Файл: Принципы предпринимательского права основные подходы к пониманию принципов права, система, формы закрепления, содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 714

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специалиста в определенной области права, и составляется оно на основе конкретно рассматриваемой ситуации.

Подготовка правового заключения обычно включает в себя:

- определение задачи с описанием правовой ситуации, которая требует, по мнению клиента, составления юридического заключения, ответы на вопросы, которые ставятся специалистом, уточнение деталей предмета исследования (например, проекта договора, текста решения суда и т. д.);

- непосредственное составление юридического заключения;

- выдача клиенту юридического заключения.

Для любого юридического документа характерна определенная структура, есть она и у правового заключения, в котором следует выделить описательную, мотивировочную и резолютивную части:

1. В описательной части, как правило, содержится указание на клиента и его контрагента (либо оппонента, при его наличии). Акцент делается на их наименование и организационно-правовую форму, а краткая формулировка поставленной задачи и список предоставленных документов дополняют общую картину.

2. Мотивировочная часть состоит из подробного обоснования позиции специалиста, из анализа сложившейся ситуации с точки зрения правовых норм, судебной практики и доктрины.

3. В резолютивной части содержатся краткие, доступные для понимания выводы, которые основаны на сделанном в заключении анализе.
69. Понятие рекламы и объекта рекламирования. Соотношение рекламы и публичной оферты. Толкование признаков рекламы юрисдикционными органами.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

 

С юридической точки зрения, главным отличительным признаком рекламы является именно цель распространения информации. Цели: привлечение внимания к обекту, формирование интереса и продвижение.


 

Основные признаки рекламы:

1. Экономические:

- платный характер распространения рекламы

- неличный характер рекламы

- раскрытие в рекламе заказчика

- особый характер информационного воздействия, т.е. побуждающий, убеждающий

2. Юридические:

- содержание информации (см. объекты рекламирования)

- распространение информации любым способом, в любой форме с использованием любых средств

- направленность на неопределенный круг лиц

- цель распространения информации

 

Юридическая классификация рекламы и информации:

- она затрагивает только те аспекты, которое регулируются действующим законодательством.

 

Можно выделить следующие виды рекламной информации:

- по направленности на аудиторию (реклама направленная на несовершеннолетних (статья 6) и иная реклама)

- по территории распространения (международная, национальная и местная)

- по средствам распространения (телереклама (статья 14), радиореклама (статья 15), печатная реклама (статья 16), реклама в кино/видео обслуживании (статья 17), реклама, распространяемая по сетям электросвязи, т.е. телефон и Интернет (статья 18 пункты 1,2), реклама в справочном обслуживании (статья 18 пункт 3), наружная реклама (статья 19) и иная реклама)

- по содержанию (коммерческая и некоммерческая (социальная, политическая и иная))

- по объекту рекламирования (информация о товарах, работах, услугах; информация об изготовителях или продавцах; информация о средствах индивидуализации, информация о результатах интеллектуальной деятельности))

- по видам рекламируемых товаров (глава 3 закона о рекламе)

- в зависимости от соответствия закону (надлежащая и ненадлежащая)

Согласно статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении взаимных прав и обязанностей сторон. По общему правилу, договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. В гражданском праве существует такое понятие как публичная оферта. Это предложение, содержащее в себе все существенные условия договора, из которого усматривается воля оферента заключить договор с неопределенной группой лиц. В соответствии статьи 437 пункта 1 реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц рассматриваются как приглашение делать оферты.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» [8] это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых технических средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Исходя из определения, основной целью рекламы является привлечение потенциальных покупателей к определенным товарам и услугам для их скорейшего сбыта.



    По общему правилу, информация о товарах и услугах должна быть достоверной, иначе в таком случае предусмотрена ответственность рекламодателей. Ответственность предусмотрена законом как административная, уголовная, так и гражданско-правовая. Федеральная антимонопольная служба разработала и приняла Приказ ФАС России «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» [7], в котором предусмотрен порядок рассмотрения правонарушений, связанных с рекламой. Подобные акты федеральных  антимонопольных органов способны оказывать существенное влияние на субъектов  предпринимательской  деятельности, включая их финансово- экономическое состояние.

   Любая оферта будет являться своего рода рекламой, но не любая реклама может быть офертой. Так, основное отличие рекламы от оферты это намерение заключить договор. Так, любой оферент, направляя оферту, желает заключить договор и с момента получения акцептантом обязан. А рекламодатель не имеет обязанности его заключения. Как правило, рекламодатель в договоре выступает не оферентом, а акцептантом.

   Любое размещение информации о товаре или услуге – реклама. Но, несмотря на предоставление некоторой информации, реклама не содержит в себе существенные условия, необходимые для заключения договора. Кроме того, при публичной оферте невозможно изменение этих условий, а информация, содержащаяся в рекламе, может меняться периодически.

    Но в розничной купле-продаже законодатель отступил от общего правила. Так, согласно пункту 1 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации предложения товара в его рекламе, каталогах и описаниях товара, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой [3]. Причиной такого отступления, вероятно, является стремление побудить рекламодателей ответственнее относиться к информации, обращенной к широкой публике [4, c. 51]. Но данное положение не всегда согласуется с обычаями делового оборота России, что  само по  себе порождает ряд известных проблем. Например, случай, когда количество акцептов превышает количество товаров. Как в данном случае поступить? С одной стороны, оферент не имеет права отказать в заключении договора акцептанту, а с другой стороны, оферент не может предоставить товары или услуги, предусмотренные договором.


    Именно поэтому рекламодатели, предоставляя информацию о товарах и услугах, указывают, что реклама не является публичной офертой. Ранее таковой проблемы не возникало, но с течением времени в судебной практике появляется все более и более таких решений. Очень часто, например, на радио произносят, что реклама не является публичной офертой.

   Очень часто граждане обращаются в суд с иском о понуждении заключить договор на условиях, предусмотренных на их сайтах или содержащихся  в рекламе. Так,  суд отверг доводы истца  о заключении договора на условиях, предусмотренных на сайте рекламодателя. Истец воспринял информацию не просто как рекламу, а как публичную оферту. Но на сайте также было указано о том, что все условия, содержащиеся в информации на сайте, не является публичной офертой. Это и стало основной причиной в отказе удовлетворения иска апелляционным судом [6]. И такие решения суда фактически по всем делам, возникающим по данной проблеме.

   

Так, рекламодатель указывает, что информация является публичной офертой. Подобное решение означает, что организация хочет упростить порядок заключения договоров с контрагентами и действительно готова заключить договор с любым лицом, акцептовавшим его оферту [1, c. 15]. В этом случае рекламодатель должен в судебном порядке доказать, что реклама или сайт является публичной офертой. Доказательству также подлежит акцепт, т.е. согласие контрагента заключить договор. Например, в Постановлении Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2011г. № 44-125/2011 [5] суд признал договор незаключенным, так как акцепта, предусмотренного законом, не было.

   Таким образом, понятие рекламы и понятие публичной оферты во многом схожи. Но нельзя их полностью отождествлять, так как реклама – это лишь маркетинговый ход, а оферта – этап в заключении договора. Порой весьма сложно их отграничить друг от друга, но разница их в юридических последствиях. Так оферта порождает взаимные права и  обязанности путем заключения договора, в случае ее акцепта. Необходимо воспитывать правовое сознание населения для дальнейшего уменьшения сложных судебных споров по подобным проблемам. Это позволить экономить время каждого для дальнейшего заключения договора в установленном законом порядке.
70. Общие требования к рекламе. Недостоверная и недобросовестная реклама: понятие, случаи и соотношение с недобросовестной конкуренцией.


Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О рекламе"