Файл: Современная система мотивации персонала в организациях (Управление мотивацией и стимулированием труда на предприятиях ресторанного бизнеса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Управление мотивацией и стимулированием труда на предприятиях ресторанного бизнеса
1.1. Теоретические подходы к управлению мотивацией труда
1.2. Особенности материальной мотивации и нематериальной в ресторанном бизнесе
Глава 2. Система мотивации и стимулирования сотрудников на примере сети кофеен ООО «Вектор»
2.1. Общая характеристика сети кофеен ООО «Вектор»
2.2. Анализ кадрового состава организации
Глава 3. Разработка мероприятий, направленных на повышение системы мотивации персонала ООО «Вектор»
Дуглас Макгрегор, профессор менеджмента Школы управления Слоуна Массачусетского технологического института, создатель теории мотивации труда в своих трудах отмечал: «Создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям расти самим. Вот тогда они вас удивят»[9]. Так родилась теория нематериального стимулирования.
Нематериальное стимулирование решает следующие задачи:
- координирует цели сотрудника и организации в единое целое;
- уменьшение затрат на поиск, подбор и адаптацию персонала;
- понижение текучести кадров;
- формирование коллектива;
- формирование организационной культуры;
- повышение эффективности и результативности работы персонала[10].
Бак Роджерс, автор книги «Путь успеха: как работает корпорация IBM» в данном труде отмечал: «Успевающим работникам следует обеспечить такие рабочие места, которых они достойны. Им очень важно возвращаться домой с работы с чувством, что они сделали что-то стоящее. Когда работа в радость и люди чувствуют заботу компании о себе, им хочется способствовать ее росту».
Отметить, что для того, чтобы один из наиболее действенных мотивационных факторов - социальные программы для сотрудников и их семей - был действенным элементом системы, предприятию необходимо сделать следующие шаги:
- заключить специальные соглашения с провайдерами услуг — страховыми компаниями, турагентствами, фитнес-клубами и т.п.;
- проводить мероприятия по обучению, как способ повышения эффективности труда работников и их удержания;
- планировать развитие персонала, который может заключаться в карьерном росте сотрудников и праве распоряжаться более серьезными ресурсами;
- организовывать социальные бенефиты — это забота о семье и здоровье сотрудников.
При разработке системы нематериальной мотивации следует учитывать три базовых потребности в уверенности персонала в том, что: [17, с.49]
1) эффективная работа сотрудника приведет к запланированной профессиональной цели;
2) профессиональные успехи сотрудника будут объективно оценены и вознаграждены;
3) сотрудник действительно получит желаемое поощрение.
Таким образом, эффективная система нематериального стимулирования труда позволяет изменить акценты во взаимодействии организации и персонала. Это не просто процесс удержания сотрудников, а многогранные отношения, на базе которых строится высокоэффективная работа сотрудников, формируется уровень их удовлетворенности и самое главное лояльности.
Стимулирование труда персонала на современном этапе становления экономики - это не только нетарифная система оплаты, но и тарифная. Сюда входят также формы экономического стимулирования (цены, ставки по кредитам, ставки налогообложения доходов предприятий и т.п.), которые важно привлечь для сдерживания инфляционных тенденций в экономике. Необходимой составляющей стимулирования является материальное поощрение, которое отличается от экономического по форме воздействия на объект стимулирования. В механизме стимулирования труда персонала также необходимо выделить как подсистемы моральные и социальные, формы которых влияют на интересы людей, находящихся в плоскости сознания.
При построении эффективной системы стимулов и мотиваторов труда на предприятии целесообразно опираться на следующие принципы:
1) в первую очередь необходимо выявить материальные и нематериальные потребности работников, которые могут прямо влиять на результативность их работы;
2) работники предприятия должны в полной мере владеть информацией о действующей системе стимулов на предприятии;
3) предоставленные материальные стимулы должны быть экономически оправданными и применяться только с учетом бюджета предприятия;
4) система стимулов должна быть понятной сотрудникам и каждый сотрудник должен знать за что, за какие заслуги ему зачислен или не засчитан тот или иной стимул.[11]
При построении систем материального стимулирования должны определяться:
- цель и задачи, которые должна решать система материального стимулирования;
- основной показатель (показатели) материального стимулирования с определением той части этого показателя в абсолютном или относительном (в процентах) размере, за которую устанавливается или начисляется определенный размер материального вознаграждения;
- основной (основные) и дополнительный (дополнительные) показатели и условий материального стимулирования;
- размер (размеры) вознаграждения за достижения, выполнения или перевыполнение основного показателя (показателей) материального стимулирование;
- размер снижения общего размера вознаграждения в случае невыполнение (несоблюдение) дополнительных показателей и условий материального стимулирования;
- категории, группы (профессии) работников или структурного подразделения, которым по этой системе начисляется и выплачивается вознаграждение;
- порядок учета показателей материального стимулирования;
- сроки начисления и выплаты вознаграждения;
- другие дополнительные условия, связанные с непредвиденными обстоятельствами, которые могут возникнуть на предприятии независимо от работников [3, с.13-14].
При определении показателей материального стимулирования и его условий необходимо предусматривать, чтобы основные показатели и показатели условий материального стимулирования:
- были непосредственно ориентированными на обеспечение основной цели производства - повышение его производительности, эффективности и конкурентоспособности;
- не противоречили друг другу;
- имели непосредственную связь с направлением и характером работы предприятия и его структурных подразделений и трудом работников.
При этом:
- достижение, выполнение, перевыполнение определенных уровней показателей материального стимулирования зависело бы от трудовых усилий коллективов структурных подразделений или отдельных работников;
- обеспечивались бы производственные возможности достижения, выполнение и перевыполнение показателей материального стимулирования;
- обеспечивалась бы вероятность возможного учета уровней достижения, выполнение и перевыполнение показателей материального стимулирования.
Количество показателей материального стимулирования не должно превышать:
- основных показателей материального стимулирования, по которым устанавливается размер вознаграждения - не более трех;
- основных показателей условий материального стимулирования, за невыполнение которых вознаграждение не выплачивается - не более трех, а количество дополнительных, за невыполнение которых размер вознаграждения снижается, устанавливается исходя из функциональных задач работников и их важности.[12]
Исходя из специфики производства и необходимости решения тех или иных экономических и финансово-хозяйственных задач в различных случаях, один и тот же показатель может быть основным показателем материального стимулирования или дополнительным показателем его условий.
Размеры вознаграждения за различные показатели материального стимулирования должны определяться с учетом влияния этих показателей на конечные результаты работы структурного подразделения или предприятия в целом. То есть размеры материального стимулирования должны быть дифференцированными за каждым его конкретным показателем[13].
В узком смысле стимулирование увеличения производительности труда персонала фактически совпадает с общественной регуляцией работы - социальной мотивацией трудового поведения, когда побуждение к деятельности реализовывается через удовлетворение различных потребностей личности, социальной группы или трудового коллектива.
Материальное стимулирование - это стремление обусловленного уровня благосостояния, определенного материального образца жизни. Материальная мотивация трудовой деятельности зависит от целого ряда факторов, а именно: материального обеспечения наличных денежных доходов; уровня и структуры своего дохода; эффективности системы стимулов, применяемых в организации. Мотивация - это важный фактор эффективности работы.
Экономическая сущность материального стимулирования персонала заключается в применении различных по природе и направлению хозяйственно-экономических операций, связанных с повышением производительности труда персонала, путем увеличения заинтересованности от ее результатов. Другими словами, материальное стимулирование - это система мер экономического и общественно-социального характера, которые определяют прирост оплаты труда в условиях повышения ее производительности.
Материальное стимулирование повышения производительности труда персонала базируется на общеэкономических законах стоимости и экономии времени. Экономической основой материального стимулирования персонала является прямая взаимосвязь результативности процессов производства и размеров оплаты труда. При этом стимулирование, по сути, является дополнительной оплатой труда. В этих условиях дискуссионным остается вопрос о природе материального стимулирования персонала. Одни исследователи считают основную и дополнительную оплату труда различными формами проявления необходимого продукта, другие - необходимого и частично дополнительного, третьи рассматривают основную часть оплаты труда в качестве формы необходимого продукта, а дополнительную - дополнительного. Также, по-разному обосновывается сам факт функционирования дополнительной оплаты труда в системе отношений распределения, ее задачи, способы использования, взаимосвязь с основной оплатой труда.
Дополнительная оплата труда связана с наличием той части вновь созданного продукта, которая является результатом увеличения индивидуальных затрат труда в единицу времени выше установленной нормы, либо снижение удельных его расходов на единицу потребительской стоимости ниже установленной нормы, равно как и одновременного действия этих факторов.[14]
В то же время важными проблемами являются установление предельных размеров материального стимулирования персонала, а также определение момента времени осуществления мероприятий по стимулированию. В целом считается, что стимулирование должно осуществляться по результатам труда, то есть возникать во времени после окончания процесса производства или его определенного этапа, который условно разделен на временные интервалы: неделю, месяц, квартал, год. То есть существует разрыв во времени между собственно причиной, которая вызвала возможность и необходимость дополнительной оплаты труда, и осуществлением этой оплаты. В связи с этим нужно отметить значимость психологического фактора при определении существенности, функций и значения материального стимулирования повышения производительности труда персонала.
Стимулирование труда персонала на современном этапе становления экономики - это не только нетарифная система оплаты, но и тарифная. Сюда входят также формы экономического стимулирования (цены, ставки по кредитам, ставки налогообложения доходов предприятий и т.п.), которые важно привлечь для сдерживания инфляционных тенденций в экономике. Необходимой составляющей стимулирования является материальное поощрение, которое отличается от экономического по форме воздействия на объект стимулирования. В механизме стимулирования труда персонала также необходимо выделить как подсистемы моральные и социальные, формы которых влияют на интересы людей, находящихся в плоскости сознания. Моральное стимулирование снимает противоречия между необходимостью выполнять нужную предприятиям работу и ненадлежащей материальной заинтересованностью в ней отдельного работника[15]. Традиционные виды морального стимулирования следует и в дальнейшем использовать, но их надо дополнить адекватными рыночной экономике видами (имидж компании, выпуск товаров на экспорт, победа в тендере с известной компанией и т.д.).
Практическое воплощение системы стимулирования работников обязательно происходит благодаря использованию широкого круга методов:
- экономических (прямых) - заработная плата (различные формы и системы заработной платы); премии за продуктивную работу и рационализацию; участие в прибылях; поощрительные, компенсационные и гарантийные выплаты; доплаты за стаж и добросовестный труд на предприятии;
- экономических (косвенных) - льготное питание; награды ценными подарками; кредиты на жилье и приобретение товаров; возмещения расходов за пользование жильем, транспортом, связью; оплата обучения;
- административных - гибкие рабочие графики; изменения в режиме работы; содействие творческим отпускам и командировкам;
- организационно-производственных - охрана труда; улучшения условий труда; обогащения труда; программы повышения качества труда;
- морально-психологических - благодарности; объявления и сообщения достижений; участие в системе оценки результатов труда; награды почетными отличиями; проведение торжественных собраний;
- социальных (неденежных) - продвижение по службе; участие в принятии решений на более высоком уровне; профилактическое и лечебно-оздоровительное медицинское обслуживание; изменение социального статуса работника.[16]