Файл: Тема 12. Финансирование и кредитование предпринимательской деятельности. Расчеты Вопросы для подготовки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 12. Финансирование и кредитование предпринимательской деятельности. Расчеты
Вопросы для подготовки
1. Финансирование предпринимательской деятельности: понятие и виды
Финансирование предпринимательской деятельности — совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства.
Под финансированием понимается процесс образования капитала фирмы во всех его формах.
Финансирование может быть внутренним и внешним.
Внутренние фин. ресурсы образуются в процессе хозяйственной деятельности организаций.
Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, бюджетной, таможенной, денежно-кредитной политики государства).
Основные формы внутреннего финансирования — это:
В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая распределяется на цели накопления и потребления. Прибыль используется на развитие производства, прибыль, направляемая на потребление, используется для решения соц. задач.
Источником финансирования являются доходы, получаемые от внереализационных операций за вычетом расходов на их осуществление.
Важную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов.
Источником финансирования являются льготы по налогу на прибыль, которые могут получать организации в соответствии с действующим законодательством.
Внешнее финансирование означает, что капитал был предоставлен предпринимательской фирме из внешних источников.
Основные формы внешнего финансирования — это:
-
привлечение кредитов -
бюджетные ассигнования -
получение безвозмездной финансовой помощи и др.
Привлечение заемных средств позволяет фирме ускорять
оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых кредитных операций. Но финансирование на основе заемного капитала не столь выгодно, т.к. кредиторы предоставляют денежные средства на условиях платности и возвратности.
2. Правовые основы государственного финансирования и кредитования ПД
Финансирование предпринимательской деятельности в форме субсидий
В рыночных условиях хозяйствующие субъекты, не обеспечивающие финансирование за счет собственных и заемных средств, чаще всего прекращают свою деятельность, в том числе путем банкротства. Лишь в определенных, предусмотренных законом случаях, они могут получить финансовую поддержку от государства. Одной из форм такой поддержки является предоставление субсидий.
Субсидии — денежные суммы, предоставляемые за счет средств бюджетов соотв. уровней ЮЛ, ИП, ФЛ — производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ч. 1 ст. 78 БК РФ).
За счет средств фед. бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренном ФЗ о федеральном бюджете и принимаемыми в соотв. с ним НПА Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
В таких правовых актах должны быть определены:
-
1) категории и (или) критерии отбора ЮЛ, за исключением гос. (муниц.) учреждений; -
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; -
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, устан. при их предоставлении; -
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; -
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом гос. (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
При предоставлении субъектам д-ти в сфере промышленности фин. поддержки в форме предоставления субсидий могут устан. Доп. особенности предоставления субсидий, в частности, использование конкурсных механизмов предоставления субсидий с включением в число критериев отбора их получателей показателей эффективности использования субсидий; устан. штрафов в сумме, эквивалентной предоставляемой субсидии, при недостижении субъектом д-ти в сфере промышленности —
получателем субсидии показателей эффективности, устан. при ее предоставлении (ст. 10 Закона о промышленной политике).
Выделим юридически значимые факты для получения субсидии хозяйствующим субъектом:
-
а) субсидии и их размеры должны быть предусмотрены законом о бюджете; -
б) принятие постановления Правительства РФ (или акта уполномоченного им федерального государственного органа) о порядке предоставления субсидий; -
в) заключение соглашения между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии; -
г) представление получателем субсидии главному распорядителю средств заявки на предоставление субсидии с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы или неполученные доходы, для компенсации которых предназначена субсидия или отчета со ссылкой на соответствующие документы; -
д) рассмотрение распорядителем средств документов заявителя и принятие решения о выплате субсидии либо о возврате документов заявителю с указание причин возврата; е) поручение распорядителя средств Федеральному казначейству о перечислении средств — субсидии с лицевого счета распорядителя средств в Федеральном казначействе на расчетный счет получателя субсидии, открытый в кредитной организации.
Субсидии носят строго паевой характер. В случае нецелевого использования бюджетной субсидии, предусмотрено изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по назначению (ст. 289 БК РФ).
Отметим, что международные договоры расширяют понятие субсидий. Например, согласно Протоколу о единых правилах предоставления промышленных субсидий, являющемся приложением № 28 к Договору о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.), субсидия:
-
а) финансовое содействие, которое оказывается субсидирующим органом (или уполномоченной государством-членом структурой), в результате которого создаются (обеспечиваются) преимущества и которое осуществляется посредством:-
прямого перевода денежных средств (например, в виде невозвратных ссуд, кредитов), или приобретения доли в уставном капитале, или его увеличения, или обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по кредитам); -
полного или частичного отказа от взимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства-члена (например, налоговые льготы, списание долга). При этом освобождение экспортируемого промышленного товара от пошлин и налогов, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо уменьшение таких пошлин и налогов, либо возврат таких пошлин и налогов в размере, не превышающем фактически начисленной суммы, не рассматривается как субсидия; -
предоставления товаров или услуг (за исключением промышленных товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры); -
приобретения промышленных товаров;
-
-
б) любая другая форма поддержки доходов или цен, которая действует (прямо или косвенно) на сокращение ввоза промышленного товара с территории любого государства-члена или на увеличение вывоза промышленного товара на территорию любого государства-члена, в результате чего предоставляется преимущество.
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) также дает широкое понятие субсидии. Она определяется как финансовое содействие правительством или любым публичным органом в пределах территории члена, т. е. когда: правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций); или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по займам); правительство отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы (например, налоговые льготы); правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары.
Полагаем, что следует в БК РФ, иных нормативных правовых актах РФ, а также в научных и учебных целях сохранить сложившееся понятие субсидии, как наиболее отвечающее сущности этого вида поддержки предпринимательства. А вот формы гос. поддержки следует рассматривать как более широкое понятие, включающее как субсидии, так и др. меры гос. поддержки (налоговые льготы, государственные гарантии и пр.).
3. Банковское кредитование предпринимательской деятельности
Кредитование представляет собой одну из форм финансового обеспечения предпринимательской деятельности.
Оно осуществляется на основе установления финансовых взаимоотношений между предприятием и кредитной организацией путем заключения между ними соответствующих договоров.
Основным договором является кредитный договор, который создает юридические предпосылки обеспеченности ссуд, их своевременного-возврата и уплаты процентов.
В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, передаваемых на возвратной основе во временное пользование за плату в виде процента. Исходя из этого банковский кредит — это средства, предоставляемые банком предпринимательской фирме на установленный срок под определенные проценты для целевого использования.
Кредитование предприятий осуществляется на основании определенных принципов.
Принцип возвратности означает, что полученные от кредитора финансовые ресурсы подлежат возврату или погашению заемщиком в полном объеме. Заемщик отвечает перед кредитором за полноту погашения кредита
Принцип срочности означает необходимость возврата кредита в точно определенный срок, а не в любое удобное для фирмы-заемщика время, т.е. кредит выдается на определенный срок. Срок пользования кредитом зависит от времени существования действительной потребности в нем. Все кредиты делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные в зависимости от срока, на который они предоставляются. В российской финансовой практике разграничивают лишь краткосрочные ссуды на срок до года, а среднесрочные и долгосрочные рассматриваются как ссуды на срок более года.
Принцип платности означает, что кредит предоставляется заемщику с условием его возврата с процентами, которые формируют прибыль кредитной организации. Размер процента устанавливается в виде годовых норм, или ставок, могут быть твердыми или плавающими. Твердые процентные ставки остаются неизменными в течение всего срока кредитования, а плавающие ставки могут изменяться. Использование плавающих ставок характерно для периодов с высокими темпами инфляции.
4. Понятие и способы расчетов
Под расчетами понимают процесс исполнения денежных обязательств, возникших из различных договоров о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг и т. п. Известно три способа осуществления расчетов: 1) расчеты наличными деньгами, 2) безналичные расчеты и 3) расчеты путем зачета (сальдо) взаимных требований.
Наличные ден. расчеты осущ. путем передачи кредитору соответствующей суммы наличных денежных знаков, которыми могут быть только банковские билеты (банкноты) и монета ЦБ РФ.
Наличные денежные расчеты в предпринимательской деятельности ограничены. Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу ЮЛ или кассу ИП» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между ЮЛ, между ЮЛ и гражданином, осуществляющим ПД без образования ЮЛ, между ИП, связанных с осущ. ими ПЖ. В рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, расчеты наличными деньгами могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб. Наличные деньги, принятые ЮЛ и ИП от ФЛ в качестве платежей в случаях, соотв. зак-ву РФ, подлежат сдаче в полном размере в кассы кредитных организаций.