Файл: Выбор приоритетного подхода к организации премирования производственного персонала и сотрудников аппарата управления.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Мотивация. Премия. Основные понятия и сущность.
Глава 2. Премирование на примере ОАО «Жилстрой»
2.1 Анализ организации системы премирования организации ОАО «Жилстрой»
2.2 Анализ экономической обоснованности премирования работников ОАО «Жилстрой»
Проанализируем темпы роста фонда заработной платы за период 2015-2017 г.
Таблица 4
Темпы роста фонда заработной платы за период 2015 г.
Категории работников |
План 2015г. |
Факт 2015г. |
Отклонения 2015г. |
Штатные единицы |
280 |
255 |
-25 |
Фонд оплаты труда - всего |
9200000 |
8935162,736 |
-264837,26 |
в том числе премия: |
2942134,45 |
2755040,88 |
-187093,56 |
Разовая премия |
130330 |
99345,36 |
-30984,64 |
Премия за производственные показатели |
248196,17 |
219536,24 |
-28659,93 |
Ежемесячная премия |
2563608,28 |
2436159,28 |
-127448,99 |
В данной таблице мы наглядно можем увидеть, какие темпы роста заработной платы произошли за 2015 год.
Таблица 5
Темпы роста фонда заработной платы за период 2016 г.
Категории работников |
План 2016г. |
Факт 2016г. |
Отклонения 2016г. |
Штатные единицы |
280 |
245 |
-35 |
Фонд оплаты труда - всего |
11500000 |
11168953,42 |
-331046,58 |
в том числе премия: |
3677668,07 |
3443801,11 |
-233866,96 |
Разовая премия |
162912,5 |
124181,7 |
-38730,8 |
Премия за производственные показатели |
310245,22 |
274420,3 |
-35824,92 |
Ежемесячная премия |
3204510,35 |
3045199,11 |
-159311,24 |
В данной таблице представлены показатели темпа роста заработной платы за 2016 год.
Таблица 6
Темпы роста фонда заработной платы за период 2017 г.
Категории работников |
План 2007г. |
Факт 2007г. |
Отклонения 2017г. |
Штатные единицы |
400 |
359 |
-10 |
Фонд оплаты труда - всего |
400 |
359 |
-10 |
В том числе премия: |
15000000 |
14508741,16 |
-491258,84 |
Разовая премия |
60000 |
31644 |
-28356 |
Премия за производственные показатели |
135000 |
114964 |
-20036 |
Ежемесячная премия |
3986301,46 |
3855747,74 |
-130553,72 |
Фактический фонд оплаты труда превышает плановый, по причине недостатка персонала. За исследуемый период на предприятии отмечалось несколько десятков вакантных мест.
Таблица 7
Использование премиального фонда оплаты труда (по факту)
Категории работников |
Фонд оплаты труда |
Темп роста 06/05, % |
Откло-нение (+;-) |
Темп роста 07/06, % |
Откло-нение (+;-) |
||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||||
Премия всего: |
2755040,88 |
3443801,11 |
14508741,16 |
125,00% |
688760,23 |
421,30% |
11064940 |
В т. ч.разовая премия |
99345,36 |
124181,7 |
31644 |
125,00% |
24836,34 |
25,00% |
92537,7 |
Премия за производственные показатели |
219536,24 |
274420,3 |
114964 |
125,00% |
54884,06 |
41,89% |
-159456,3 |
Ежемесячная премия |
2436159,28 |
3045199,11 |
3855747,74 |
125,00% |
609039,83 |
126,61% |
810548,63 |
График 1
Структура премиального фонда в 2016 г.
График 2
Структура премиального фонда в 2016 г.
График 3
Структура премиального фонда в 2017 г.
Таким образом, из приведенных данных видно, что премиальный фонд оплаты труда увеличился на 125% в 2016 г. и на 421,3% в 2017 г. Рост наблюдался практически по всем категориям работников.
2.3 Оценка эффективности премирования работников
В результате анализа, проведенного во второй главе мы пришли к следующим выводам:
- за период 2015-2017 г. премиальный фонд оплаты труда увеличился на 125% в 2006 г. и на 421,3% в 2017 г. Рост наблюдался практически по всем категориям работников.
- за период 2015-2017 г. наблюдается стабильное снижение коэффициента текучести кадров (с 0,31 до 0,13). Несмотря на то, что он превышает норматив (5 %), это отражает повышение уровня созданных на предприятии условий для наиболее эффективного использования и развития трудового потенциала работников.
Повышенная текучесть новичков (работников проработавших менее года) объясняется рядом факторов: несовпадением фактической производственной ситуации с теми ожиданиями, которые имелись у работника при поступлении на предприятие. Этот фактор означает, по сути, нарушение соответствия между потребностями работника и социально-экономическим потенциалом рабочего места. Проявлению этого фактора требуется больший срок; существующей на ряде предприятий системой приема на работу, когда новички направляются прежде всего на те рабочие места, откуда ушли их предшественники. Зачастую эти места отличаются более низким социально-экономическим потенциалом; ощущение не востребованности или перегруженности. Работники добросовестнее и с большим желанием выполнят ту или иную работу, если сами в полной мере будут отвечать за нее, получат возможность довести ее до конца. Удовлетворенность в работе приносит свобода в выборе темпа и очередности выполнения задания, возможность внесения в процесс своих изменений.
Также нельзя недооценивать такой фактор, как конкурентоспособность заработной платы. Получив опыт работы, молодые работники уходят работать на другие предприятия с более высокой оплатой труда.
Таким образом, мы наблюдаем положительное влияние премирования на лояльность сотрудников, также наблюдается увеличение среднесписочной численности персонала (2015 г. . 255 чел, 2016 г. 245 чел., 2017 г. 359 чел). Хотя фактическая численность персонала все еще отстает от плановой, в перспективе предприятие не должно испытывать затруднений с набором персонала.
Предложения по повышению эффективности премирования работников.
В целях повышения эффективности премирования работников можно предложить выполнить следующие мероприятия:
- ежемесячно проводить конкурс «Лучший в своей профессии». Для этого необходимо разработать критерии оценки, довести их до сведения сотрудников, ежемесячно определять победителей по каждой категории. Победителю полагается премия в размере 50% от должностного оклада, а также приглашение на новогоднюю корпоративную вечеринку в качестве почетного гостя. Это позволит избежать ежедневной рутины, и будет мотивировать работников улучшать результаты своей деятельности.
- с целью удержания молодых работников на предприятии необходимо ввести новый вид премии, зависящий от времени работы на данном предприятии. Предлагается ввести начальный размер премии за выслугу лет в размере 5%, а затем ежегодно повышать ее на 2% от должностного оклада.
- с целью повышения уровня образования работников, также можно ввести еще один вид премии – образовательной. Премированию подлежат работники, которые в свободное время обучаются в различных образовательных учреждениях. Размер премии предлагается установить в размере 10% от должностного оклада. Для работников, которые сомневаются в необходимости получения образования это будет дополнительным стимулом. Кроме того, премия снизит затраты на обучение, так как в большинстве образовательных учреждений различного уровня обучение платное.
- молодым матерям можно выдавать разовую премию от предприятия в размере 3-х окладов, что не только повысит лояльность персонала, но и, возможно, немного улучшит демографическую обстановку в регионе.
Данные мероприятия, направленные на повышение эффективности премирования работников, в конечном итоге повысят производительность труда, снизят текучесть кадров, повысят образовательный уровень работников и тем самым увеличат прибыль предприятия.
Заключение
Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх основного заработка в целях поощрения достигнутых успехов по работе и стимулирования дальнейшего их возрастания. Вместе с тем премирование служит важным средством выражения признания и одобрения заслуг премируемого лица со стороны общества, трудового коллектива, стимулом для улучшения работы других членов коллектива.
Общее понятие премирования работников принято подразделять на два более узких понятия: премирование как поощрение, предусматриваемое системой оплаты труда, и премирование как поощрение (награждение) отличившихся работников вне систем оплаты труда.
Премирование в организации ОАО «Жилстрой» вводится в целях повышения материальной заинтересованности работников предприятия в улучшении технического и санитарного состояния жилищного фонда, обеспечения своевременного и качественного ремонта жилых домов, их сохранности и благоустройства, снижения дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, а также для обеспечения качества и культуры обслуживания потребителей жилищно - коммунальных услуг. Система премирования распространяется на всех работников ОАО «Жилстрой», за исключением ген. директора, порядок и размер поощрения которого устанавливается контрактом с советом директоров. Источниками выплаты премий являются средства фонда оплаты труда, относимые на себестоимость работ и услуг, и средства фонда потребления утвержденного советом директоров ОАО согласно Уставу. Выплата премий, обусловленная системой оплаты труда, осуществляется ежемесячно за фактически отработанное время одновременно с выплатой заработной платы. Уровень текучести кадров на предприятии довольно высок. Высокий уровень текучести кадров указывает на серьезные недостатки в управлении персоналом и управлении организацией в целом, это своего рода индикатор неблагополучия. С 2014 года наблюдается стабильное снижение коэффициента текучести кадров (с 0,31 до 0,13).
Несмотря на то, что он превышает норматив (5 %), это отражает повышение уровня созданных на предприятии условий для наиболее эффективного использования и развития трудового потенциала работников. Коэффициент стабильности показывает, что за период 2014-2017 гг. количество постоянного персонала незначительно уменьшилось. Кроме того, большинство работников работает на предприятии 1-3 года. Проработав не более 3 лет, получив навыки работы, они уходят на другие предприятия. Это связано с невысокой оплатой труда. Премиальный фонд оплаты труда увеличился на 125% в 2016 г. и на 421,3% в 2017 г. Рост наблюдался практически по всем категориям работников.
В третьей части работы мы оценили эффективность существующей системы премирования работников организации ОАО «Жилстрой», а также разработали предложения по ее совершенствованию.
В результате анализа, мы пришли к следующим выводам: За период 2015-2017 г. премиальный фонд оплаты труда увеличился на 125% в 2016 г. и на 421,3% в 2017 г. Рост наблюдался практически по всем категориям работников. За период 2015-2017 г. наблюдается стабильное снижение коэффициента текучести кадров (с 0,31 до 0,13). Несмотря на то, что он превышает норматив (5 %), это отражает повышение уровня созданных на предприятии условий для наиболее эффективного использования и развития трудового потенциала работников.
Список литературы
1. Алавердов А.Р. Стратегический менеджмент в коммерческом банке: учебник – М.: Маркет ДС, 2009. (Университетская серия) – 576с. (Глава 17).
2. Глушанов В.Н., Кривцов В.И. Управление персоналом: от факторов настоящего к возможностям будущего. Минск: Технопринт, 2011. 386 с.
3. Дудина О. Н. Мотивация и психологическая поддержка персонала в контексте управленческой деятельности // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №1. — С. 60-62.
4. Коул Джеральд Управление персоналом в современной организации / Пер. с англ. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 352 с.
5. Пряжников И.С. Мотивация трудовой деятельности. Зарубежный опыт: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2011. 168 с.
6. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е издание, доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 638 с.
7. Энциклопедический социологический словарь/ Под ред. В. Осипова. – М., 1995. – 625 с.
-
Дудина О. Н. Мотивация и психологическая поддержка персонала в контексте управленческой деятельности // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №1. — С. 60-62. ↑
-
Энциклопедический социологический словарь/ Под ред. В. Осипова. – М., 1995. – 625 с. ↑
-
Глушанов В.Н., Кривцов В.И. Управление персоналом: от факторов настоящего к возможностям будущего. Минск: Технопринт, 2011. 386 с. ↑
-
Пряжников И.С. Мотивация трудовой деятельности. Зарубежный опыт: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2011. 168 с. ↑
-
Коул Джеральд Управление персоналом в современной организации / Пер. с англ. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 352 с. ↑
-
Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е издание, доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 638 с. ↑