ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Период

ВВД

ССР

Психологические новообразования

Ключевые понятия

Общение

Младенчество 0-1 год

Непосредственно эмоциональное общение

Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого (МЫ)

Потребность в общении, базовое доверие к миру, различие близких и родных людей, преднамеренные действия( хватание, доставание предмета), предметное восприятие, автономная речь, ходьба, мотивирующие представления.

Биологическая беспомощность, безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, максимально социальное существо, пассивная и активная речь, прогрессивные и тупиковые движения, простые манипуляции

Общение со взрослым ситуативно-личностное

Раннее детство 1-3 года

Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная)

Ребенок и взрослый, или Я и другой, или Р-предмет – В познание мира человеческих предметов

Овладение предметными действиями, предметная игра, активная речь, личное действие, сознание «Я сам», отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними

Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия, «игра рядом», ситуативная речь, пассивная речь, непроизвольная память, непроизвольное внимание, стадия головоног, стадия каракулей и др.

Общение со взрослым-ситуативно-деловое
Общение со сверстниками-начальные форм, взаимное подражание

Дошкольное детство 3-7 лет

Игра (сюжетно-ролевая)

Ребенок и взрослый(общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений

Воображение, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления, картина мира, новые мотивы поведения, произвольность поведения, первичные этические инстанции, самосознание, самооценка, практическое овладение речью, развитие функций речи.

Способность к замещению, символическая функция сознания, , ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, сенсорное развитие и т.д

Общение со взрослыми:

3-5 лет – внеситуативно-позновательное;

5-7 лет – внеситуативно-личностное.

Общение со сверстниками-игровое сотрудничество, сопереживание

Младший школьный возраст 6/7-10 лет

Учебная деятельность

Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя.

«умение учиться», внутренний план действий, новый уровень произвольного поведения, рефлексия интеллектуальная и личностная, самоконтроль и самооценка, зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельность, ориентация на группу сверстников

Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд и др.

Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников. Совместное обсуждение учебной проблемы

Подростковый, отроческий возраст 10-11, 14-15 лет

Интимно – личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин)

Общение в общественно-полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн)

Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Благоприятные условия для проявления индивидуальности.

Чувство взрослости, новый уровень самосознания, стремление к самоутверждению, возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей, Я- концепция, формально-логическое мышление, рефлексия.

«Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, идентичность, акцентуации характера (личностных особенностей), референтная группа, лидерство, кодекс товарищества, «личный миф», «воображаемая аудитория», подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, конфликты.

Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков.

Подросток и взрослый: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

«ЮНОСТЬ РАННЯЯ» -15-17 лет


«ЮНОСТЬ ПОЗДНЯЯ» - 17-21 год


Учебно– профессиональная деятельность.
Профессиональное самоопределение.

Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития.

Потребность самоопределения, готовность к личностному и профессиональному самоопределению, жизненные планы, устойчивое самосознание, идентичность, ценностные ориентации, мировозрение

Взрослость , жизненные задачи, социальные роли, модель типичного жизненного пути, психосоциальный мораторий, абстрактное мышление, философская рефлексия, ролевое смешение, диффузия идентичности, осознание собственной уникальности, смысл жизни, юношеский максимализм

Потребность в неформальном доверительном общении со взрослыми.
Дружба.
Установление взаимоотношений и лицами противоположного пола.
Любовь.


Взрослость: молодость и зрелость


Труд
Максимальная реализация сущностных сил человека

Спектр основных деятельностей – труд, семья, общение – остается постоянным, но изменяется их соотношение


Принятие на себя полноты ответственности




«способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление»

,материнство/отцовство




Взрослость, зрелость, построение стратегии жизни , самоактуализация, индивидуализация, карьера, профессионализм, генеративность, индивидуальный жизненный стиль, стили родительства, система соц. ролей, модель кризиса, модель перехода.


Круг общения связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеский и родительско – детских отношений


Нормативные кризисы зрелости

Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство Постепенный от

Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости

Принятие своей жизни, жизненная мудрость, счастливая старость, интегрированность,

цельнсоть

Пенсионный шок, стратегии старения, активное и пассивное старение, типология старости, изменения памяти, отношение к смерти, отчаяние, счастливая старость.

Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками

Кризис индивид. существования

Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установка в отношении смерти