Файл: Принципы предпринимательского права основные подходы к пониманию принципов права, система, формы закрепления, содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 717

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления. До принятия решения о фиксации цены на том или ином уровне следует провести анализ рентабельности данной продукции и установить величину прибыли. Если окажется, что введение фиксированных цен не обеспечивает получения требуемой прибыли для предприятий или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, могут возникнуть различного рода конфликты. Задача государственных органов в этом случае состоит в том, чтобы выявить эти потенциальные конфликты и предотвратить их до введения фиксированных цен.

В отличие от замораживания цен решение о фиксации тех или иных цен может приниматься и в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения возникновения инфляционных процессов;

3. установление возможного предела роста цены за определенный период времени (минимального или максимального). Бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не может быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличения объемов реализации. В конечном счете это ведет к сокращению объемов производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению дефицита и ведет к дальнейшему росту цен. Прямое государственное регулирование пределов роста цен на данный период времени предотвращает такого рода процессы;

4. установление предельного норматива рентабельности. Устанавливая предельный норматив рентабельности, государство ограничивает прибыль от реализации единицы продукции. Данный вид прямого государственного регулирования применяется при назначении цен на продукцию предприятий-монополистов.

5. установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок и наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории;

6. декларирование цен предусматривает представление в государственные органы сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен. Такая декларация носит заявительный характер. Если решение о декларировании цен принято, то все производители соответствующей продукции, не ссылаясь на коммерческую тайну, должны представлять подобные декларации;


7. установление паритетных цен, т. е. установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на другие товары;

8. установление рекомендательных цен. По важнейшим видам продукции иногда устанавливаются рекомендательные уровни цен. Фактическая цена товара может и превышать рекомендательный уровень. Однако прибыль от реализации товара по цене, превышающей рекомендательную, как правило, облагают прогрессивным налогом.

Косвенное регулирование цен - вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

К методам косвенного государственного регулирования цен относят:

  • проведение государственных закупок;

  • установление налогов и налоговых ставок;

  • регулирование денежного обращения и кредита;

  • регулирование государственных расходов;

  • политика государственных инвестиций;

  • установление норм амортизации;

  • регулирование валютного курса.

Данными мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.

Технически государственное регулирование цен осуществляется введением в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующих договоров (госзаказ, государственная закупка).

Тарифное регулирование — это деятельность уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления по установлению цен (тарифов) в случаях, предусмотренных законом, в частности, в отношении продукции (работ, услуг) субъектов естественных монополий. Тарифное регулирование направлено на достижение баланса интересов потребителей и изготовителей продукции (работ, услуг) и обеспечивает, с одной стороны, ценовую доступность реализуемого товара для потребителей (товары естественных монополий, товары социальной группы и т. п.), а с другой — эффективное функционирование товаропроизводителей, бюджетную поддержку цен на социальные товары.



51. Понятие предпринимательских договоров и предпринимательских обязательств. Основные подходы к понятию предпринимательского договора.
В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Одним из видов гражданско-правовых договоров является предпринимательский договор.

Предпринимательский договор – заключаемое на возмездной основе в целях осуществления предпринимательской деятельности соглашение, стороны или одна из сторон которого выступают в качестве субъекта предпринимательства.

Особенности договоров в сфере предпринимательства обусловлены различными факторами; целями их заключения, определенным составом сторон, возмездным характером и т. д.

Во-первых, предпринимательские договор заключается в целях осуществления его сторонами (стороной) предпринимательской деятельности.

Стороны (или одна сторона) такого договора вступают в обязательственные отношения со своими контрагентами по продаже товаров, пользованию имуществом, выполнению работ, оказанию услуг в связи с тем, что это необходимо для ее (их) профессиональной деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а не на удовлетворение личных, бытовых потребностей.

Наличие или отсутствие вышеуказанной цели влечет определенные правовые последствия для сторон предпринимательских договоров. В частности, к обязательствам сторон (стороны), заключивших договор в целях осуществления предпринимательской деятельности, будут применяться специальные нормы законодательства об обязательствах, связанных с подобной деятельностью (например, об ответственности – п. 3 ст. 401 ГК РФ и др.). К обязательствам же стороны, заключившей договор с предпринимателем и не преследующей цели осуществления предпринимательской деятельности, будут применяться общие нормы гражданского законодательства.

Во-вторых, сторонами (или одна из сторон) таких договоров должны являться субъектами предпринимательской деятельности – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые приобретают статус субъекта указанной деятельности с момента их государственной регистрации.

В определенных случаях закон допускает возможность распространения норм о договорных обязательствах в сфере предпринимательства на сторону договора, не зарегистрированную в качестве предпринимателя. Так, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может
применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).
Предпринимательские обязательства или обязательства, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности – это такие обязательства, в которых обе его стороны действуют как субъекты предпринимательской деятельности. 
Общие признаки предпринимательских обязательств:

1) по своей правовой природе являются относительными правоотношениями, в которых управомоченному лицу (лицам) противостоит строго определенное обязанное лицо (лица);

2) носят имущественный характер;

3) предмет обязательства – конкретные действия по передаче имущества (в т.ч. уплате денег), выполнению работ, оказанию услуг или воздержание от конкретных действий;

3) носят целенаправленный характер, то есть они возникают в связи с достижением определенных целей;

4) носят санкционированный характер, т.е. они либо прямо предусмотрены гражданским законодательством, либо прямо не предусмотрены, но не противоречат ему;

5) осуществление прав и выполнение обязанностей в обязательственном правоотношении обеспечивается государственным принуждением, в том числе возможностью применения к нарушителям обязательств мер юридической ответственности.

Специальные признаки предпринимательских обязательств:

1) стороны предпринимательских обязательства – предприниматели: коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, ИП, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве ИП (п.4 ст.23 ГК РФ);

2) цель предпринимательских обязательств - осуществления его сторонами предпринимательской деятельности, признаки которой содержатся в абз.3 п. 1 ст.2 ГК РФ; лица вступают предпринимательские обязательства в связи с тем, что это необходимо для их профессиональной деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а не на удовлетворение личных, семейных, бытовых и т.п. потребностей;

Понятие предпринимательских договоров


В законодательстве понятие отсутствует. Используется в доктрине и судебной практике.. в ГК – обязательства, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (п.3 ст.401 ГК).

Белых В.С. считает, что предпринимательский договор – это комплексный договор, который регулируется как нормами гражданского, так и нормами административного права.

В.Ф. Яковлев. Предпринимательский договор – особый тип гражданско-правового договора, которому присущи общие черты независимо от конкретного вида договора.

Занковский С.С. (Институт предпринимательства РАН) – Договор, в котором обе стороны являются предпринимателями.

Андреев В.К. (МГЮА) Предпринимательский договор – такой договор, в котором основная обязанность лежит на лице, осуществляющем предпринимательскую деятельность.

52. Заключение предпринимательских договоров. Способы заключения. Заключение предпринимательских договоров путем направления оферты и ее акцепта.

К предпринимательским договорам в целом применяются общие требования о заключении, изменении и расторжении договоров, предусмотренные нормами гражданского законодательства.

Процедура заключения предпринимательского договора традиционно включает в себя три этапа:

  • 1) направление предложения (оферты) одной стороной;

  • 2) акцепт оферты другой стороной;

  • 3) получение акцепта стороной, направившей оферту.

Однако существуют следующие особенности заключения предпринимательских договоров.

Во-первых, при заключении предпринимательских договоров большое значение имеет публичная оферта, под которой понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Публичная оферта может выражаться, например, в рассылке прайс-листов, в некоторых рекламных объявлениях, содержащих все существенные условия договора.

К существенным относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ). Акцептом