Файл: Задание Сопоставьте дизартрию с функциональной дислалией, механической дислалией.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
Сопоставьте дизартрию с функциональной дислалией, механической дислалией.
Параметры для сравнения речевых нарушений | Дизартрия | Функциональная дислалия | Механическая дислалия |
Характер нарушений деятельности анализаторов | Нарушается кинестетическое восприятие, особенно в артикуляционном аппарате, что затрудняет формирование артикуляционных навыков. Это приводит к артикуляционной диспраксии - нарушению произвольных движений вследствие невозможности их контроля при помощи кинестетических ощущений. Нижается тактильная чувствительность. | При неосложненной дислалии нарушений деятельности анализаторов не наблюдается. | При неосложненной дислалии нарушений деятельности анализаторов не наблюдается. |
Этиология | Зависят от характера и тяжести поражения нервной системы У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нс плода и новорожденного). Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся: — периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки); — ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга; — ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и другие | В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. Причины биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; ЗПР (ММД), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка | При отклонениях в строении периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации, говорят о механической (органической) дислалии. |
Механизмы | Поражение этих структур мозга дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезнут, наступает арефлексия При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. | При функциональной: • Акустико-фонематическая дислалия — недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. • Артикуляторно-фонематическая дислалия — несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. • Артикуляторно-фонетическая дислалия — неправильно сформировавшиеся артикуляторные позиции. | При механической — звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка, губными аномалиями. |
Симптоматика А) нарушения звукопроизношения Б) нарушения голосообразования В) нарушения речевого дыхания | А) может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков У всех больных дизартрией расстройства произношения заключаются в смазанной, невнятной артикуляции звуков с наличием как полных, так и частичных замен (литеральных парафазий, а также в нарушениях плавности, темпа и громкости речи. Б) Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). В) За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. | А) При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. Замена звуков, смешения или взаимозамены звуков (фонем), пропуски звуков. три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука. Б)диафрагмально-речевое дыхание соответствует норме | |
Характер нарушения звукопроизношения | При дизартрии наблюдаются следующие особенности нарушения звукопроизношения: - Стойкий характер нарушения и особая трудность их преодоления; - Трудность автоматизации звуков; - Нарушение произношения и гласных, и согласных звуков; - Преобладание межзубного и бокового произношения свистящих и шипящих звуков; - Оглушение звонких звуков; - Палатализация всех твердых звуков; - Нарушения звукопроизношения особенно выражаются и усиливаются в речевом потоке. Наиболее типичными являются искажения звуков. | При дислалии могут наблюдаться следующие нарушения звукопроизношения: - Фонологические (фонематические) дефекты - замены и смешения. Нарушена система языка. - Антропофонические (фонологические) - искажения. Нарушена произносительная норма речи. Выделяют следующие нарушения звукопроизношения:
функциональная дислалия (несформированы специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков).Выделяют 3 формы функциональной дислалии: - Акустико-фонематическая; - Артикуляторно-фонематическая; - Артикуляторно-фонетическая. | При дислалии могут наблюдаться следующие нарушения звукопроизношения: - Фонологические (фонематические) дефекты - замены и смешения. Нарушена система языка. - Антропофонические (фонологические) - искажения. Нарушена произносительная норма речи. Выделяют следующие нарушения звукопроизношения:
Нарушения звукопроизноения могут быть простыми (один звук или одна группа звуков) и сложными (несколько звуков из разных групп). В связи с причинами возникновения нарушения выделяют механическая (органическая) дислалия (обусловлена анатомическими дефектами переферического аппарата речи) |
Нарушения фонематической стороны речи | Артикуляторные затруднения, оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Вторичная недостаточность фонематического восприятия ярко проявляется у детей с псевдобульбарной дизартрией, причем степень ее выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии. Для детей с дизартрией трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т. д. | При акустико-фонематической и форме функциональной дислалии само нарушение обусловлено несформированнотью фонематических процессов. Это дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознание, узнавание, сличение акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается ребенком неправильно, что приводит к неправильному восприятию слов. | |
Характер нарушений голоса | Обусловлены парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани. При разных формах дизартрии нарушения голоса имеют следующий характер. Наиболее типичны: недостаточная сила голоса, голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи; отклонения тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый, напряженный, прерывистый); снижение или отсутствие голосовых модуляций. Также характерны функциональные расстройства голоса (при волнении). | При неосложенной форме дислалии нарушений голоса не наблюдается. | |
Характер нарушений дыхания | Могут быть связаны с нарушением тонуса дыхательных мышц или могут быть обусловлены задержкой формирования дыхательной функциональной системы: у детей, ообенно с ДЦП, в школьном возрасте сохраняются инфантильные типы дыхания. Преобладает брюшной тип дыхания, очень частое и недостаточно глубокое. Может нарушаться ритмичность дыхания. В момент речи дыхание учащается, даже после отдельных звуков ребенок моет делать поверхностные судорожные вдохи. Часто бывают нарушения координации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Отсюда появляется речь на вдохе, нарушается активный выдох, он, как правило, укорачивается. Не смотря на то, что рот все время открыт, воздух проходит через нос. Также затрудняет дыхание наличие гиперкинезов. Они мешают произвольному контролю за дыхательными движениями. | При неосложенной форме дислалии нарушений дыхания не наблюдается. | |
Характер нарушений темпа и ритма речи | Одно из самых стойких нарушений при дизартрии. Особенно влияет на разборчивость речи, эмоциональную выразительность. Наблюдаются нарушения темпа речи. При мозжечковых расстройствах нарушается ритм речи («скандированная речь»). | При неосложенной форме дислалии нарушений темпа и ритма речи не наблюдается |
Задание 2. Эссе на тему
«Как и почему нарушается координация трех систем (артикуляционной, голосовой и дыхательной) при дизартрии?».
Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.
Патогенетические механизмы развития дизартрии многоплановы и связаны с неполноценной иннервацией органов, участвующих в формировании речи. Это дыхательные мышцы, мышцы губ, языка и мягкого неба, гортань и голосовые складки. Как результат – речь становится невнятной и нечеткой.
Сопутствующие признаки дизартрии у детей связаны с нарушением иннервации мускулатуры, отвечающей за произношение звуков. В зависимости от типа нарушения, симптомы несколько различаются.
-
Спазм мышц. Напряжение губ, языка, лица и шеи. Губы плотно сомкнуты. Ограничение движений при произношении звуков. -
Гипотония мышц. Язык вялый, практически неподвижно лежит на дне ротовой полости. Рот полуоткрыт, т.к. губы не смыкаются. Отмечается повышенное слюноотделение. Из-за неподвижности мягкого неба голос приобретает носовой оттенок (становится гнусавым).
При дизартрии нарушается произношение практически всех звуков – как согласных, так и гласных. Ребенок смягчает твердые согласные. При произношении шипящих и свистящих звуков язык отодвигается не вперед, а в бок, задействуются межзубные промежутки.
Из-за нечленораздельности речи ребенок не может четко дифференцировать звуки на слух. Это приводит к несформированности словарного запаса и невозможности грамматически правильно построить предложение. Поэтому так важно не упустить время и как можно раньше начать коррекцию речевых расстройств.
Лечение дизартрии у детей зависит от выраженности симптомов, причины заболевания и локализации патологического очага. Вне зависимости от формы расстройства терапия включает два базовых направления: терапевтическое (неврологическое) и логопедическое.
Невролог проводит терапию основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Для этого могут назначаться сосудистые препараты, ноотропы, витамины и другие. При наличии опухоли мозга, сдавливающей речевой центр, показано удаление (на этом этапе присоединяется нейрохирург).
Логопедические методы работы с ребенком, страдающим дизартрией, включают:
-
стабилизацию тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию: логопедический массаж, тейпирование, речевая гимнастики; -
упражнения, направленные на развитие моторики: ритмика, пальчиковая гимнастика и т.п.; -
тренировка контроля дыхания и владения голосом; -
постановка звуков; -
развитие лексического запаса и т.п.
На коррекцию нарушений требуется большое количество времени. Важно помнить, что лечить дизартрию у ребенка должны как врачи и логопеды, так и родители. Регулярные тренировки и занятия в домашних условиях также способствуют скорейшему восстановлению речевых функций.
В достижении желаемых результатов большое значение играет как можно ранее начало терапии, усердие родителей и самого пациента. Специалисты «СМ-Доктор» строят программу работы с ребенком таким образом, чтобы мотивация к достижению цели не пропадала ни на одном этапе, а только возрастала. Это и высокий профессионализм логопедов, неврологов и других участвующих врачей позволяют добиваться высоких результатов и восстанавливать внятность речи.
Результат лечения зависит от вида нарушения и его степени. Важное значение имеет регулярность занятий. Только постоянные тренировки и доскональное выполнение рекомендаций врача позволит полностью или частично справиться с проблемой. Если речь идет о тяжелой инвалидности, при которой дизартрия возникла на фоне других патологий, вероятность успешной коррекции значительно снижается.
Профилактика заболевания включает общие мероприятия: снижение риска травм, здоровый образ жизни во время беременности и т.п.
Как только стали замечать первые признаки дизартрии у дошкольника, не затягивайте визит к специалистам. Только комплексное специализированное обследование позволит выявить или исключить проблему. Только грамотные врачи и логопеды помогут установить объективный диагноз и провести коррекцию выявленных нарушений.
Задание 3.
Обследования детей с дизартрией. Конспект обследования, описание хода + бланк диагностики.
1. Анкетные данные.
2. Анамнез.
3. Общая моторика. Для обследования общей моторики можно предложить следующие задания: одеться, раздеться, обуться; пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, встать на носки, присесть; попрыгать на двух ногах, правую, левую; руки вперед, назад, вверх, вниз (по показу и по инструкции). При этом необходимо отметить объем движений (полный, неполный), точность выполнения (полная, неполная), самостоятельность (полная, неполная, выполнение с помощью логопеда), координация движений (правильная, неправильная, отсутствует), чувство равновесия (имеется, отсутствует), осанка (правильная, неправильная). Указать на наличие навязчивых движений (покачивание, балансирование туловищем). Анализируется качественное состояние общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность.
4. Мелкая моторика рук: сжать и разжать пальцы в кулак (5-7 раз под счет); кончиком большого пальца поочередно касаться со всеми пальцами левой и правой руки; указательный и средний пальцы бегают по столу; вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой рук; поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы; собрать пирамидку, мозаику, спички, горошины. При выполнении движений отмечается плавность, точность, напряженность, скованность, нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда), невыполнение, наличие леворукости.
5. Строение артикуляционного аппарата.
6. Моторика артикуляционного аппарата. У детей с дизартрией особенно расстроенной является подвижность органов артикуляции, которая находится в прямой зависимости от глубины поражения и формы дизартрии. Обычно диагностика выраженых форм псевдобульбарной дизартрии не вызывает трудностей. Определение стертых форм дизартрии сопряжено со значительными трудностями. Поэтому необходимо провести дополнительное обследование по выявлению паретичности мышц; вытягивание губ "хоботком" (вместо этого у ребенка с дизартрией наблюдаются хаотичные движения губами); ассиметричность "улыбки" (паретичная сторона рта остается почти неподвижной); невозможность сделать язык широким (склонность к его сужению); отклонение языка в одну сторону (здоровую) при высовывании изо рта; невозможность удержать кончик языка на верхней губе без помощи нижней; посинение кончика языка; невозможность удержать язык, высунутый изо рта, в спокойном положении (наблюдается дрожание мышц языка, его хаотичное подергивание).
7. Состояние мимики. Наиболее нарушена мимика у детей с дизартрией: их лицо амимично, они не могут надуть щеки, наморщить лоб и т.д. Особенно ярко проявляются двигательные расстройства при активном сокращении мышц лица. Оценка результатов обследования моторики артикуляционного аппарата и состояния мимики дана в разделе Схема обследования детей с ринолалией.
8. Звукопроизношение. Проверяется изолированное произнесение звуков в следующей последовательности: гласные, согласные (губные, губно-зубные, задненебные, передненебные взрывные, шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры). Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях "стертой" дизартрии.
9. Слуховая функция: состояние физического слуха; состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.
10. Просодическая сторона речи. При исследовании просодической стороны речи обращается внимание на темп (нормальный, быстрый, медленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранность пауз в потоке речи (деление слов на слоги, скандированность), сила голоса (слабый, громкий, немодулированный), высота голоса (высокий, низкий), тембр голоса (нормальный, хриплый, сиплый, гнусавый), внятность речи (отчетливость, смазанность).
11. Зрительная функция. Перед обследованием зрительной функции необходимо ознакомиться с заключением офтальмолога о состоянии остроты зрения. Для обследования зрительного гнозиса можно предложить задания на различение цвета, узнать перевернутые, перечеркнутые изображения, узнать предмет по его части, по контуру и т.д.
12. Стереогноз. Для обследования тактильного гнозиса используется игра "Волшебный мешочек" - узнавание на ощупь различных предметов, находящихся в мешочке, узнавание фактуры тканей (шерсть, шелк и т.д.), геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг и т.д.), узнавание цифр, букв, написанных на руке.
13. Состояние словарного запаса и грамматического строя речи. Необходимость обследования словарного запаса и грамматического строя речи у детей с дизартрией, особенно, если она является следствием церебрального паралича, обусловлена тем, что для этих детей характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде задержки речевого развития, так и общем недоразвитии речи.