Файл: Современная система мотивации персонала в организациях (Управление мотивацией и стимулированием труда на предприятиях ресторанного бизнеса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Управление мотивацией и стимулированием труда на предприятиях ресторанного бизнеса
1.1. Теоретические подходы к управлению мотивацией труда
1.2. Особенности материальной мотивации и нематериальной в ресторанном бизнесе
Глава 2. Система мотивации и стимулирования сотрудников на примере сети кофеен ООО «Вектор»
2.1. Общая характеристика сети кофеен ООО «Вектор»
2.2. Анализ кадрового состава организации
Глава 3. Разработка мероприятий, направленных на повышение системы мотивации персонала ООО «Вектор»
Согласно данной группировке, количество методов стимулирования труда является весьма значительным, поэтому их использование на предприятиях должно основываться на многих факторах, среди которых как главные можно выделить: численность и структуру персонала, организационную структуру и культуру персонала, текущие результаты хозяйственной деятельности предприятия и стадию жизненного цикла предприятия.
Глава 2. Система мотивации и стимулирования сотрудников
на примере сети кофеен ООО «Вектор»
2.1. Общая характеристика сети кофеен ООО «Вектор»
«Галерея Алекс» сеть кофеен ООО «Вектор» представлена на рынке с 2001 года и в настоящий период одна из наикрупнейших и наиболее уважаемых фирм с собственными традициями и культурой, лидер рынка в области ресторанного бизнеса в Москве, регионах Российской Федерации и государствах СНГ.
По состоянию на 2019 год сеть насчитывает свыше 250 кофеен и ресторанов по Российской Федерации, число каких не прекращает увеличиваться. ООО «Вектор» – Общество с ограниченной ответственностью проводит свою деятельность по Законодательству Российской Федерации и Уставу Общества. Форма собственности – частная.
ООО «Вектор» является юридическим лицом и от собственного имени приобретает и реализовывает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, содержит обособленное имущество, независимый баланс, расчетные счета в банках.
Основной целью организации ООО «Вектор» представляется осуществление коммерческой работы для извлечения прибыли. Предприятие занимается предоставлением услуг в области общественного питания.
Компания «Вектор» в собственной деятельности руководствуется законами и нормативными актами Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, своими нормативными документами.
Компания имеет в своем распоряжении штамп и печать с собственным названием, расчетный счет в банке для расчетов с потребителями, поставщиками, заимодавцами, бюджетом. Порядок ведения финансово-хозяйственной деятельности ООО «Вектор» установлен Положением о компании.
ООО «Вектор» ведет бухгалтерский учет и представляет в вышестоящие государственные аппараты бухгалтерские отчеты и балансы, а кроме того статистическую отчетность в учрежденном порядке.
Управление фирмой ООО «Вектор» реализовывает генеральный директор, являющийся единоличным руководителем.
Директор организует работу фирмы в установленном режиме, управляет его собственностью, выдает доверенности, открывает расчетные и иные счета в банках, утверждает штатное расписание, в границах собственной компетенции, издает распоряжения и иные акты, принимает к ним меры дисциплинарного взыскания и поощрения.
Компания самостоятельно устанавливает порядок приема и увольнения сотрудников, формы, системы и объем оплаты труда, распорядок трудового времени, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков. Отмеченные вопросы решаются директором фирмы в области его компетенцией и в необходимых случаях ратифицируются на общем собрании рабочего коллектива.
Название ГК «Галерея-Алекс» практически нигде не встречается, информация о данной компании является закрытой, личный сайт отсутствует, дается только сноска на сеть кофеен «Вектор». В абсолютно всех СМИ под названием фирмы «Галерея-Алекс» в основном подразумевают только лишь сеть кофеен «Вектор».
В том числе и на самом сайте сети «Вектор» рассказывается о сети кофеен равно как о компании. Вследствие этого далее в работе, заявляя о компании «Галерея-Алекс», будет подразумеваться деятельность только лишь сети кофеен «Вектор».
На настоящий день сеть кофеен «Вектор» – один с наикрупнейших и наиболее активно развивающихся компаний в области ресторанного бизнеса в Москве, регионах Российской Федерации и государствах СНГ.
История кофеен «Вектор» восходит корнями к легендарному кафе «Вектор» у метро Октябрьская – единственном столичном месте, где в течение нескольких десятков лет посетителям предлагали роскошные угощения и напитки: горячий шоколад и легендарные блинчики с начинкой из шоколада, изюма и орехов. С момента открытия кафе в 1964 г. по настоящий период, когда кафе выросло в сеть комфортных кофеен, «Вектор» была и остается законодателем «кофейной моды» в Москве.
Новую жизнь Вектор приобрела в 2001 г. Возрожденная «Вектор» начала работать согласно европейским эталонам, которые подразумевают существенное увеличение и непрерывное развитие ассортимента, сохранение высочайшего уровня обслуживания и качества кухни.
В нынешнее время в Москве и Московской области уже функционируют примерно 200 кофеен, которые размещены в историческом центре Москвы, оживленных торговых и бизнес-центрах, аэропортах.
Сеть кофеен «Вектор» гарантирует обеспеченный действующим законодательством минимальный размер оплаты труда, условия работы и меры общественной охраны сотрудников.
Руководство на любом уровне управления на предприятии осуществляется на основании принципа единоначалия. Любой подчиненный имеет только лишь 1-го вышестоящего руководителя. Все указания, исходящие от разных служб управления фирмы до отдельной кофейни, идут напрямую через вышестоящего руководителя – территориального управляющего кофейней.
Кофейни «Вектор» предоставляют услугу питания, что представляет собой услугу по производству, реализации и организации потребления обширного перечня блюд и продуктов сложного производства всех ключевых групп из разных типов сырья, покупных товаров и винно-водочных изделий, оказываемую квалифицированным и производственным персоналом в условиях повышенного комфорта и уровня материально-технического оборудования в комбинировании с организацией досуга.
Целевая аудитория сети кофеен «Вектор» весьма разнообразна: женщины и мужчины в возрасте 18-55 лет (ядро 20-35), низкий и средний доход. Так же семьи с детьми любого возраста. Ценят удобство, качество, скорость, оригинальность, вкус. Доверяю мнению окружающих, особенно знакомых. Подвержены рекламе, отзывам, рекомендациям.
Организационная структура управления кофейни «Вектор» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Организационная структура кофейни «Вектор»
Проведем анализ конкурентов с помощью трех-шаговой методики, которая поможет сформировать правильные стратегии работы с ними.
Первый шаг. Составим список возможных конкурентов (сети кофеен, которые пользуются большой популярностью). Компании-конкуренты и краткая информация о них представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень конкурентов сети кофеен «Вектор»
№ |
Название компании |
Краткое описание |
1 |
Coffee and the City |
Сайт компании coffeeandthecity.ru. Сеть мини-кофеен Coffee and the City — это всегда вкусный, натуральный кофе, быстрый, аккуратный сервис и точное соблюдение тайминга по регламенту мероприятия. Девиз компании: «Лучший кофе по дороге за честную цену» |
2 |
Costa Coffee |
Сайт компании costacoffee.ru. Costa Coffee – это кофейни, где приятно отдохнуть и провести свободное время. Costa Coffee предлагает сэндвичи, закуски, а также широкий выбор выпечки и десертов.. Кроме того, в меню могут быть включены блюда, отражающие предпочтения гостей на определенном локальном рынке |
3 |
Кофетун |
Сайт компании coffeetun.com. Сеть кафе «КофеТун СушиТун» — гармонично объединила в себе кафе, суши-бар и кофейню. В меню представлены как традиционные европейские блюда, так и оригинальные японские. Сеть является одной из самых активно развивающихся брендов на рынке ресторанной индустрии |
4 |
Starbucks |
Сайт компании starbuckscoffee.ru. Кофейная компания Starbucks – ведущий в мире розничный продавец кофе и лидер по промышленному обжариванию кофейных зерен. Также Starbucks – всемирно известный бренд фирменного кофе с сетью более 16,000 кофеен, расположенных в Северной и Латинской Америке, Европе, на Ближнем Востоке и в странах Азии и Океании. |
5 |
Сinnabon |
Сайт компании cinnabonrussia.com. Синнабон — это всемирно известный бренд самых вкусных булочек с корицей. «Синнабон» объединяет более 1200 кафе-пекарен в более чем 60 странах мира, и его популярность продолжает расти. На сегодняшний день в России открыто более 120 кафе-пекарен Синнабон. В 2013 и в 2017 годах франшиза Синнабон заняла 1-е место в рейтинге Forbes среди франшиз сетей кафе и ресторанов в России по выгодности вложений |
Double B |
Сайт компании double-b.ru. Даблби - международная сеть кофеен из России, работающая с зерном класса specialty. На рынке с 2012 года, является членом в SCAE, в сеть входит более 30 кофеен в 3-х городах России, Казахстане и Европе. В планах компании дальнейшее развитие кофеен в Европе и Азии |
Второй шаг: определяем ключевых конкурентов.
Из перечисленного списка выделяем ключевых конкурентов, которые делятся на прямых и косвенных конкурентов.
Ключевые конкуренты – компании, действия которых могут значимо повлиять на продажи (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).
Прямые конкуренты – компании, продающие аналогичный товар на аналогичном рынке и работающие с той же целевой аудиторией.
Косвенные конкуренты – компании, продающие товар с другими характеристиками или абсолютно другой продукт, но работающие с той же целевой аудиторией.
2.2. Анализ кадрового состава организации
Проведем анализ состава и структуры персонала «Шоколадницы» по категориям. Оценим персонал предприятия по возрастным группам (табл. 2).
Таблица 2 - Динамика состава и структуры количества персонала «Шоколадницы» по возрасту с 2017 по 2019 годы
Возраст |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2017, % |
2018, % |
2019, % |
20-30 |
12 |
16 |
15 |
17.9 |
20.8 |
19,0 |
30-40 |
43 |
48 |
52 |
64.2 |
62,3 |
65,8 |
40-55 |
12 |
13 |
12 |
17,9 |
16,9 |
15,2 |
Всего |
67 |
77 |
79 |
100 |
100 |
100 |
Из данных табл. 2 видно, что состав персонала кофейни «Вектор» имеет тенденцию роста с каждым годом. В 2019 году состав персонала увеличился на 3% (2 человека) по сравнению с 2018 годом и на 15% (12 человек) по сравнению с 2017 годом.
В структуре персонала «Вектор» больше всего работают сотрудники возрастом от 30 до 40 лет – 65,8%, а меньше всего числятся и работают сотрудники возрастом от 40 до 55 лет – 15,2%. Для более детального анализа движения рабочей силы изучим причины движения кадров (сокращение кадров, увольнение по собственному желанию, нарушение трудовой дисциплины, перемена служебного положения, уход на пенсию, истечение контракта, естественная убыль) (табл. 3).
Таблица 3 - Анализ движения рабочей силы «Шоколадницы» с 2017 по 2019 годы
Показатели |
Периоды |
||
2017 |
2018 |
2019 |
|
Коэффициент оборота по приему, %. |
3,16 |
3,30 |
2,27 |
Коэффициент оборота по увольнению, % |
9,47 |
5,49 |
6,82 |
Коэффициент текучести, % |
3,16 |
1,10 |
1,14 |
Коэффициент постоянства персонала, % |
84,21 |
90,11 |
88,64 |
Данные таблицы 3 показывают, что на начало 2017 года на предприятии коэффициент оборота по приему составил 3.16%, а коэффициент оборота по увольнению – 9.47%, коэффициент текучести – 3.16%. Коэффициент постоянства в этом году составил 84.21%.
В 2018 году на начало года коэффициент оборота по приему увеличился до 3.3%, а коэффициент оборота по увольнению – 5.49%, коэффициент текучести – 1.1%, коэффициент постоянства – 90.11%.
В 2019 году на начало года коэффициент оборота по приему составил 2.27%, а коэффициент оборота по увольнению – 6.82%, коэффициент текучести – 1.14%, коэффициент постоянства персонала – 88.64%.
Исходя из этого, можем сделать вывод, что текучесть кадров в «Шоколадницы» происходит за счет увольнения персонала по собственному желанию.
Заработная плата в «Шоколадницы» насчитывается по сдельным расценкам, должностным окладам и тарифным ставкам. Заработная плата на предприятии насчитывается по штатному расписанию, а также по тарифам и ставкам в зависимости от специальности, должности, квалификации работников. На исследуемом предприятии не существует задолженности по заработной плате. «Шоколадницы» устанавливает свои нормативы по оплате труда.
Для детального анализа оценим состав фонда оплаты труда «Шоколадницы» (таблица 4).
Таблица 4 - Динамика состава фонда оплаты труда «Шоколадницы» с 2017 по 2019 гг., тыс. руб.
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
||
2018-2017гг |
2019-2018гг |
2018-2017гг |
2019-2018гг |
||||
Фонд оплаты труда всего, в т. ч.: |
938000 |
1463000 |
1975000 |
+525000 |
+332000 |
155,97 |
135,0 |
Фонд основной заработной платы |
781354 |
1173326 |
1599750 |
+391972 |
+426424 |
150,17 |
136,34 |
Фонд дополнительной заработной платы |
156646 |
289674 |
375250 |
+133028 |
+85576 |
184,9 |
129,54 |
Из данных табл. 4 видно, что в 2018 году фонд основной заработной платы «Шоколадницы» составлял 1463000 тыс. руб., что на 55,97% больше чем предыдущего года. В 2018 величина основной заработной платы увеличилась на 391972 тыс. руб. и составила 1173326 тыс. руб. на протяжении 2017 – 2018 гг. наблюдается увеличение фонда дополнительной заработной платы на 50%, а в 2019 году увеличение на 426424 тыс. руб. по сравнению с 2018 годом.