Файл: Понятие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и орд признаки, суть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 672

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов дознания, прокурор вправе:

- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

- выносить постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

- требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания;

- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

- продлять срок дознания;

- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об ее отмене или изменении;

- разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

- отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

- утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

- утверждать обвинительный акт по уголовному делу;

- возвращать уголовное дело дознавателю с указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.


  1. Предмет прокурорского надзора за законностью деятельности органов предварительного следствия.

Статья 29 Закона о прокуратуре в общем виде определяет предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.
Согласно этой статье, предмет надзора составляют:

  1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина при производстве предварительного следствия;

  2. законность проведения предварительного следствия;

  3. законность решений, принимаемых органами предварительного следствия.

Предмет надзора уточняется с учетом требований уголовнопроцессуального законодательства и включает в себя надзор за законностью и обоснованностью:

  • возбуждения уголовного дела следователями;

  • задержания подозреваемого в совершении преступления;

  • привлечения в качестве обвиняемого;

  • применения мер пресечения и процессуального принуждения;

  • приостановления и прекращения предварительного следствия;

  • утверждения обвинительного заключения;

  • заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.

  • соблюдения прав и законных интересов потерпевших;

  • решения вопроса об освобождении лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности.

По уголовным делам в отношении несовершеннолетних прокурор надзирает за выполнением всех правовых гарантий, предусмотренных действующим законодательством для данной категории лиц.

Предметом прокурорского надзора охватывается вынесение процессуальных актов, принимаемых следователем решений и совершаемых им в ходе расследования уголовного дела действий.

  1. Предмет прокурорского надзора за законностью деятельности органов, осуществляющих ОРД.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законом органами, осуществляющими ОРД, устанавливается ст. 29 Закона о прокуратуре, а также специальным законодательством, регулирующими осуществление ОРД, и включает в себя надзор за:

  • законностью выносимых актов, принимаемых решений и осуществляемых действий органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД;

  • соблюдением прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления ОРД;

  • соблюдением установленных законом запретов при осуществлении ОРД.

В частности, в предмет включается:

Надзор за законностью решений:

  • о проведении или прекращении различных ОРМ;

  • о заведении и прекращении дел оперативного учета;

  • о предоставлении результатов проведения ОРМ органам дознания, следствия и в суд;

  • об обязательности регистрации и заведения дел оперативного учета по каждому случаю, требующему проведения ОРМ;

  • о постановке на учет и снятии с учета лиц, в отношении которых такие мероприятия проводятся или проводились;

  • о привлечении граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими ОРД, и др.


Надзор за соблюдением запретов:

  • на разглашение без согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя;

  • на проведение ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения;

  • о недопустимости использования в процессе ОРМ информационных систем и средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей, причиняющих вред окружающей среде, и др.

  1. Правовое положение объектов прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью и ОРД.

К объектам прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД относятся: органы, которые в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»( 1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

8. Федеральной службы исполнения наказаний.)

уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность — соответствующие оперативные подразделения; должностные лица органов, уполномоченных на осуществление ОРД; лица, участвующие в ОРД, не наделенные государственновластными полномочиями

Полномочия оранов орд:

1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.

2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам.

3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.


4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.

5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.


  1. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью деятельности дознавателя.

Статья 37 УПК РФ устанавливает, что, осуществляя надзор, прокурор вправе:

  1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

  2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

  3. требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания;

  4. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

  5. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

  6. отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

  7. участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;

  8. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

  9. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

  10. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

  11. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

  12. утверждать обвинительный акт по уголовному делу;

  13. возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.


Статья 214 УПК РФ предоставляет прокурору право отменять незаконные и необоснованные постановления о прекращении уголовного дела, вынесенные дознавателем.