Файл: Исследовательская работа по теме Причины стресса в современном обществе и его влияние на организм человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ново-Девяткинская
Средне Образовательная школа №1»
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме:
«Причины стресса в современном обществе
и его влияние на организм человека»
Выполнила: ученица 10 класса
МОУ «Ново-Девяткинской СОШ№1»
Синякова Виктория Алексеевна
Новое Девяткино 2023 г
Содержание:
I. Введение 3
II. Теоретическая часть 6
2.1.Стресс и его причины
2.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека 8
2.3. Причины возникновения стресса у детей
в условиях школьного обучения 11
2.4. Влияние и последствия школьного насилия на ребенка 12
2.5.Роль семьи в психологическом здоровье ребёнка 13
2.6. Методы защиты от стресса 15
III. Практическая часть
3.1. Анкетирование. Результаты исследования и обсуждение18
3.2. Социальный паспорт учащихся 9 класса 23
3.3. Реализация профилактических мероприятий 24
IV. Заключительная часть
1. Вывод 25
V. Список литературы 27
VI. Приложение 28
I. Введение
Главная идея, проблема работы
Веками человек испытывал тревогу в различных ситуациях. Ощущал неуверенность.
Что уже говорит о стрессах, которыми насыщена современная жизнь.
В настоящее время слово "стресс" произносится так часто, что само понятие чрезмерного нервного напряжения стало чем-то обычным, повседневным. Даже дети испытывают колоссальные нервные нагрузки. А ведь еще совсем недавно термина "детский стресс" вообще не существовало. По мнению психологов, это была исключительно проблема взрослого мира. Увы, сегодня она все больше распространяется на мир детей. И то, что раньше называли шаловливостью, непослушанием или плохим характером, сегодня все чаще трактуется как реакция ребенка на непосильное для него психологическое давление.
В современном обществе в последние годы особенно остро стоит проблема высокой тревожности учеников, особенно в подростковом возрасте. Всё чаще подростки в состоянии стресса совершают неадекватные поступки, приводящие порой к печальным последствиям, даже к суициду.
Актуальность изучаемой темы
Я выбрала эту тему, потому что она является актуальной в наше время для современного общества, т.к. люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице, дома, в школе.
Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Проблема его в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике.
Жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий. Они могут быть приятными или нет. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. В тех случаях, где информации достаточно, мы способны реагировать спокойно. Напротив, недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться. Но иногда человек должен быть готов к событию слишком неожиданному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек погружается в стрессовое состояние.
Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.
В целом стресс – явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач. Если стресс на самом деле так вреден, можно ли его избежать?
Таким образом, я решила создать проект который, надеюсь, будет Вам полезен в жизни и будет посвящен следующим направлениям: что такое стресс, каковы его фазы, как снимать стресс. Также я рассмотрю признаки и причины стресса и его последствия.
Объект исследования: Процесс проявления стресса.
Предмет исследования: причины стресса и его влияние на организм современного человека.
Цели и задачи:
Цель: Выявление основных стрессогенных факторов среды для современного человека и их влияния на организм и пути их выхода из сложившейся ситуации.
Задачи:
1. Рассмотреть и изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
2. Изучить причины возникновения стрессов, и их последствия;
3. Изучить характер действия стресса на организм человека;
4. Изучение причин стрессовых ситуаций у школьников, их влияние на организм;
5. Обозначить роль семьи по защите и преодолению стрессов у детей;
6. Провести анкетирование с учащимися 9-11 классов, педагогами.
7. Обработка данных анкеты;
8. Поработать с социальным работником, учителем ОБЖ, педагогами школы по социальному паспорту учащихся 8 класса;
9.Подготовить, ознакомить, и распространить памятки с практическими рекомендациями по профилактике и методам защиты от стресса.
Методы исследования:
Теоретический – анализ литературы по теме исследования.
Практический - анкетирование, опрос, математическая обработка данных, построение диаграмм.
Гипотеза: Гипотеза работы заключается в том, что стресс оказывает отрицательное влияние на организм человека. Стресс может быть причиной таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, инсульт, мигрень, анемия и даже ожирение.
II.Теоретическая часть
2.1. Стресс и его причины
Нелегко дать точное определение стресса, так как в разных профессиях люди, используя его, имеют в виду разные вещи. Врачи подразумевают физиологические механизмы нагрузок, которые может выдержать организм; специалисты менеджмента – воздействие социальных факторов; обыватели – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие. Это понятие было введено канадским физиологом Г. Селье для обозначения необычной реакции организма на любое сильное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы: усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое – вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности.
В 1963 году канадский физиолог Ганс Селье опубликовал сообщение «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами», в котором впервые описал явление стресса – общей неспецифической реакции организма, направленной на мобилизацию его защитных сил при действии раздражающих факторов. В развитии стресса были выделены три стадии:
1) Стадия тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма
2) Стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.
3) Стадия истощения, если не удается долго устранить вредоносные факторы. На последней стадии приспособленные способности организма снижаются, он хуже сопротивляется другим вредоносным воздействиям, увеличивается опасность заболевания. При этом отмечаются нарушения метаболического, гормонального и гомеостатического баланса.
Г. Селье была сформулирована теория «Общего адапционного синдрома» (ОАС) и адапционных болезней, как следствия адапционной реакции, согласно которой ОАС проявляется всякий раз, когда человек чувствует опасность для себя.
Причинами стресса, или стрессорами, называются жизненные события, которые систематизируются по размеру негативного воздействия и времени, требуемого на восстановление.
В таблице №1 представлены основные причины стрессов и их воздействие на организм человека.
Таблица №1.
Типы стрессоров и их характеристика
Тип стрессора | Характеристика | Примеры (причины) | Время, требуемое на восстановление |
1. Повседневные сложности (микрострессоры) | Стрессовые события повседневной жизни, которые вызывают нарушение самочувствия и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, фрустрирующие или связанные с потерями | Излишек работы, конфликты на работе (в школе), сжатые сроки выполнения работы, конфликты в семье, трения с соседями, лицемерие, двойная роль – подготовка к экзаменам и выступление на соревнованиях | Минуты или часы |
2. Критические жизненные события (макростресоры) | 1. Их можно датировать и локализовать во времени и пространстве. 2. Они требуют качественной реорганизации в структуре «индивид – окружающий мир» 3. Они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями | 1. Нормативные имеют биологическую или культурную природу – пубертатный период, поступление в школу. 2. Ненормативные – внезапны и непредсказуемы, например, неожиданная смерть кого-то из близких | Недели или месяцы |
3. Хронические стрессоры | Продолжаются длительное время и представляют собой постоянно повторяющиеся тяжелые испытания, затянувшиеся нагрузки. | Нагрузки на работе или в семье, называемые хроническим напряжением | Иногда длятся годами |
Исследования показывают, что наносить вред здоровью и самочувствию могут как интенсивные, более или менее короткие стрессовые жизненные события, так и хронические стрессоры. Это относится к появлению симптомов вообще и специфических психических расстройств в частности.
2.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека
В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.
В качестве причин стресса может выступать угроза либо биологической целостности организма, либо психологическому статусу человека. На этом основании выделяют две группы стрессовых состояний – физиологический и психологический стрессы. Физиологический стресс вызывают разного рода препятствия, а так же сильные звуки, интенсивное освещение, повышенная температура воздуха, вибрация.