Файл: Понятие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и орд признаки, суть.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 672
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов дознания, прокурор вправе:
- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
- выносить постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
- требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания;
- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;
- продлять срок дознания;
- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об ее отмене или изменении;
- разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
- отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
- утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
- утверждать обвинительный акт по уголовному делу;
- возвращать уголовное дело дознавателю с указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.
-
Предмет прокурорского надзора за законностью деятельности органов предварительного следствия.
Статья 29 Закона о прокуратуре в общем виде определяет предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.
Согласно этой статье, предмет надзора составляют:
-
соблюдение прав и свобод человека и гражданина при производстве предварительного следствия; -
законность проведения предварительного следствия; -
законность решений, принимаемых органами предварительного следствия.
Предмет надзора уточняется с учетом требований уголовнопроцессуального законодательства и включает в себя надзор за законностью и обоснованностью:
-
возбуждения уголовного дела следователями; -
задержания подозреваемого в совершении преступления; -
привлечения в качестве обвиняемого; -
применения мер пресечения и процессуального принуждения; -
приостановления и прекращения предварительного следствия; -
утверждения обвинительного заключения; -
заключения досудебного соглашения о сотрудничестве. -
соблюдения прав и законных интересов потерпевших; -
решения вопроса об освобождении лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности.
По уголовным делам в отношении несовершеннолетних прокурор надзирает за выполнением всех правовых гарантий, предусмотренных действующим законодательством для данной категории лиц.
Предметом прокурорского надзора охватывается вынесение процессуальных актов, принимаемых следователем решений и совершаемых им в ходе расследования уголовного дела действий.
-
Предмет прокурорского надзора за законностью деятельности органов, осуществляющих ОРД.
Предмет прокурорского надзора за исполнением законом органами, осуществляющими ОРД, устанавливается ст. 29 Закона о прокуратуре, а также специальным законодательством, регулирующими осуществление ОРД, и включает в себя надзор за:
-
законностью выносимых актов, принимаемых решений и осуществляемых действий органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД; -
соблюдением прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления ОРД; -
соблюдением установленных законом запретов при осуществлении ОРД.
В частности, в предмет включается:
Надзор за законностью решений:
-
о проведении или прекращении различных ОРМ; -
о заведении и прекращении дел оперативного учета; -
о предоставлении результатов проведения ОРМ органам дознания, следствия и в суд; -
об обязательности регистрации и заведения дел оперативного учета по каждому случаю, требующему проведения ОРМ; -
о постановке на учет и снятии с учета лиц, в отношении которых такие мероприятия проводятся или проводились; -
о привлечении граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими ОРД, и др.
Надзор за соблюдением запретов:
-
на разглашение без согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя; -
на проведение ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения; -
о недопустимости использования в процессе ОРМ информационных систем и средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей, причиняющих вред окружающей среде, и др.
-
Правовое положение объектов прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью и ОРД.
К объектам прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД относятся: органы, которые в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»( 1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
8. Федеральной службы исполнения наказаний.)
уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность — соответствующие оперативные подразделения; должностные лица органов, уполномоченных на осуществление ОРД; лица, участвующие в ОРД, не наделенные государственновластными полномочиями
Полномочия оранов орд:
1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.
2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам.
3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.
5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.
-
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью деятельности дознавателя.
Статья 37 УПК РФ устанавливает, что, осуществляя надзор, прокурор вправе:
-
проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; -
выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; -
требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания; -
давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; -
давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; -
отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ; -
участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ; -
разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; -
отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; -
изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; -
утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; -
утверждать обвинительный акт по уголовному делу; -
возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.
Статья 214 УПК РФ предоставляет прокурору право отменять незаконные и необоснованные постановления о прекращении уголовного дела, вынесенные дознавателем.