенышей и катит мячик мне.
Медведь - Медвежата.
Лиса - Лисята.
Волк - Волчата. Ёж- Ежата.
№268. «Найдём детёнышей»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падехаж и существительных с суффиксами -онок, -енок). Развитие связной речи. Ход игры: дети ходят по группе и ищут фигурки детенышей. Они расставлены в разных частях группы (на нижних полках открытых шкафов, на ковре).
- Я нашел медвежонка. Он спрятался под елочкой.
- Я нашла ежонка. Он сидит за пеньком.
№269. «Что у тебя?»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Развитие зрительного восприятия.