Файл: Принципы предпринимательского права основные подходы к пониманию принципов права, система, формы закрепления, содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 713
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Г) Также предусмотрено деление всех юридических лиц на:
- Корпоративные юридические лица (корпорация) — организации, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и форми- руют их высший орган управления.
- Унитарные юридические лица — юридические лица, учредители которых не приобретают в них прав членства.
Д) В зависимости от формы собственности, на основании которой действуют субъекты предпринимательского права, можно выделить:
-На основании частной,
- государственной,
- муниципальной собственности.
Е) деление по 11 билету (субъекты малого, среднего предпринимательства)
Холдинги и иные предпринимательские объединения
Предпринимательское объединение (в теории) — объединение двух и более коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, между которыми существуют экономическая (или) организационная зависимость в форме участия в уставном капитале и (или) управлении хозяйственной деятельностью, образованное в целях защиты общих интересов, координации усилий в разрешении сложных проблем, реализации проектов и целевых программ и проводящее единую экономическую политику.
Холдинг — объединение нескольких юридических лиц, в которых одна организация (головная) может определять деятельность других. И. С. Шиткина – определяет холдинг как форму предпринимательского объединения, представляющего собой группу организаций, основанную на отношениях экономического контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы — материнской организации холдинга.
Банковский холдинг — объединение юридических лиц, не являющееся юридическим лицом и включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящуюся под контролем одного юридического лица, не являющегося кредитной организацией, которое выступает головной организацией.
Аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
+ Еще одним видом предпринимательских объединений являются финансово-промышленные группы - договорные объединения юридических лиц, действующие как основное и дочернее общество либо полностью или частично объединившие свои материальные и нематериальные активы.
+ Также к неправоспособным предпринимательским объединениям можно отнести простые (в том числе инвестиционные) товарищества. При этом объединение в товарищество может быть в форме юридического лица, также может быть договорным объединением без образования юридического лица.
Структурные подразделения юридического лица
ГК РФ предусматривает два вида структурных подразделений юридического лица: филиалы и представительства.
Общие признаки структурных подразделений юридического лица:
1) не являются юридическими лицами,
2) расположены вне места нахождения юридического лица;
3) наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, при этом могут являться собственниками такого имущества,
4) руководитель филиала и представительства назначается юридическим лицом,
5) действуют на основании утвержденных положений и
6) сведения о них должны быть отражены в ЕГРЮЛ.
Руководитель филиала (представительства) действует на основании доверенности.
+ кроме филиалов и представительств существуют и иные структурные подразделения юридического лица, которые прямо в ГК РФ не выделяются, но в иных нормативных правовых актах упоминаются. Пример:в законе о контрактной системе упоминается о таком структурном подразделении заказчика, как контрактная служба (ст. 38). Контрактная служба действует на основании положения о контрактной службе или регламента и выполняет ряд функций при осуществлении заказчиком закупок.
Обособленное структурное подразделение — любое территориально обособленное от юридического лица подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 Налогового кодекса РФ).
-
Аффилированность субъектов права: понятие, правовое значение, последствия.
Ст. 53.2 Гражданского кодекса РФ определяет аффилированность как отношения связанности между лицами. Однако только взаимосвязи недостаточно. В ст. 4 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» сказано, что аффилированными лицами являются физические и юридические лица, которые могут влиять на деятельность предпринимателей. Из-за связанности такие лица могут влиять друг на друга. Аффилированные лица имеют доступ к инсайдерской информации, знают все подробности о деятельности предприятия.
Основной признак — возможность влиять на важные решения другой компании. Законодательство также относит к признакам аффилированности:
- участие в коллегиальном органе управления организации, например в совете директоров;
- возможность распоряжаться 20 и более процентами голосов;
- единоличное руководство;
- родственные отношения с руководством компании.
Подробнее признаки описаны в ст. 4 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Кроме того, часто признаками аффилированности считают случаи, когда:
- одна компания является кредитором другой;
- товары компаний находятся на одном складе;
- компании зарегистрированы по одному адресу;
- компании в госструктурах представляет один и тот же человек;
- сотрудниками двух организаций являются одни и те же люди.
Виды аффилированных лиц и компаний
Корпоративные филиалы — компании, которые связаны с управляющей структурой. При этом аффилированное лицо может принадлежать к третьей компании, но распоряжаться пакетом акций двух других организаций.
Розничные аффилированные лица. Это компании, которые продают товары других поставщиков и удерживают с них комиссию за это.
Международные представительства, которые организация создает для работы в иностранном государстве или на международном рынке.
Что такое аффилированные компании и чем они отличаются от дочерних предприятий
Аффилированными являются организации, которые связаны друг с другом через собственность. Например, компании принадлежат одному лицу или одна организация владеет другой.
При этом компания может считаться аффилированной, если владеет и распоряжается 20 и более процентами акций другой компании. Это важное ее отличие от дочерней компании. В последней необходимая доля составляет 50% акций.
-
Юридические лица как субъекты предпринимательского права. Критерии классификации юридических лиц. Корпоративные и унитарные юридические лица.
Классификации:
-
основная цель деятельности:
- Коммерческие организации – основная цель: извлечение прибыли. Это хоз товарищества и общества
- Некоммерческие организации –
-
не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели, хотя и могут осуществлять деятельность, приносящую доход, если: (а) это предусмотрено их уставами, (б) это служит достижению целей, для которых они созданы, (в) это соответствует таким целям; -
не распределяют полученную прибыль между участниками.(учреждения, потребительские кооперативы, общественные организации и т.д.
Значение деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит в том, что, прежде всего, различается их правоспособность (у первых по общему правилу – общая, у вторых – специальная). Кроме того, различаются сферы деятельности.
-
наличие или отсутствие права участия (членства):
- Корпоративные юридические лица: учредители (участники) обладают правом участия (членства). Это хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.), кооперативы и т.д.
- Унитарные юридические лица – их учредители не становятся участниками (членами), не имеют права участия (членства). Это государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.
Значение деления юридических лиц на корпоративные и унитарные состоит в том, что, благодаря такому делению, становится возможным единообразное правовое регулирование однородных общественных отношений.
-
Коммерческие и некоммерческие организации: возможность квалификации деятельности некоммерческих юридических лиц в качестве предпринимательской. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления в предпринимательских правоотношениях.
Публичные образования как субъекты предпринимательского права
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования являются самостоятельными субъектами предпринимательского права.
Российская Федерация, участвуя в предпринимательских отношениях, всегда сочетает в себе роль субъекта, осуществляющего нормативное регулирование отношений, с ролью их участника.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, прежде всего, подчиняются установленным Российской Федерацией нормам права о взаимоотношениях с иными субъектами предпринимательского права.
Публичные образования имеют черты, схожие с правосубъектностью как юридических лиц, так и граждан.
Подобно юридическим лицам, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования приобретают и осуществляют права и обязанности через действия своих органов. Однако в большинстве случаев сами эти органы (органы государственной власти и местного самоуправления) имеют статус юридического лица.
Как и граждане, публичные образования не осуществляют предпринимательскую деятельность непосредственно, но создают для этого специальные юридические лица, формируя волю последних.
! Существенная особенность предпринимательской правосубъектности публичных образований состоит в том, что во всех видах отношений, регулируемых предпринимательским правом, существует специфика участия таких субъектов: специальное право участия «золотая акция», приватизация, государственные и муниципальные контракты и другие договоры с участием публичных образований регулируются особым образом.
-
Физические лица как субъекты предпринимательского права, самозанятые физические лица. Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательского права. Компетенция индивидуального предпринимателя.
Физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в установленном законом порядке индивидуально или создавать юридические лица. Этот вид занятий требует от гражданина самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их. Прежде всего, необходимым правовым условием предпринимательской деятельности выступает ее государственная регистрация.
В соответствии с гражданским законодательством отдельные категории дееспособных граждан не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью: