ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Период | ВВД | ССР | Психологические новообразования | Ключевые понятия | Общение |
Младенчество 0-1 год | Непосредственно эмоциональное общение | Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого (МЫ) | Потребность в общении, базовое доверие к миру, различие близких и родных людей, преднамеренные действия( хватание, доставание предмета), предметное восприятие, автономная речь, ходьба, мотивирующие представления. | Биологическая беспомощность, безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, максимально социальное существо, пассивная и активная речь, прогрессивные и тупиковые движения, простые манипуляции | Общение со взрослым ситуативно-личностное |
Раннее детство 1-3 года | Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) | Ребенок и взрослый, или Я и другой, или Р-предмет – В познание мира человеческих предметов | Овладение предметными действиями, предметная игра, активная речь, личное действие, сознание «Я сам», отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними | Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия, «игра рядом», ситуативная речь, пассивная речь, непроизвольная память, непроизвольное внимание, стадия головоног, стадия каракулей и др. | Общение со взрослым-ситуативно-деловое Общение со сверстниками-начальные форм, взаимное подражание |
Дошкольное детство 3-7 лет | Игра (сюжетно-ролевая) | Ребенок и взрослый(общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений | Воображение, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления, картина мира, новые мотивы поведения, произвольность поведения, первичные этические инстанции, самосознание, самооценка, практическое овладение речью, развитие функций речи. | Способность к замещению, символическая функция сознания, , ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, сенсорное развитие и т.д | Общение со взрослыми: 3-5 лет – внеситуативно-позновательное; 5-7 лет – внеситуативно-личностное. Общение со сверстниками-игровое сотрудничество, сопереживание |
Младший школьный возраст 6/7-10 лет | Учебная деятельность | Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя. | «умение учиться», внутренний план действий, новый уровень произвольного поведения, рефлексия интеллектуальная и личностная, самоконтроль и самооценка, зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельность, ориентация на группу сверстников | Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд и др. | Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников. Совместное обсуждение учебной проблемы |
Подростковый, отроческий возраст 10-11, 14-15 лет | Интимно – личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин) Общение в общественно-полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) | Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Благоприятные условия для проявления индивидуальности. | Чувство взрослости, новый уровень самосознания, стремление к самоутверждению, возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей, Я- концепция, формально-логическое мышление, рефлексия. | «Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, идентичность, акцентуации характера (личностных особенностей), референтная группа, лидерство, кодекс товарищества, «личный миф», «воображаемая аудитория», подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, конфликты. | Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. Подросток и взрослый: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке. |
«ЮНОСТЬ РАННЯЯ» -15-17 лет «ЮНОСТЬ ПОЗДНЯЯ» - 17-21 год | Учебно– профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение. | Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития. | Потребность самоопределения, готовность к личностному и профессиональному самоопределению, жизненные планы, устойчивое самосознание, идентичность, ценностные ориентации, мировозрение | Взрослость , жизненные задачи, социальные роли, модель типичного жизненного пути, психосоциальный мораторий, абстрактное мышление, философская рефлексия, ролевое смешение, диффузия идентичности, осознание собственной уникальности, смысл жизни, юношеский максимализм | Потребность в неформальном доверительном общении со взрослыми. Дружба. Установление взаимоотношений и лицами противоположного пола. Любовь. |
Взрослость: молодость и зрелость | Труд Максимальная реализация сущностных сил человека Спектр основных деятельностей – труд, семья, общение – остается постоянным, но изменяется их соотношение | Принятие на себя полноты ответственности | «способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление» ,материнство/отцовство | Взрослость, зрелость, построение стратегии жизни , самоактуализация, индивидуализация, карьера, профессионализм, генеративность, индивидуальный жизненный стиль, стили родительства, система соц. ролей, модель кризиса, модель перехода. | Круг общения связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеский и родительско – детских отношений |
Нормативные кризисы зрелости | Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство Постепенный от | Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости | Принятие своей жизни, жизненная мудрость, счастливая старость, интегрированность, цельнсоть | Пенсионный шок, стратегии старения, активное и пассивное старение, типология старости, изменения памяти, отношение к смерти, отчаяние, счастливая старость. | Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками |
Кризис индивид. существования | Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установка в отношении смерти | ||||
| |