Файл: Правила. Объяснение игры. Ход игры. Указания по ходу игры. Подведение итогов игры. Конспект дидактической игры для детей старшей группы Назови одним словом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ход игры: воспитатель раздает детям половинки предметных картинок с изображениями одежды.

Воспитатель. Подойдите к столу и найдите на нем половинки своих картинок. Дети находят половинки картинок, составляют их. Воспитатель. А теперь расскажите, что у вас на картинках, и подберите как можно больше слов, которые помогут вам рассказать об одежде. (Если дети затрудняются в подборе определений, воспитатель помогает им своими вопросами: «Какая шапка по цвету? Какой шарф, если ты наденешь его в холодную погоду? Какие

носки, если их связали?»)

- У меня шапка. Она синяя, вязаная, теплая.

- У меня шарф. Он желтый, вязаный, теплый.

- У меня носки. Они полосатые, вязаные, теплые.

- У меня пальто. Оно зеленое, красивое, теплое.

270. «Собираемся на прогулку»

Цель: закрепление навыка различения теплой и легкой одежды. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Ход игры: воспитатель раскладывает на столе игровое поле, на котором нарисованы мальчик и девочка, собирающиеся на прогулку, а вокруг них — изображения теплой и легкой одежды. Каждому из детей воспитатель выдает по несколько кленовых листиков. Воспитатель. Сейчас мы будем собираться на прогулку. На улице сыро, ветрено и прохладно. Подумайте, какая одежда нам нужна. Ненужную сегодня одежду вы должны закрыть кленовыми листиками.

- Я закрою шорты. (Кладет свой листок на изображение шортов.) - Я закрою панамку. (Закрывает листиком панаму.) Воспитатель. Вы правильно закрыли листиками легкую летнюю одежду. А теперь расскажите, какая одежда подойдет мальчику, а какая — девочке для прогулки осенью.

271. «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильных ощущений. Уточнение и расширение словаря. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде).

Ход игры: воспитатель достает мешочек с игрушками. Воспитатель. Сейчас мы поиграем в уже знакомую вам игру «Чудесный мешочек». Вы будете по очереди опускать руку в мешочек, ощупывать одну из игрушек и рассказывать, какая она.

-Это шарик. Он гладкий, круглый, легкий.

- Это сосулька. Она длинная, тонкая, гладкая.

- Это фонарик. Он бумажный, легкий.

- Это рыбка. Она овальная, гладкая. У нее длинный хвостик.

272. «Помоги мне» (с мячом)

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами).


Ход игры: Воспитатель. Поиграем в мяч. Я начинаю говорить и бросаю вам мяч, вы ловите мяч и договариваете то, что я не успела сказать. (Бросает мяч первому ребенку.) Я буду спать......В кроватке.

Я буду сидеть......На стуле.

Я обедаю......За столом. Я отдыхаю......На диване. №273. «Выполни поручение»

Цель: развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

Ход игры: воспитатель достает коробочку с комплектом маленьких елочных игрушек.

Воспитатель. Вы будете не просто украшать елочку, а выполнять мои поручения.

-Возьми красный шарик и повесь его на елочку.

Ребенок выполняет поручение.

Воспитатель. Куда ты повесил шарик?

Воспитатель. Возьми мишку и посади его под елочку, .

Ребенок выполняет поручение. Воспитатель. Куда ты посадила мишку? Т.д.

274. «Весёлый котёнок»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (предложнопадежные конструкции). Развитие диалогической речи. Ход игры: воспитатель помещает на магнитную доску плоскостные изображения кресла и маленького пушистого котенка.

Воспитатель. Кого вы видите? ( котенок). Воспитатель. Какой он? (маленький, рыжий, пушистый...) Воспитатель. Что у него есть?

Воспитатель. Котенок — очень веселый. Он любит побегать и пошалить. Сейчас он будет проказничать, а вы будете рассказывать, что он делает.

Воспитатель перемещает котенка по магнитной доске и задает вопросы.

-Что сделал котенок? Т.д.

Воспитатель. Молодцы! Котёнку очень понравилось то, как вы о нём рассказывали.

275. «Новое слово»

Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.

Материал: картинки, изображающие мальчика в действии. Ход игры: дети внимательно рассматривают картинку и отвечают на вопросы одним словом.

- Мальчик по тротуару…(что делал?) шёл.

- Мальчик к дому…(что сделал?) подошёл.

- Мальчик вокруг дома…(что сделал?) обошёл.

Затем картинки раздаёт детям и каждый составляет предложение.

276. «Кто что делает»

Цель: научить детей правильно произносить глаголы «одеть» и «надеть» по демонстрируемым действиям.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку: «Надень шапку, кофту, пальто».

- Что делает Вадик? (надевает кофту).

- Что сделал Вадик? (оделся).

-Платья можно…(надеть), пальто на прогулку можно…(надеть), варежки можно…(надеть). А Иру надо… (одеть), Вову нужно… (одеть), колготки надо…(надеть).

Воспитатель одевает мишку, спрашивает детей: «Что я сделала?» (надела свитер, шапку). Затем он делает вывод: надевают то, что



можно снять (кофту, валенки); одевают кого-то (дочку, куклу)

277. «Что буду делать»

Цель: учить детей составлять с разделительным союзом и.

Материал: игрушки по две на каждого ребёнка.

Ход игры: дети составляют предложения по образцу: У меня мяч и сачок. Я буду играть в мяч и ловить бабочек.

278. «Составь предложение»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (составление простого предложения с опорой на картинку).

Ход игры: воспитатель раздаёт сюжетные картинки.

Воспитатель. Расскажите о том, что видите на своей картинке.

Вспомните о цвете меха этих животных.

- Белый зайчик прячется под кустиком.

- Рыжая лиса гонится за зайцем.

- Бурый медведь спит в берлоге.

- Серый волк идет по следу.

279. «Кто какую пользу приносит?»

Цель: расширение и уточнение представлений о домашних животных. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, памяти. Совершенствование синтаксического строя речи, умения строить простые предложения из 3—4 слов.

Ход игры: воспитатель приглашает детей к магнитной доске, на которой закреплены плоскостные изображения.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на доску. Кого и что вы там видите? (Корову, собаку, кошку, козу, дом, мышку, коробку молока, клубочек шерсти).

Воспитатель. Сейчас вы вспомните, какую пользу приносит человеку каждое из домашних животных, которых вы назвали, соедините линией животное с одним из предметов и расскажете, почему вы так сделали.

Дети по очереди берут фломастер и проводят линии от фигурки животного к одному из предметов и объясняют выбор.

- Корова дает молоко.

- Собака охраняет дом.

- Кошка ловит мышей.

- Коза дает шерсть.

280. «Домашние животные»

Цель: рассматривание сюжетных картинок и составление предложений по ним. Расширение глагольного словаря. Развитие синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений). Ход игры: воспитатель помещает на наборное полотно сюжетную картинку, на которой изображен конюх, расчесывающий гриву лошади. Воспитатель. Мы с вами уже говорили о том, что люди ухаживают за домашними животными: кормят и поят их, строят для них жилье, чистят и моют их. Посмотрите на эту картинку. Вы видите на ней конюха. Так называют человека, который ухаживает за лошадьми. Что делает конюх? Начните свой ответ со слова «конюх» или со слова «он».


Воспитатель помещает на наборное полотно еще одну картинку, на которой изображен скотник, дающий сено корове. Воспитатель. А на этой картинке изображен скотник. Это человек, который ухаживает за коровами. Что он делает? Начните ответ со слова «он».

Воспитатель помещает на наборное полотно третью картинку, на которой изображена свинарка, чистящая свинью. Воспитатель. На этой картинке мы видим свинарку. Так называют женщину, которая ухаживает за свиньями. Что она делает? Начинайте ответ со слова «она».

Воспитатель. Давайте повторим еще раз, что делают все эти люди. Воспитатель. Правильно. Они ухаживают за животными. Следят за тем, чтобы животные были чистыми, сытыми и здоровыми.

281. «Птицы»

Цель: составление предложений с опорой на картинки. Совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений).

Ход игры: воспитатель помещает на магнитную доску картинки. Воспитатель. Давайте попробуем коротко рассказать о птицах, изображенных на картинках. Послушайте, как я расскажу о кукушке.

Полосатая кукушка сидит на ветке.

Расскажи о грачихе. Используй слово «птенцы».

- Грачиха кормит птенцов.

Воспитатель. А ты расскажи о ласточке. Используй слово «гнездо».

- Ласточка сидит на гнезде.

Воспитатель. Расскажет о скворце. Используй слово «поет».

- Скворец сидит у скворечника и поет песенку.

282. «Закончи предложение»

Цель: учить детей составлять сложносочинённые предложения с союзом а.

Ход игры: воспитатель начинает, а дети продолжают.

- Морковь сладкая, а редька…(горькая).

- Помидор красный, а капуста…(зелёная).

Усложнение: детям дают задание сравнить по вкусу лимон и мёд; по цвету уголь и мел. василёк и гвоздику; на ощупь огурец и помидор, вату и кору дерева.

283. «Собери одежду из деталей»

Цель: употребление имен существительных в форме родительного падежа

Ход игры: изображение куртки с недостающими деталями. Воспитатель. Посмотрите на детали одежды, которые лежат перед вами. Попробуйте собрать один из предметов одежды, который очень нужен нам осенью.

Воспитатель. Что у вас получилось?

Воспитатель. Без чего была куртка вначале?

- Куртка была без капюшона, без рукавов, без карманов, без манжет.

Воспитатель. Какая теперь куртка?

- Куртка нарядная, красивая, яркая, непромокаемая.


«284. «Чего не бывает?»

Цель: употребление существительных множественного числа в форме родительного падежа.

Ход игры: воспитатель выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображениями обуви.

Воспитатель. Посмотрите на картинки, запомните, что на них изображено. Закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает картинку с изображением сапог.

Воспитатель. Чего не хватает?

Воспитатель предлагает детям еще 2—3 задания, дети образуют формы имен существительных: ботинок, тапок, кроссовок.

285. «Кого не стало?»

Цель: употребление имен существительных в форме родительного падежа.

Ход игры: изображения домашних животных. Воспитатель. Еще раз внимательно посмотрите на изображения животных. Теперь закройте глаза.

Воспитатель убирает одно изображение.

Воспитатель. Кого не стало? Начните свой ответ со слов не стало.

- Не стало барана.

Воспитатель возвращает изображение барана на место и убирает изображение другого животного, когда дети вновь закроют глаза. Игра проводится несколько раз, с тем чтобы все дети по очереди ответили на вопрос воспитателя.

286. «Чего не стало?»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Ход игры: изображения иголки с ниткой, ножниц, швейной машины, портновского метра.

Воспитатель. Игра - на внимание. Посмотрите на эти предметы, запомните, как они выглядят, и закройте глаза.

Воспитатель вытаскивает нитку из иголки, убирает одно кольцо ножниц, снимает катушку с нитками с машинки, меняет изображение портновского метра.

Воспитатель. Откройте глаза и скажите, чего не стало.

- Не стало нитки в иголке.

- Не стало одного кольца у ножниц.

- Не стало катушки с нитками на машинке.

- На портновском метре нет цифр.

287. «Чего не купишь в булочной?»

Цель: совершенствование грамматического строя речи.

Ход игры:

Воспитатель. Я перечисляю продукты, а вы отгадываете, чего не купишь в булочной. Хлеб, бублики, сметана, булочки.

- В булочной не купишь сметану.

Воспитатель. Правильно. Батон, сухари, рыба, печенье.

- В булочной нельзя купить рыбу.

Воспитатель предлагает детям еще две-три цепочки слов