Файл: Экспрессдиагностика адаптации первоклассников к школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


0,51 – 0,91 – Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка. (2)

2 – 5 – Перевозбуждение. Чаще всего, является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок. (3)

0 – 0,5 – Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям. (4)
5. Изучение поведенческих особенностей учащихся (приложение 4).

Качественный анализ:

Таблица «Изучение поведенческих особенностей учащихся» заполняется классным руководителем или человеком, хорошо знающим ребенка. Опыт применения методики показывает, что обычно представление педагога и диагноз психолога не противоречат друг другу, но использование карты позволяет снять излишний субъективизм, оценочность педагогической характеристики и дает более детальную, объективную картину особенностей развития личности и поведения.

Количественный анализ:

Поведение положительноеребенок ведет себя очень хорошо как на уроках, так и на переменах; ему никогда не приходится делать замечания или просить о чем-то по нескольку раз, умеет подчиняться и выполнять требования учителя; общается со всеми ребятами в классе. (1)

Поведение нормальноеребенок на уроке или на перемене может вести себя несколько активно, может не сразу реагировать на замечания, но требования учителя выполняет; может иметь хорошие отношения не со всеми ребятами в классе, но к конфликтам не склонен. (2)

Отрицательное поведение – ребенок, как на уроках, так и на переменах ведет себя плохо; не выполняет требования учителя, не реагирует на замечания; может делать что-то на зло; часто конфликтует с одноклассниками или провоцирует их на конфликт. (3)
Общий уровень адаптации к школе.

Поскольку для каждой методики мы разработали не только качественный, но и количественный анализ, соответственно мы разработали определенную шкалу уровней адаптации ребенка к школе. Далее мы приводим условные критерии оценки уровня адаптации первоклассников, выделенные нами на основе анализа психологической литературы по данной теме, результатов исследования и наших наблюдений. Например, по нашим наблюдениям и мнениям учителей большинство детей со средним уровнем адаптации, так или иначе, в своей школьной жизни встречались с рядом трудностей, а детям с низким уровнем адаптации и их родителям чаще приходилось прибегать к помощи психолога. Многие учителя в последующей работе с детьми соглашались с тем, что предлагаемые нами уровни адаптации ребенка к школе в большей степени соответствуют реальному развитию ребенка.


  • 0 – 7 баллов – Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравиться, он учиться с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель. Ответственно относиться к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.

  • 8 – 11 баллов – Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности, конкретно в низком уровне мотивации и не желании выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься для него важно реальное присутствие взрослого в позиции учителя, т.е. если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или даже эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.

  • 12 – 19 баллов – Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе у ребенка могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, может отвлекать соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему не интересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром может отказываться идти в школу. Кроме этого, возможны проблемы в поведении, в не соблюдении школьных норм и в нарушении школьных правил. У такого ребенка чаще встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно, преобладание отрицательного отношения к учителю.

Поскольку данные критерии уровня адаптации ребенка к школе условны, мы отдаем предпочтение качественному анализу ответов детей, а так же данным наблюдения, мнениям родителей и учителей. Приведенная выше шкала уровней адаптации разработана нами в первую очередь в целях упрощения и удобства обработки и анализа результатов исследования. Во вторую очередь для выделения определенных психологических характеристик пребывания ребенка в школе. И в третью – для осуществления дальнейшего прогноза адаптации ребенка к школе и выявления у ребенка появления возможных школьных трудностей и проблем. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы исследователь, использующий данную программу, не придерживался четко выделенных нами критериев, а делал целостный качественный анализ.


Список литературы.

  1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб. 2005 г.

  2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М. 2006 г.

  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М. 2004 г.

  4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб. 2004 г.

  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 2005 г.

  6. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. – М. 2003 г.

  7. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. – СПб. 2004г.

  8. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. 2002 г.

  9. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб. 2003 г


Приложение 1
Опросный лист
Вводная инструкция:

Здравствуйте ребята! Меня зовут… Я школьный психолог, и сегодня я проведу с вами занятие. Посмотрите у вас на партах лежат листочки, точно такой же листок у меня в руках (психолог показывает детям бланк ответов – образец). Мы будем выполнять разные задания в этих листочках. Но сначала я объясню вам как. Работать мы будем все вместе. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Перед каждым заданием я буду рассказывать вам, что и как надо делать, что-то буду показывать на доске. Только после того как все вы поймете задание, я скажу «приступайте» и вы все вместе начнете его выполнять. Во время занятия разговаривать нельзя, каждый выполняет свою работу самостоятельно. Если что-то вам непонятно поднимите руку я подойду.
1. Изучение внутренней позиции школьника.

Инструкция: Найдите первое задание у себя на листочках (психолог показывает, где находится задание № 1 на бланке-образце). Я буду рассказывать вам маленькие истории. Всего будет шесть историй. Посмотрите у вас на листочках таблица, в которой тоже 6 столбиков (психолог показывает на таблицу на бланке-образце и на доске). В конце каждой истории вам надо будет выбрать один вариант ответа «А» или «Б» (психолог показывает на буквы, написанные на доске) и написать его в соответствующий столбик таблицы.

Итак, сейчас никто ничего не пишет
, все внимательно слушаем меня.

1. Представьте, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ты у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Давай я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц?». Что вы ответите маме? Если, откажитесь, то в первый столбик вам надо будет поставить букву А, а если согласитесь, то в первый столбик вам надо будет поставить букву Б. (По необходимости можно повторить этого задание). Теперь возьмите ручки и запишите свой ответ в первый столбик таблицы (в это время психолог проходит по рядам и смотрит, чтобы в одном столбике у ребенка не было 2 ответа).

Хорошо, молодцы, все меня правильно поняли!

А теперь положили ручки, сели красиво и приготовились случать следующую историю.

2. Представь себе, что мама все-таки договорилась с директором школы и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Утром ты встал, умылся, позавтракал – в школу идти не надо, делай что хочешь. Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе? Если бы вы начали писать, читать, считать, то во второй столбик поставьте букву А, а если играть, рисовать, смотреть мультики, то во второй столбик поставьте букву Б.

3. Представьте себе, что вам предложили учиться так, чтобы не вы ходили в школу, а наоборот, к вам домой приходила бы каждый день учительница и учила вас всему, чему учат в школе. Если откажитесь, то поставьте в третий столбик букву А, если согласитесь, то поставьте в третий столбик букву Б.

4. Представьте себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе вместо учительницы». Как, по-вашему, будет лучше – чтобы пришла другая учительница – А или чтобы мамы заменяли учителя – Б? Поставьте свой ответ в четвертый столбик.

5. Представьте себе, что есть две школы – школа А и школа Б. В школе А расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки грамоты, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры – не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывают физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, то в пятый столбик напишите букву А, если в школе Б, то в пятый столбик напишите букву Б.

6. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встаешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?

2. Изучение учебной мотивации.

Инструкция: Найдите второе задание у себя на листочках (психолог показывает, где находится задание № 2 на бланке-образце). Перед вами картинки. Сейчас я буду по ним рассказывать вам рассказ, а вы слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить все, что сказал каждый ребенок. Мальчики и девочки разговаривали о школе. Первый ребенок сказал: “Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил” (рис. 1). Второй сказал: “Я хожу в школу потому, что мне нравиться учиться, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился” (рис. 2). Третий сказал: “Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть” (рис. 3). Четвертый сказал: “Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким” (рис. 4). Пятый сказал: “Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения, ни какого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать, кем захочешь” (рис. 5). Шестой сказал: “Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки” (рис. 6).

Посмотрите, под картинками у вас нарисована таблица из 3 столбиков (психолог показывает на таблицу на бланке-образце и на доске). Вам надо ответить на мои вопросы и записать ответ в соответствующий столбик таблицы.

1. Выберете из этих ребят, того кто, по-вашему мнению, прав? Номер той картинки запишите в первый столбик.

2. А теперь выберете того, с кем из них вы хотели бы вместе учиться? Номер той картинки запишите во второй столбик.

3. А теперь выберете того, с кем из них вы вместе хотели бы дружить? Номер той картинки запишите в третий столбик.
3. Изучение школьной тревожности.

Инструкция: Найдите третье задание у себя на листочках (психолог показывает, где находится задание № 3 на бланке-образце). Посмотрите на изображения. Картинки здесь не совсем обычные. Посмотрите, дети – нарисованы без лиц. Это сделано специально, для того, чтобы было интереснее придумывать. Я буду рассказывать вам рассказ по картинкам, а вы должны придумать какое у мальчика (девочки) на картинке настроение. Вы знаете, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое (психолог рисует на доске в первом кружочке веселый смайлик), а когда плохое – грустное, печальное (психолог рисует на доске во втором кружке грустный смайлик). Посмотрите возле каждой картинки такие же смайлики как у меня на доске. Вам надо будет обвести в кружок смайлик, в соответствии с тем как вы считаете, какое настроение у ребенка на картинке.