Файл: Лекция содержание и технология антикризисного управления организацией. Реструктуризация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
кризисной организацией
Диагностика существующей ситуации и причин ее возникновения представляет собой третий, самый высокий уровень экономического анализа.
Первый уровень представлен системой мониторинга финансового состояния с целью информирования органов государственного и хозяйственного управления о платежеспособности организаций и вероятности наступления их банкротства. Второй уровень включает в себя более подробный анализ ситуации в конкретной несостоятельной организации. Его цель – выявление признаков банкротства, а также оценка действий органов управления по руководству деятельностью организации. И, наконец, должен быть установлен не только сам факт экономической несостоятельности, но и выявлены причины ее наступления. Целью проведения диагностикиявляется определение возможностей и направлений выхода из кризиса, обоснование решения об осуществлении финансового оздоровления или ликвидации организации. Основные направления диагностики существующей ситуации и причин ее возникновения рассмотрены ранее.
В результате проведения такого анализа может быть определена стадия развития организации, а она сама отнесена к одной из следующих групп:
1
группа

несостоятельные
организации,
работающие
в
нарождающихся и растущих отраслях. Причины кризиса являются преимущественно внутренними, ими могут быть: чрезмерно быстрое, торопливое расширение бизнеса без достаточного знания рынка, возможностей финансирования, не соответствующее спросу предложение продукции; недостаток собственного капитала, вынуждающий прибегать к долгосрочным и краткосрочным заимствованиям, снижающим финансовую стабильность; неэффективная производственно-коммерческая и инвестиционная деятельность; плохие потребители, которые платят с опозданием или не платят вообще.
2 группа – несостоятельные организации, действующие в стабильных
отраслях. Причины кризиса являются преимущественно внутренними, а к основным из них можно отнести: ошибки менеджмента; самоуспокоенность, отсутствие критической точки зрения до тех пор, пока все в порядке; отсутствие долгосрочной концепции развития, перегруженность текущей работой; низкая квалификация управленческого персонала; неправильно выбранная организационно-правовая форма; ненадежные партнеры; неблагоприятное место расположения; нецелесообразная организационно- производственная структура; плохие потребители; неэффективная производственно-коммерческая и инвестиционная деятельность, выражающаяся в накоплении сверхнормативных остатков незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, замораживании активов, привлечении заемных средств в оборот на невыгодных условиях; нерациональное распределение прибыли, направленное на удовлетворение текущих интересов собственников или коллектива работников, а не на развитие предприятия и приводящее к его

постепенной деградации.
3 группа – несостоятельные организации в увядающих или жестко
регулируемых государством отраслях, градообразующие организации.
Причины кризиса преимущественно внешние и связаны с неэффективностью деятельности из-за снижения или отсутствия спроса на выпускаемую продукцию; громоздкостью и обширностью сохранившейся с лучших времен организационно-производственной структуры; низким уровнем используемой техники, технологии и организации производства, неэффективным использованием ресурсов, что приводит к снижению качества продукции, увеличению издержек и, в конечном счете, к утрате конкурентоспособности, убыткам и «проеданию» собственного капитала; бесперспективностью дальнейшей деятельности на имеющихся рынках, с данными продуктами или технологиями; принудительной «привязкой» организации государством к плохим потребителям или ограничением уровня доходности, возможностей реструктуризации.
Идентификация группы, к которой может быть отнесена организация, и причин несостоятельности позволяет выработать меры долгосрочного характера по выведению ее из кризиса или ликвидации. При этом основными
критериями, позволяющими принять решение об оздоровлении организации, а не ликвидации, следует считать потенциальную способность существующего бизнеса генерировать доходы либо появление новых источников финансирования для поддержания деятельности или реализации программы трансформации. Дополнительным условием является приход в организацию сильной команды управленцев.
Более подробно содержание и подходы к разработке оперативных и стратегических антикризисных программ будут рассмотрены в лекции 5.
7.3. Контроль в кризисных ситуациях
Контроль – это процесс обеспечения фактического достижения поставленных целей. В антикризисном управлении контроль имеет особое значение: во-первых, проблемы, которые в обычной ситуации «утрясаются» сами собой, в кризисной ситуации могут стать причиной краха; во-вторых, очень часто к кризису организации приводит как раз отсутствие должного контроля за ее деятельностью и не осуществление необходимых корректировок.
Вопросы финансово-экономического анализа деятельности организации были достаточно подробно рассмотрены ранее. В этом параграфе значительное внимание будет уделено проблемам криминального характера, с которыми часто сталкиваются антикризисные управляющие в кризисных организациях. Выявление и разрешение таких проблем, пресечение неправомерных действий и привлечение к ответственности виновных в их совершении – одна из необходимых основ работы по созданию здоровой моральной атмосферы, восстановлению дисциплины и мобилизации персонала на решение поставленных задач и, в конце концов, по выводу

организации из кризисной ситуации.
Для обеспечения достижения этой цели управленцы должны использовать комбинацию соответствующих ситуации и специфике деятельности организации типов и методов контроля.
В зависимости от времени осуществления контрольных действий выделяют следующие типы контроля.
1. Предварительный контроль предшествует совершению финансово- хозяйственных операций, целью при этом является предупреждение нарушений законодательства и установленных в организации требований, выявление резервов еще на стадии планирования, пресечение нерационального использования ресурсов. Его объекты, как правило, находятся в сферах управления человеческими, материальными и финансовыми ресурсами. Основной механизм предварительного контроля – реализация установленных правил, процедур и политик;
Предварительный контроль в сфере человеческих ресурсов обеспечивается путем анализа навыков, необходимых для выполнения определенных работ, и отбора квалифицированных кандидатов. В сфере материальных ресурсов он осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимого уровня качества и определения соответствия материалов этим стандартам. В финансовой сфере основная форма предварительного контроля – согласование договоров, бюджетов, смет, учредительных, приходно-расходных и других документов соответствующими службами (юридической, экономической, технической, бухгалтерской и др.) или сотрудниками.
2. Текущий (оперативный) контроль осуществляется в процессе работы, его целью является предотвращение отклонений от плана, нарушений финансовой, трудовой, производственной дисциплины, выполнение принятых организацией на себя обязательств. Объектом текущего контроля является повседневная деятельность сотрудников, а заниматься этим должны их непосредственные начальники.
3. Последующий контроль заключается в проверке уже выполненной работы, совершенной финансово-хозяйственной операции. Он реализуется путем сравнения фактических и запланированных результатов.
Особое внимание в кризисных ситуациях уделяется контролю осуществляемых организацией финансово-хозяйственных операций, а основными методами контроля при этом являются:

формальная проверка документации (наличие необходимых реквизитов, подписей, печатей и т.п.);

арифметическая проверка документации (правильность расчетов);

юридическая оценка документально оформленных операций
(соответствие операций законодательству);

экономическая оценка документально оформленных операций
(экономическая целесообразность);

логическая проверка
(наличие объективной возможности

осуществления документально оформленных операций);

встречная проверка (сопоставление проверяемых данных с данными в документах контрагентов, банков и т.п.);

балансовые увязки движения имущества
(сопоставление поступления, расхода и остатков по документам);

инвентаризация (сличение фактического наличия имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета);

визуальное наблюдение (обследование мест хранения имущества, ведения деятельности и т.п.);

экспертная оценка.
В ряде случаев работниками, должностными лицами и собственниками осуществляются сделки, действия и бездействие, прямо или косвенно приводящие к созданию или увеличению неплатежеспособности, банкротству организаций.
Сделки – действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Сделки могут быть дву- или многосторонними (договоры) и односторонними.
С точки зрения доведения организации до банкротства интерес представляют не только договоры, но и односторонние сделки, для совершения которых необходимо и достаточно выражения воли (действия) одной стороны, а в некоторых случаях – также сделки мнимые (совершенные лишь для вида, без намерения создать соответствующие юридические последствия) и
притворные (совершенные с целью прикрыть другие действия).
Выделяют также сделки на заведомо невыгодных для должника условиях.
В общем случае к ним относятся: занижение или завышение цены за поставляемые (приобретаемые) товары (работы, услуги) по сравнению со сложившейся рыночной конъюнктурой; заведомо невыгодные для должника сроки или способы оплаты по реализованному (приобретенному) имуществу; любые формы отчуждения (обременения) обязательствами имущества должника, если они не сопровождаются эквивалентным сокращением задолженности. Выявление таких сделок приводит к выводу о наличии признаков преднамеренного банкротства и возможности применения мер ответственности к виновным должностным лицам и собственникам организаций.
Продажа товаров по ценам ниже себестоимости. Продажа производимых или закупаемых для перепродажи товаров по ценам, не предусматривающим покрытие затрат на их производство и реализацию, в ряде случаев может быть оправданной («раскрутка» нового продукта или фирмы, привлечение потребителей, вытеснение конкурентов с рынка и т.п.).
Но у получаемых маркетинговых выгод есть и обратная сторона – растрачивание собственных или заемных финансовых средств, что при недостижении желаемых результатов ведет к ухудшению платежеспособности организации. В большинстве же случаев такая работа является следствием неспособности собственников и управленцев

эффективно вести бизнес, организовать достоверные учет и планирование или работа лично на себя, а не на фирму, либо получая «откаты» от организаций-потребителей, либо сохраняя свои рабочие места и заработную плату, пока фирма медленно «умирает».
Закупка материально-технических ресурсов по завышенным ценам в сравнении с ценами производителей или поставщиков аналогичной продукции может осуществляться по различным причинам: как из-за наличия постоянной задолженности перед производителями и их отказа поставлять ресурсы до ее погашения, отсутствия денежных средств для расчетов, наличия картотеки, так и с целью получения личных выгод в виде «откатов» от поставщиков, создания задолженности и получения взамен активов потребителя и т.п.
Отчуждение имущества на невыгодных условиях. Отчуждение имущества по ценам ниже остаточной стоимости без проведения рыночной оценки, передача его в безвозмездное пользование или собственность иным организациям либо физическим лицам, нарушение установленного порядка распоряжения и пользования; списание якобы потерявшего свои качества имущества без надлежащего оформления и указания о его дальнейшей
«судьбе» – типичные факты из деятельности банкротов.
Отсутствие контроля за использованием и движением имущества, в результате чего возникает его недостача или утрата, может быть как следствием бесхозяйственности, так и умышленных действий отдельных лиц по его «прихватизации».
Использование оборотных средств организации не в ее в интересах, сокрытие и хищение выручки, денежных средств, других активов – наиболее яркие примеры незаконного «перекачивания» ресурсов организации в
«карманы» ее менеджеров, собственников или третьих лиц.
Неправомерное расходование денежных средств. Разновидностью использования оборотных средств не в интересах организации является неправомерное расходование денежных средств путем средств путем выплаты заработной платы лицам, реально в ней не работавшим, неправильной тарификации; выплат командировочных расходов, не подтвержденных документами, за якобы имевшее место нахождение в командировке в разных населенных пунктах по различным делам в одни и те же дни; компенсаций расходов за использование личного автотранспорта работников, не оформленных соответствующим образом или не подтвержденных документально и т.п.
Заключение договоров на невыгодных условиях, предусматривающих завышенные в сравнении с обычной практикой сроки оплаты поставляемых товаров или «неудобные» способы платежа, отсутствие финансовой ответственности контрагента за нарушение условий договора и т.п.
Расчеты с дебиторами. В особую группу можно выделить работу с таким видом активов, как дебиторская задолженность, так как в организациях очень часто имеютсясущественные недостатки в работе по урегулированию отношений с дебиторами: продолжение работы с контрагентами, не