ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1086
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
При рассказе о диагнозе и назначениях врачу нужно избегать медицинских терминов и использовать фразы, формирующие внимание родителя: «Сначала нужно. Потом важно. За этим... Или: «В первую очередь.», «Самое главное сейчас.».
Все эти методы, на первый взгляд, увеличивают время приема, однако, как показывает практика, снижают напряжение и устраняют повторные вопросы пациента, хождение в кабинет вне очереди. Это, в свою очередь, способствует повышению доверия к врачу и готовности говорить о более сложных, интимных темах.
Обучение врачей
Несомненно, врачи будут обсуждать с пациентом вопросы психологического функционирования, только если они понимают важность этих аспектов развития ребенка, социального контекста его здоровья. Обучение может проходить как в виде коротких лекционных циклов, так и в формате тренинга. Примерным содержанием обучения может быть следующее.
-
Возрастные закономерности развития ребенка. Это важно не только для обсуждения психологических вопросов на консультации педиатра, но и помогает врачу разобраться с тем, какие проявления поведения ребенка нормальны для его возраста, адекватны ситуации (прием в поликлинике может быть стрессовой ситуацией, разные дети и родители реагируют по-разному), найти подход к детям раннего возраста, уговорить провести определенные процедуры. -
Особенности эмоциональных отношений с близкими взрослыми, возможные чувства, которые возникают у родителей при взаимодействии с ребенком. Иногда родители могут раздражаться на детей, испытывать беспомощность перед проявлениями их поведения. Например, в последнее время участились ситуации, когда родители, ориентируясь на «новые системы воспитания», не наказывают и практически не ограничивают своих детей и к 2-3 годам жизни ребенка сталкиваются с тем, что не могут управлять его поведением. Врач эту беспомощность родителя перед своим ребенком наблюдает на приеме. Другие родители, напротив, не хотят, чтобы врач вмешивался в их отношения с ребенком. Обсуждение таких моментов родительско-детских отношений с педиатрами во время обучения дает более ясное понимание ситуации и позволяет врачу быть полезным семье без ущерба для достоинства его самого и родителей. -
Развитие коммуникативного репертуара врачей, уровня их толерантности к разного типа пациентам, умение слушать и слышать пациента и откликаться на его беспокойства. Здесь будут ценными приемы активного слушания, а также предоставление информации об индивидуально-психологических различиях людей; врачам интересна та или иная информация о типах личностях, это позволяет им структурировать свои представления о пациентах и быть к ним более терпимыми. Правда, типология привносит эффект навешивания ярлыков. Лучше ориентироваться на группы потребностей, мотивы пациентов, то, как индивидуальные особенности накладывают отпечаток на понимание пациентами врачей, интерпретацию их слов, как информация может искажаться при коммуникации. Это будет мотивировать врачей вести прием более структурированно и облегчит их работу. -
Понимание мотивации родителей и обучение навыкам аргументированного ведения консультации, уверенного обсуждения вопросов, связанных с эмоциональными или поведенческими трудностями у ребенка, ответы на возникающие вопросы, сомнения, возражения пациентов. -
Навыки совладания со стрессом, управление собственным эмоциональным состоянием, чувством усталости. Это важно, поскольку профессия врача предъявляет повышенные требования к эмоциональному ресурсу специалиста. Более того, встречаются пациенты, которые нарушают равновесие педиатра и после которых бывает трудно принять следующую семью. Психолог может предложить технологии, способствующие тому, чтобы снять напряжение, переключить внимание, восстановиться после трудного дня.
Сопровождение практической деятельности
В процессе работы врача и по мере освоения новых навыков у педиатров могут появиться вопросы, которые важно обсудить с психологом. Например, в одной из клиник США, где проводилось обучение студентов-психологов работе на базе поликлиник в рамках модели интеграции психологической и медицинской служб, работа психолога-консультанта, принимающего пациентов, была построена таким образом, что в любой момент врач мог заглянуть к нему в кабинет и задать свой вопрос. Если психолог в это время работал с пациентом, он заранее предупреждал, что такая ситуация возможна [Funderburk, Fielder, 2013].
Также важной частью сопровождения врачей является регулярное обсуждение историй пациентов. Такие обсуждения проходят в режиме врачебных конференций, супервизионных и балинтовских групп, в индивидуальном формате.
Столь же значимой частью работы психолога, если проводится скрининг развития ребенка, является отслеживание процедуры скрининга, тех сложностей, которые возникают в процессе. Так как эта работа в России только начата, нужно еще думать о том, какие результаты совместной работы возможны, как оценить ее эффективность.
Одним из существенных моментов в работе психолога- консультанта с врачами является отслеживание и обсуждение вопросов эмоционального выгорания. Как показывают данные одного из исследований, употребление алкоголя отмечают 81,39% опрошенных врачей, 85,89% средних медицинских работников, 79,75% студентов-медиков; при этом 33,27% студентов употребляют слабоалкогольные напитки (пиво, алкогольные коктейли) более раза в неделю. По данным английских исследователей, среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги в 41 % случаев, клинически выраженная депрессия - в 26 %. Треть врачей используют медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень [Бабанов, 2010].
Для профилактики выгорания психолог может предложить изменение условий труда, повышение квалификации сотрудников в профессиональной области, обмен информацией с представителями других организаций, дающий более широкое профессиональное понимание: курсы повышения квалификации, конференции. Нередко помощь оказывает освоение врачом новых обязанностей (например, руководство подчиненными по ряду задач), вовлечение в обсуждение ключевых вопросов работы медицинского учреждения (например, проверка медицинских карт, обсуждение закупки медицинских товаров, оборудования), признание заслуг врача, поддержание доброжелательной атмосферы в коллективе, юмор, здоровый образ жизни. На данный момент существует достаточно много литературы по эмоциональному выгоранию, и она доступна для практической работы психолога.
В целом, как показывает практика, наличие в учреждении психолога способствует улучшению атмосферы, повышению толерантности к особенностям других людей, чувствительности к их потребностям. Несомненно, это предъявляет высокие требования к самому психологу, чья работа нередко предполагает широкий спектр действий - от непосредственного осуществления вмешательства для детей и членов их семей до обучения врачей, фасилитации процессов оказания помощи, координирования услуг, улучшения психологического климата и т.п. Психологу, проводящему такую работу, нужно помнить о собственном психическом здоровье, супервизии, системе поддержки.
Наиболее эффективной была бы ситуация создания психологической службы [Аринцина, Мухамедрахимов, 2012] на базе медицинского учреждения, где разные задачи распределяются между разными психологами, и те осуществляют ко-супервизию и взаимную профессиональную поддержку.
Контрольные вопросы
-
Почему важна психологическая работа на базе поликлиник? Каковы причины, препятствующие выявлению риска нарушений психического здоровья врачами поликлиник? -
Назовите диагностические инструменты скрининга риска нарушений психического здоровья. -
Назовите поведенческие признаки социально-эмоциональных нарушений у детей. -
Назовите примеры программ раннего выявления социальноэмоциональных нарушений у детей. -
Опишите схему, которую может использовать педиатр для обсуждения проблем психического здоровья с семьей. -
Какие механизмы могут повысить приверженность лечению? -
Назовите основные элементы, позволяющие более эффективно организовать время. -
Зачем нужны алгоритмы приема пациента? Назовите основные элементы алгоритма приема пациента. -
Назовите темы обучения, которое может предлагать психолог врачам. -
Как психолог предоставляет сопровождение врачей в их деятельности?
Заключение
Личность человека закладывается в самом раннем возрасте, а отношения ребенка и близкого взрослого влияют на последующее функционирование его как взрослого человека. С первых дней жизни младенец обладает способностями распознавать человеческий голос, отличать лицо, запах матери от лица и запаха других людей, понимать, какова интенсивность прикосновений матери и т. д. Младенец уже с рождения обладает необходимыми для вступления в социальные контакты способностями, однако то, как эти способности будут реализованы, во многом зависит от чувствительного и отзывчивого отклика того взрослого, который ухаживает за ребенком и взаимодействует с ним с первых дней его жизни - будь то мама или иной замещающий ее взрослый. И это не значит, что взрослый должен удовлетворять все желания ребенка. Переживание фрустрации, столь естественной в любых отношениях, когда желания одного сталкиваются с желаниями другого, является важным навыком, который ребенок получает в близких отношениях и который остается с ним на всю его последующую жизнь.
На протяжении всего жизненного пути растущего человека могут подстерегать трудности отношений - с воспитателями детского сада, учителями, сверстниками; ребенок, подросток будет сталкиваться с проблемами взрослого мира, культуральными и иными особенностями других людей. Отношения с родителями во многом определяют то, как ребенок сможет справляться с возникающими трудностями, его способность говорить о своих чувствах, проблемах, переживании, опыте, учитывать желания и особенности другого человека. Обращение за помощью и принятие ее продиктовано готовностью и способностью родителей откликаться на подчас непростые переживания ребенка, сталкивающегося с различными возрастными кризисами и задачами.
Взросление ребенка требует перестроения и внутрисемейного устройства. Ребенок научается ходить и осваивает окружающий мир, идет в детский сад, школу, обретает и теряет друзей, влюбляется и разочаровывается - все это требует от членов семьи способности и готовности быть с ребенком эмоционально доступными, честными, открыто обсуждать чувства и события. Возрастные задачи, которые решает ребенок на каждом этапе, актуализируют у родителей и их собственный опыт жизни в родительской семье, что может «запускать» неосознаваемые программы и паттерны поведения, что, в свою очередь, сказывается на их родительских навыках и нередко искажает или нарушает их способность быть чувствительными, отзывчивыми, эмоционально доступными и при этом предсказуемыми, последовательными, поддерживающими для своего ребенка. В такие моменты взрослые, заботящиеся о ребенке, могут нуждаться в психологической помощи. Однако практика показывает, что чаще всего эмоциональные трудности, возникающие у родителей, более очевидным образом сказываются на поведении детей, и родители нередко приходят к психологу по поводу проблем у ребенка. Все эти подчас непростые отношения и являются сферой работы психолога-консультанта с ребенком, подростком и его близкими взрослыми.
Нередко проблемы в отношениях с ребенком возникают еще на этапе беременности, новорожденности, раннего возраста, и родители со своими беспокойствами, вопросами, тревогами, а иногда и агрессией в отношении ребенка обращаются в первую очередь к специалистам медицинского профиля, регулярно наблюдающими ребенка, а именно к неонатологам и педиатрам. От чувствительности врачей, их отзывчивости, психологической грамотности и готовности сотрудничать со специалистами в области психического здоровья зависит то, получат ли психологическую помощь ребенок или подросток и его близкие взрослые, и насколько своевременной она окажется. Не исключением являются и специалисты детских учреждений, выполняющие родительскую функцию по отношению к ребенку.
Отношения ребенка и подростка с заботящимися о нем взрослыми являются значимыми на протяжении всей его жизни. Ранний опыт накладывает отпечаток и во многом определяет то, каким взрослым станет тот или иной человек, и психологическая помощь на каждом этапе взросления может оказаться эффективной, если принимать во внимание опыт близких отношений ребенка. Все авторы данной книги уделяют внимание особенностям того возрастного этапа, который ребенок проходит, задачам данного периода и отношений в нем, цели и формы психологического консультирования определяются исходя не только из особенностей самого ребенка или подростка, но и его близких взрослых.
Литература
Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998.
Агаркова В. В. Особенности поведения детей 5-8 лет с ранним опытом институционализации, воспитывающихся в замещающих семья: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2018.
Акопов В. И., Маслов Е. Н. Право в медицине. М., 2002.
Александровский Ю. А. Инновации в современной психиатрии // Психиатрия и психофармакотерапия. Журнал им. П. Б. Ганнушкина. 2008. № 1.
Аникина В. О. Проблема раннего выявления нарушений психического здоровья // Психическое здоровье человека XXI века. Сборник научных статей. [Б. м.], 2016. С. 237-239.
Аникина В. О. Психологические особенности женщин, взаимодействующих с детьми раннего возраста в домах ребенка // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под ред. Р.Ж.Мухамедрахимова. СПб., 2007. С. 173-198.
Аринцина И. А., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности работы клинического психолога в детском многопрофильном стационаре // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 5 (16). URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 20.03.2019).
Асеев В. Г Личностная значимость и вероятность событий // Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 236-243.
Бабанов С. А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания // Справочник поликлинического врача. 2010. № 1. С. 1216.
Бадалян Л. О. Невропатология. M., 2000
Баз Л. Л., Скобло Г В. Особенности общения со взрослыми младенцев от матерей с послеродовыми депрессиями // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общ-ва. Т. 2, вып. 3. М., 1996. С. 133134.