ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение
В пособии предложено возможное решение проблемы исследования профессиональных дефицитов управленцев в сфере общего образования с опорой на профессиональный стандарт руководителя образовательной организации, недавно вступивший в силу. При этом имеется в виду этимология слова «дефицит» как переводного с французского deficit (нехватка) или латинского deficit (не достает). В соответствии с этим под профессиональным дефицитом в пособии понимается состояние личностно-профессионального развития руководителя, когда он не может осуществить или осуществляет с ошибками трудовые функции управления, нормативно заданные профессиональным стандартом руководителя образовательной организации.
За причину неэффективного осуществления трудовых функций управления принято невладение руководителем в должной мере, или, иначе говоря, не в соответствии с показателями 7-го уровня квалификации, нормативно заданными управленческими компетенциями. Это компетенции, соответствующие четырем трудовым функциям по управлению общеобразовательной организацией. А именно: по управлению развитием общеобразовательной организации, по администрированию ее деятельности, по управлению образовательной деятельностью, предусматривающей создание и реализацию образовательных программ, а также по управлению взаимодействием с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами.
В пособии принято, что «ядро» управленческих компетенций образуют нормативно заданные трудовые действия, которые входят в структуру деятельностей по осуществлению трудовых функций, наряду с необходимыми знаниями и умениями и другими характеристиками ценностно-правового и профессионально-этического плана. Проявление у руководителя признаков владения / невладения указанными элементами деятельности по осуществлению трудовых функций управления выступает объектом исследования профессиональных дефицитов руководителей общеобразовательных организаций.
В качестве инструмента исследования профессиональных дефицитов предложены контрольно-измерительные материалы, организуемые для использования в форме диагностической работы. Эта форма получила проверку на эффективность в управленческой практике [3, 9]. Структура диагностической работы «тест ^ кейс ^ действие ^ условия» инвариантна и коррелирует со структурой деятельности по осуществлению трудовой функции: необходимые знания ^ необходимые умения ^ трудовые действия ^ другие характеристики (ценности,
правовые основания, профессиональная этика). На основе указанных представлений в составе диагностической работы применены в качестве контрольно-измерительных материалов тесты, кейсы и упражнения case-study.
Тесты открытого типа - дополнения и свободного изложения, а также тесты закрытого типа (с выбором альтернативного ответа или с множественным вы
бором) предложены для выявления профессиональных дефицитов в необходимых знаниях и умениях, входящих в состав управленческих компетенций.
Кейсы-интервью и ситуационные кейсы отобраны для обнаружения профессиональных дефицитов и ограничений в способах выполнения трудовых действий и в степени владения необходимыми для этого умениями.
Упражнения case-study необходимы для установления профессиональных дефицитов и ограничений в выполнении трудовых действий выбранными способами (т.е. во владении компетенциями по управлению образовательной организацией).
Примеры диагностических работ, составленных из перечисленных видов контрольно-измерительных материалов, помещены в приложение. Внутрь диагностических работ введены контрольно-измерительные материалы, составленные с использованием проверенных методик, опубликованных и прошедших апробацию (В.А. Бейзеров, А.В. Графова, Н.А. Громова, С.И. Феклин, И.В. Шишенина и др.).
Предложенные диагностические работы не раз применялись в ходе повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций. Слушатели проявили неподдельный интерес во время индивидуального выполнения диагностических работ и отмечали их полезность в плане выстраивания направлений личностно-профессионального развития на основе обнаруженных затруднений.
Перспективой данной разработки может стать составление контрольно-измерительных материалов, учитывающих в совокупности различные группы профилей компетенций руководителей и обеспечивающих взаимоувязку требований профессионального стандарта и областей компетенций по управлению в региональной концепции мониторинга руководителей образовательных организаций Волгоградской области.
Приложение. Варианты диагностических работ
Диагностическая работа Пр1
слушателя, осваивающего программу повышения квалификации...
Дата: Формат диагностики: очный, письменный. Респондент: Пр.1
I. Компетенции по управлению образовательной деятельностью общеобразовательной организации
1. При анализе результатов различных оценочных процедур (ВПР, НИКО, ЕГЭ) какими суждениями Вы будете руководствоваться при принятии управленческих решений?
А. Наличие в образовательной организации стабильно высоких результатов ВПР и стабильно низких результатов ЕГЭ является признаком необъективности оценивания образовательных результатов в образовательной организации.
Б. Наличие признаков необъективности результатов федеральных оценочных процедур в образовательной организации указывает на необходимость замены руководства в этой организации.
В. Сопоставимость результатов внутришкольной оценки качества подготовки обучающихся с результатами внешней оценки является признаком объективного оценивания на уровне образовательной организации.
Г. При оценке деятельности педагога в обязательном порядке следует использовать результаты, показанные его учениками в независимых оценочных процедурах:
1) А и Г; 2) А и В; 3) Б и В; 4) В и Г
II. Компетенции по администрированию деятельности общеобразовательной организации
8. В середине учебного года объем учебной нагрузки учителя, установленный в текущем учебном году, был изменен по инициативе работодателя по объективным причинам (сокращения количества классов) с 24 часов в неделю до 22 часов в неделю.
Работник был уведомлен в письменном виде за два месяца об изменениях условий труда и невозможности догрузить его другой педагогической работой.
По истечении двухмесячного срока с работником было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору на условиях, указанных в уведомлении.
Каким образом должна осуществляться оплата труда данному учителю до конца учебного года?
-
заработная плата за 24 часа в неделю; -
заработная плата за фактически оставшееся количество часов учебой (преподавательской) работы, если оно превышает норму часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленную за ставку заработной платы; -
заработная плата за 22 часа в неделю со дня расформирования классов, повлекшего снижение учебной нагрузки учителя; -
заработная плата за 22 часа в неделю со дня истечения срока уведомления о снижении нагрузки.
III. Компетенции по управлению развитием общеобразовательной организации
1. Директор школы поставил управленческой команде задачу: сориентировать внутреннюю систему оценки качества образования на соответствие критериям внешней независимой оценки образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Заместителю руководителя по оценке качества было поручено познакомить управленческую команду с критериями независимой оценки качества деятельности образовательных организаций.
Укажите в приведенном ниже списке критериев те, которые не включены в перечень НОКО:
-
открытость и доступность информации; -
комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; -
социальное партнерство, взаимодействие с вузами; -
доступность образовательной деятельности для инвалидов; -
удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности; -
эстетика предметно-пространственной среды.
IV. Компетенции по управлению взаимодействием общеобразовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами.
5. После открытого мероприятия мама одого из первоклассников обратилась к Вам с просьбой разместить на сайте фотографии данного мероприятия. Как Вы поступите?
-
размещу фотографию открытого мероприятия; -
размещу фотографию мероприятия, но после получения согласия других родителей, чьи дети изображены на фотографии; -
не стану размещать фото на сайте, так как изображение гражданина является персональными данными.
1. Обучающийся толкнул другого обучающегося во время нахождения в помещении образовательной организации, в результате чего от падения потерпевший ребенок получил травму. После лечения родители пострадавшего ребенка обратились в школу с требованием возместить стоимость расходов на лечение и компенсировать моральный вред.
Правомерно ли требование родителей? Дайте полный обоснованный ответ.
Диагностическая работа Пр2
слушателя, осваивающего программу повышения квалификации...
Дата: Формат диагностики: очный, письменный. Респондент: Пр.2
-
Компетенции по управлению образовательной деятельностью общеобразовательной организации -
Переход школы на ФГОС среднего общего образования заставил администрацию пересмотреть ранее действующие механизмы планирования объема
учебного плана в часах. Особенно остро встал вопрос учета количества учебных недель в тех случаях, когда неделя неполная (к примеру, первое сентября приходится на четверг).
Является ли количество учебных недель решающим для планирования объема учебного плана ООП среднего общего образования?
Выберите один вариант ответа:
-
да, потому что объем учебного плана - это количество учебных недель, умноженное на количество часов в неделю; -
да, потому что учебная неделя - основная составляющая календарного графика ООП среднего общего образования; -
нет, потому что понятие учебной недели условное, оно необходимо для составления расписания и соблюдения академической нагрузки на обучающихся.
II. Компетенции по администрированию деятельности общеобразовательной организации
7. Учитель школы И.В. Петров в период с 24 июня 2018 г. по 20 августа 2018 г. находился в очередном оплачиваемом отпуске.
18 августа 2018 г. школой был организован медицинский осмотр, на который вместе с другими работниками был направлен Петров, поставленный в известность об этом в письменном виде еще до наступления отпуска.
Обязана ли школа продлять или переносить работнику отпуск, если работник о нем знал заранее и обязан его проходить в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ?
-
не обязана, так как прохождение медицинского осмотра является обязанностью работника в соответствии со ст.213 ТК РФ. О дате медицинского осмотра работник извещен не менее чем за 2 месяца; -
у работника возникло право на продление или перенос части очередного отпуска; -
данный вопрос должен быть решен на основе положений коллективного трудового договора школы.
III. Компетенции по управлению развитием общеобразовательной организации
-
«Управление организацией»
Коллегиально было принято решение организовать систему мероприятий по эффективному управлению школой через интеграцию ее подразделений.