Файл: Психологопедагогический раздел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы для проведения квалификационных испытаний педагогических работников (для аттестации педагогов дополнительного образования детей, тренеров-преподавателей ДЮСШ)

Психолого-педагогический раздел

1. Человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях – это:

а) личность; б) индивид; в) субъект.

2. Принцип, предполагающий анализ психических явлений в постоянном изменении, движении – это принцип:

а) детерминизма; б) развития; в) перехода количественных изменений в качественные.

3. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей – это память:

а) механическая; б) логическая; в) эмоциональная.

4. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:

а) воспитанность; б) авторитет; в) задатки.

5. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или переживании обеспечивает:

а) рефлексию; б) восприятие; в) внимание.

6. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, - это мышление:

а) наглядно-действенное; б) наглядно-образное; в) словесно-логическое.

7. Системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми, – это:

а) способность; б) задатки; в) одаренность.

8. Закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения:

а) характер; б) темперамент; в) задатки.

9. Внимание – это направленность сознания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Эта направленность:

а) избирательная; б) рассеянная; в) распределенная.

10. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:

а) наглядно-действенного; б) наглядно-образного; в) словесно-логического.

11. Общее изменение личности, формирование нового плана отражения действительности, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых отношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок, называется:


а) психологическим возрастом; б) физическим возрастом; в) возрастным развитием.

12. Характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту, длительность и разнообразие выполненных действий, – это:

а) эмоциональность; б) активность; в) саморегуляция.

13. Практическое мышление направлено:

а) на решение конкретных задач;

б) на нахождение общих закономерностей;

в) на выявление причинно-следственных связей.

14. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающих главные тенденции ее поведения, - это:

а) темперамент; б) характер; в) направленность.

15. Согласно теории П.Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на:

а) материальное действие; б) ориентировочную основу действия;

в) речевую форму выполнения действия.

16. Методом сбора эмпирической информации, состоящим в преднамеренном, систематическом, целенаправленном восприятии и регистрации психологических фактов, является:

а) эксперимент; б) опрос; в) наблюдение.

17. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны взрослых – это:

а) задатки; б) зона ближайшего развития; в) зона актуального развития.

18. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:

а) принцип социального моделирования;

б) принцип трансформации знаний;

в) принцип личностно-деятельностного подхода.

19. Психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении человеком разнообразной информации – это:

а) мышление; б) воображение; в) память.

20. Период, наиболее благоприятный для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям – это:

а) психологическое новообразование; б) кризисный период; в) сензитивный период.

21. Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств – это:

а) ощущения; б) мышление; в) воображение.

22. Автоматизированное действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля – это:

а) умение; б) упражнение; в) навык.

23. Процесс и результат количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза – это:



а) психическое развитие;

б) возрастные новообразования;

в) психологическая готовность к школьному обучению.

24. Свойство психики человека, выражающее направленность и сосредоточенность ее на определенных объектах, при одновременном отвлечении от других объектов в течение определенного периода времени – это:

а) восприятие; б) память; в) внимание.

25. Метод психологического исследования, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего – это:

а) эксперимент; б) наблюдение; в) опрос.

26. Деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития на каждом возрастном этапе, в которой формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности – это:

а) игровая деятельность; б) ведущая деятельность; в) учебная деятельность.

27. Одним из основных проявлений кризиса подросткового возраста является:

а) негативизм и своеволие; б) эмансипация от взрослого; в) потеря интереса к учению.

28. Специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира – это:

а) сознание; б) психика; в) деятельность.

29. Процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий – это:

а) память; б) воображение; в) мышление.

30. Возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значимой деятельностью – это:

а) внутренняя позиция школьника;

б) учебная деятельность;

в) познавательная мотивация.

31. Многократное повторение действий, благодаря которым происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом – это:

а) познание; б) труд; в) упражнение.

32. Психический процесс, состоящий в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении субъектом существенных связей и отношений действительности – это:

а) мышление; б) воображение; в) восприятие.

33. Психические изменения, возникающие на определенной стадии развития и определяющие преобразования в сознании ребенка – это:

а) развитие; б) воспитанность; в) возрастные новообразования.

34. Вид деятельности, направленный на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека – это:


а) труд; б) учение; в) игра.

35. Готовность субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении – это:

а) мотив; б) деятельность; в) установка.

36. Объективная, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе – это:

а) возраст; б) наследственность; в) самосознание.

37. Совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми – это:

а) мотивировка; б) интересы; в) направленность личности.

38. Психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека – это:

а) собственно эмоции; б) аффекты; в) высшие чувства.

39. Область психологии, изучающая процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека – это:

а) специальная психология;

б) педагогическая психология;

в) возрастная психология.

40. Процесс приспособления организма к изменившимся условиям – это:

а) интеграция; б) коррекция; в) адаптация.

41. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков – это:

а) потребность; б) воля; в) эмоции.

42. Побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность его активности – это:

а) мотив; б) воля; в) эмоции.

43. Объединенная исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондента о психологических явлениях и процессах – это:

а) тест; б) эксперимент; в) анкета.

44. Наблюдаемые и фиксируемые проявления социально-психологической реальности – это:

а) социально-психологические факты;

б) социально-психологические закономерности;

в) социально-психологические процессы.

45. Объединение людей на основе общих целей, предполагающее их взаимозаменяемость и взаимодополняемость – это:

а) команда; б) коллектив; в) группа.

46. Осуществление совокупности действий, ожидаемых окружающими от индивида – это:

а) социальная маска; б) социальная установка; в) социальная роль.

47. Произвольное внимание обусловлено:


а) установлением причинно-следственных связей;

б) наличием интересов, мотивов, побуждений;

в) контрастностью внешних воздействий.

48. К основным принципам изучения психики ребенка относят:

а) принцип единства сознания и деятельности;

б) принцип наглядности;

в) принцип учета возрастных особенностей.

49. К социально-психологическим явлениям относят:

а) рефлексию; б) эмпатию; в) общение.

50. Одним из компонентов, составляющих структуру общения, является:

а) коммуникация; б) персонификация; в) воля.

51. Цель обучения – это:

а) будущий результат деятельности, на который направлены усилия педагога и обучающегося в процессе обучения;

б) система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;

в) упорядочение дидактического процесса, придание ему необходимой формы.

52. Что называется обучением? Выберите правильный ответ:

а) обучение – это передача знаний от учителя к обучающимся с целью подготовки к жизни;

б) обучение – процесс деятельности учителя, направленный на передачу обучающимся знаний, умений и навыков, подготовку к жизни;

в) обучение – это двусторонний процесс деятельности учителя и обучающихся, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.

53. Установите сущность учебного процесса:

а) процесс обучения заключается в передаче знаний обучающимся;

б) процесс обучения заключается в усвоении знаний обучающимися;

в) учебный процесс - двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и обучающихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.

54. Учение – это:

а) потребность личности в получении знаний;

б) деятельность учителя по передаче знаний;

в) деятельность обучающихся в процессе обучения.

55. Средство обучения – это:

а) будущий результат деятельности, на который направлены усилия педагога и обучающегося в процессе обучения;

б) система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми обучающимся необходимо овладеть в процессе обучения;