Файл: Экспрессдиагностика адаптации первоклассников к школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальный мотив (рис. д) – для учащихся с доминирующим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они сосредоточены на уроке, внимательно слушают педагога, старательно выполняют задания, обращаются за помощью, если что-то не поняли или не получается. Их не нужно заставлять выполнять домашние задания, они, как правило, выполняют их в полном объеме, переживают, если что-то не успевают сделать или получается не так, как «задавала учительница». При условии достаточного развития познавательных процессов учатся ровно, без провалов, успешно усваивают учебный материал, занимают лидирующее положение в классе, пользуются уважением одноклассников. У учащихся с доминирующим социальным мотивом, но недостаточно развитой познавательной мотивацией характерно сочетание добросовестного выполнения заданий и отсутствие стремления к самостоятельному добыванию знаний, они, как правило, не выходят за рамки задания, не ищут новых способов решения учебных задач, главное для этих учеников -- точное следование инструкциям учителя, скрупулезное воспроизведение предложенных им образцов.

Оценочный мотив (рис. е) – оценочный мотив учения основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ребенок очень чутко реагирует на настроение значимого взрослого: порицание, отвержение, отказ от общения как наказание за проступок вызывают переживание эмоционального дискомфорта, стремление наладить отношения со взрослым, заслужить его расположение. Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее эффективных стимулов активности ребенка. У учащихся с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности: низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий. Эти учащиеся постоянно спрашивают у педагога правильно ли они делают, при ответе не столько думают о том, что они говорят и делают, сколько пытаются уловить эмоциональную реакцию учителя (одобрение или неодобрение). Нередко возникают конфликтные отношения с одноклассниками, учебные успехи которых выше, чем у них (одна ученица начальной школы жаловалась маме, что ненавидит свою одноклассницу, потому что у той больше пятерок, чем у нее).

Количественный анализ:

Внешний мотив (рис. а) - 0 баллов;

Игровой мотив (рис. в) - 1 балл;

Оценочный мотив (рис. е) - 2 балла;


Позиционный мотив (рис. г) - 3 балла;

Социальный мотив (рис. д) - 4 балла;

Учебный мотив (рис. б) - 5 баллов.

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе выявляются уровни мотивации:

10 – 15 баллов - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов. (1)

5 – 9 баллов - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов. (2)

0 – 4 баллов - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива. (3)
3. Проективная методика диагностики школьной тревожностиА.М. Прихожан.

Качественный анализ:

Данная методика имеет большое значение в исследовании адаптации учащихся. Проводя качественный анализ ответов детей можно обнаружить не только школьную тревожность, но и разные показатели школьной дезадаптации. Показателями дезадаптации могут выступать: общее негативное отношение к школе; не желание ребенка учиться и посещать школу; проблемные, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем; установка на получение плохих оценок, осуждение со стороны родителей, страх наказания и т.п. Таким образом, методика изучения школьной тревожности может применяться также и для исследования общей адаптации ребенка в школе. В связи с этим интерпретация ответов детей будет складываться из двух составляющих: осуществляя диагностику школьной тревожности, мы одновременно выявляем показатели дезадаптации ребенка в школе.

Картинка № 1 – дорога в школу. Выявляется желание ребенка ходить в школу, желание или не желание учиться. Данная картинка, является интерпретацией учебной мотивации ребенка: хочет он ходить в школу или нет. Ответы, говорящие о высокой мотивации, желании учиться, ходить в школу: «ему грустно, так как все дети идут в школу, а он нет», «у нее плохое настроение, он болеет и не может идти в школу» оцениваются в 0 баллов. Ответы детей, в которых встречается школьная тревожность, оцениваются в 1 балл: «настроение веселое, так как все дети идут в школу, а он нет, он остался дома», «он радуется, так как не хочет идти в школу».

Картинка № 2 – приход в школу. Можно определить общее отношение ребенка к школе, а так же его желание или не желание приходить в школу.

Ответы детей, в которых наблюдается тревожность: «настроение грустное, не хочется учиться», «она только что пришла, ей надо уроки делать, а она не хочет», оцениваются в 1 балл. Положительные ответы, касающиеся школы, оцениваются в 0 баллов «пришла в школу, она любит уроки делать», «одевается в школу, чтобы побыстрей учиться».



Картинка № 3 – ситуация урока. Можно определить настроение ребенка на уроке, его желание учиться, выполнять предложенные учителем задания. Положительные ответы, которые оцениваются в 0 баллов: «они хотят учиться хорошо», «он много читает», «сидит за партой хорошо», «он в школе, он всему учиться», «она сидит на уроке». Отрицательные ответы, в которых наблюдается не желание ребенка учиться, плохое настроение, страх оцениваются в 1 балл: «она учиться, ей трудно», «у нее плохое настроение, она не то написала», «настроение плохое, неправильно держит руки за партой», «не знает что писать», «не хочет заниматься», «настроение плохое, устал».

Картинка № 4 – ответ у доски. Позволяет выявить страх ребенка отвечать перед всем классом, выполнять задания на доске. Так же картинка помогает оценить проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя. Учащиеся с повышенным уровнем тревожности давали такие ответы: «у него грустное лицо, он не знает ответа», «учитель просит нарисовать, а он не знает что», «учитель ругает его за то, что он баловался на уроке», «у него печальное лицо, он боится, что не получится задание», «учитель ругает за то, что она уроки не сделала», «учитель говорит уроки делать, а он не делает», «учитель заставляет ее писать, а он не хочет», «учитель ругает, что-то сделал», они оцениваются в 1 балл. Ответы, оцениваемые на 0 баллов давали дети, у которых благоприятные отношения с учителем и высокий уровень мотивации учения: «учитель говорит ей что-то хорошее», «вышел к доске решать задачу», «она отвечает на вопрос», «она отличница», «у нее хорошее настроение, ее вызвали у доске», «учитель его учит», «ему интересно отвечать», «ее похвалили за уроки», «он хочет писать на доске».

Картинка № 5 – общение с учителем. С помощью этой картинки можно выявить умеет ли ребенок общаться со взрослым, а так же подчиняться его требованиям. Так же обнаруживаются проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя, ребенка и мамы. Положительными ответами были такие: «учительница его хвалит» - 0 баллов. Отрицательные ответы: «учитель ругает, не правильно уроки сделал», «плохо учился, учитель ругает» оцениваются в 1 балл.

Картинка № 6 – ситуация дома. С помощью картинки можно определить настроение и самочувствие ребенка дома. А так же оценить желание и интерес ребенка выполнять домашнее задание. В данном случае легко распознать ответы, содержащие в себе школьную тревожность и низкую мотивацию учения: «она не хочет заниматься», «ее заставляет мама делать уроки», «она грустная, ей могут поставить ''2''», «она не смогла сделать уроки» за подобный ответ ставиться 1 балл. Дети с отсутствием тревожности давали такие ответы: «она пишет, ей нравиться», «она сделала уроки на ''5''», «она сидит, занимается», «настроение хорошее, она делает уроки» - 0 баллов.


Количественный анализ:

Если ребенок дает 1, 2 «неблагополучных» ответа – то это соответствует нормальному уровню школьной тревожности, и, скорее сего, причин для беспокойства нет. Неопределенные школьные ситуации не настораживают ребенка, а воспринимаются им в основном в положительном ключе. (1)

Если в выборе ребенка оказывается 3 «неблагополучных» ответа, то это свидетельствует о несколько повышенном уровне школьной тревожности и означает, что в его школьной жизни постоянно присутствует какой-то беспокоящий фактор, которому приходится противостоять. Действие этого фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал. (2)

Если в выборе ребенка оказывается 4 и более «неблагополучных» ответа, то в таком случае у ребенка диагностируется высокий уровень школьной тревожности. Ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации. (3)
4. Цветовой тест Люшера (модификация Л.А. Ясюковой).

Качественный анализ:

Определение эмоционального состояния:

При выборе ребенком синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечается положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.

При выборе черного цвета отмечается отрицательное отношение, негативизм, резкое непринятие, преобладание плохого настроения.

При выборе серого цвета отмечается нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное непринятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.

При выборе коричневого цвета отмечается тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и т.д.).

При выборе фиолетового цвета только для ситуаций: самочувствие дома, общая установка к школе, взаимоотношение с классным руководителем отмечается инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение “позиции ребенка”.

Определение эмоциональной самооценки ребенка:

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае у ребенка позитивная самооценка, он отождествляет себя с хорошими детьми.

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравиться.


Если общий цветовой выбор ребенка начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных более младшему возрасту.

Количественный анализ:

На основании сделанного ребенком последовательного выбора цветовых предпочтений рассчитывается показатель «эмоционального состояния» и «работоспособности».

Определение эмоционального состояния:

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Фиолетовый

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

3

8

2

1

5

7

4

6

Разность

2

6

1

3

0

1

3

2

ЭС = 2+6+1+3+0+1+3+2=18

0≤ЭС≤8 – преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории. (1)

10≤ЭС≤18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально. (2)

20≤ЭС≤32 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи. (3)

Определение работоспособности:
18 - место красного - место желтого

18 - место синего – место зеленого
0,92 – 1,9 – Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию. (1)