Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 610
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
867
но, уменьшаются возможности финансирования ряда государ!
ственных программ в экономической и социальной сферах. Эти программы подлежат соответствующей корректировке, если не удается найти дополнительные ресурсы для обеспечения вы!
полнения программ в полном объеме.
Или, например, в два раза против заданий программы уве!
личивается объем производственных мощностей предприятий высокой технологии, вводимых в строй в соответствии с этой программой. Эти предприятия отличаются повышенной эффек!
тивностью, поэтому в данном случае перевыполнение програм!
мы следует приветствовать (в ряде случаев перевыполнение нецелесообразно, особенно в производстве излишней продук!
ции). В данном случае программу следует корректировать в на!
правлении создания дополнительного ресурсного обеспечения производственных мощностей, вводимых в действие сверх про!
граммы.
Частая, тем более существенная, корректировка плановых и программных заданий способна дезорганизовать планово!про!
граммный процесс. Объективно существует два основных спо!
соба предотвращения частых существенных корректировок плановых заданий и показателей:
1) обоснованная и тщательная разработка планов и про!
грамм так, чтобы они нуждались в возможно меньших коррек!
тировках;
2) предусмотрение в планах и программах значительных резервов, материальных и финансовых ресурсов на случай не!
предвиденных обстоятельств.
868
4. Ñèñòåìà ãîñóäàðñòâåííî-÷àñòíîãî
ïàðòíåðñòâà
Государственно!частное партнерство сначала получило распространение в странах Запада, а затем стало активно вне!
дряться в России. При этом оно выражается главным образом в виде осуществления совместных инвестиционных проектов,
прежде всего в дорожном строительстве. Такое применение го!
сударственно!частного партнерства, если только оно не исполь!
зуется в качестве прикрытия для разного рода махинаций кор!
румпированных чиновников, заслуживает положительной оцен!
ки. Однако это только одно из возможных применений государ!
ственно!частного партнерства. Главным его направлением дол!
жно стать совместное, государственно!частное управление об!
щественным воспроизводственным процессом в масштабе на!
циональной экономики на всех уровнях: микро, мезо, макро. В
таком случае государственно!частное партнерство из фрагмен!
тарного инструмента современной экономики превращается в особую систему, главной функцией которой становится эффек!
тивное управление многоуровневым воспроизводственным про!
цессом национальной экономики.
Система государственно/частного партнерства объек/
тивно обусловленным образом призвана стать основной фор/
мой управления многоуровневым воспроизводственным про/
цессом, развертывающимся в масштабе народного хозяйства страны.
Объективная обусловленность превращения системы госу!
дарственно!частного партнерства в основную форму управле!
ния многоуровневым воспроизводственным процессом в масш!
табе национальной экономики обусловлена наличием качествен!
869
но различных свойств управления, присущих как государству,
так и частной инициативе, в связи с чем наилучшим видом уп!
равления является тот, в котором соединены в единое органи!
ческое целое положительные стороны государственного и част!
ного управления и нейтрализованы их недостатки. Однако сле!
дует опасаться такого вида управления на базе государствен!
но!частного партнерства, в котором соединены негативные эле!
менты управленческого воздействия на воспроизводственный процесс, присущие как государству, так и частной инициативе.
ООбПСГЧПглФУВПнэ = ОтСУпГ
ОпСУпЧИ,
где ООбПСГЧПглФУВПнэ — объективная обусловленность превращения системы государственно!частного партнерства в главную форму управления воспроизводственным процессом национальной экономики на всех его уровнях;
ОтСУпГ — отличительные свойства управления, присущие государству;
ОпСУпЧИ — отличительные свойства управления, прису!
щие частной инициативе.
ЭфСУВПнэ = (ПСУпГ
ПСУпЧИ) + ННСУпГЧИ,
где ЭфСУВПнэ — эффективная система управления воспроиз!
водственным процессом национальной экономики в форме го!
сударственно!частного партнерства;
ПСУпГ — положительные свойства управления, присущие государству;
ПСУпЧИ — положительные свойства управления, прису!
щие частной инициативе;
ННСУпГЧИ — нейтрализация негативных сторон управ!
ления, присущих государству и частной инициативе.
АЭфСУВПнэ = (НСУпГ
НСУпЧИ) + ИПСУпГЧИ,
где АЭфСУВПнэ — антиэффективная система управления вос!
производственным процессом национальной экономики в фор!
ме государственно!частного партнерства;
870
НСУпГ — негативные свойства управления, присущие го!
сударству;
НСУпЧИ — негативные свойства управления, присущие частной инициативе;
ИПСУпГЧИ — игнорирование положительных свойств уп!
равления, присущих государству и частной инициативе.
ПСУпГ = СОР + КФПКНР + ПОИЧ + СвРнОнцИП +
+ ВОСЭклВП + ПЗНГИ + ЗПФНИР + ВННЭ,
где ПСУпГ — положительные свойства управления, присущие государству;
СОР — стратегическая ориентация развития;
КФПКНР — концентрация факторов производства на клю!
чевых направлениях развития;
ПОИЧ — приоритет общественных интересов над частными;
СвРнОнцИП — свобода от рыночных ограничений обще!
ственно необходимых или целесообразных инвестиционных про!
ектов, не могущих быть запущенными в условиях их соответ!
ствия параметрами рыночной выгоды;
ВОСЭклВП — возможность обеспечения системной эколо!
гизации воспроизводственного процесса;
ПЗНГИ — последовательная защита национально!государ!
ственных интересов;
ЗПФНИР — задействование потенциала фундаментальных научных исследований и разработок;
ВННЭ — внедрение нравственного начала в экономику.
НСУпГ = ИГУ + БГУ + СИИИУ + ОПРСЦ + ТОРР + НСРК +
+ ОКАГВ + ОТИАГВ + ЗРИ + ЗСОИ + ОсбПлОт,
где НСУпГ — негативные свойства управления, присущие го!
сударству;
ИГУ — инертность государственного управления;
БГУ — бюрократизация государственного управления;
СИИИУ — склонность к имитации инноваций и интенсив!
ного управления;
871
ОПРСЦ — опасность превращения реформирования (и ин!
новаций) в самоцель;
ТОРР — тенденциозная (субъективная) оценка результа!
тов развития;
НСРК — негативная селекция руководящих кадров (свя!
занная с превращением должности в аналог частного капитала,
с боязнью руководителя окружать себя заместителями, могу!
щими потенциально претендовать на его должность);
ОКАГВ — опасность коррумпирования аппарата государ!
ственной власти;
ОТИАГВ — опасность тотальной идеологизации аппарата государственной власти;
ЗРИ — замедленная реакция на инновации;
ЗСОИ — зауженно!субъективный подход к оценке инно!
ваций;
ОСбПлОт — отсутствие сбалансированности между полно!
мочиями и ответственностью при резком колебании между не!
пропорционально большой ответственностью руководителей в одних случаях и их практически полной безответственностью в других.
ПСУпЧИ = НХУ + ДХУ + НУРР + ГИОР + ПКУРКС +
+ ГОПР + ДКПР + РОЗУ + ВУККР,
где ПСУпЧИ — положительные свойства управления, прису!
щие частной инициативе;
НХУ — новаторский (инновационный) характер управления;
ДХУ — демократический характер управления;
НУРР — нацеленность управления на реальный результат;
ГИОР — готовность идти на оправданный риск;
ПКУРКС — подбор кадров управленцев в соответствии с их реальной квалификацией и способностями;
ГОПР — гибкость и оперативность в принятии решений;
ДКПР — доведение до конца принятых решений;
РОЗУ — реальная ответственность за результаты управ!
ления;
872
ВУККР — вознаграждение управленческих кадров по ко!
нечным результатам их труда, определяемым на основе резуль!
татов деятельности объекта управления.
НСУпЧИ = ПЧИнО + ВЧОсчРОГ + УПКРКНР +
+ ОНОГИИПНБП + СНПНР + СХЭНР + СТЭ + Скр,
где НСУпЧИ — негативные свойства управления, присущие частной инициативе;
ПЧИнО — превалирование частных интересов над обще!
ственными;
ВЧОсчРОГ — возможность частного обогащения за счет разорения общества и государства;
УПКРКНР — узкие пределы концентрации ресурсов на ключевых направлениях развития;
ОНОГИИПНБП — отказ от необходимых обществу и госу!
дарству инновационно!инвестиционных проектов, не окупаю!
щихся в достаточно близкой перспективе;
СНПНР — склонность к нарушению прав наемных работ!
ников и ограничению их социальной защиты;
СХЭНР — склонность к хищнической эксплуатации наем!
ного труда;
СТЭ — склонность к теневой экономике;
Скр — склонность к криминализации.
Для превращения государственно!частного партнерства в основную форму системы управления воспроизводственным процессом национальной экономики на всех ее уровнях: микро,
мезо, макро необходимо:
Во!первых, поручение государством на основе конкурса группам инициативных ученых и специалистов, в отдельных случаях и персонально, подготовки всех нормативных докумен!
тов, проектов плана, программ, инвестиционных проектов и т. д.,
с оплатой на более высоком уровне, чем в коммерческих струк!
турах.
Во!вторых, поручение государством управления предпри!
ятиями (организациями), находящимися в его собственности,
873
программами, проектами и др. избираемым по конкурсу груп!
пам инициативных управленцев с вознаграждением их помимо фиксированной зарплаты прямой долей от денежной оценки реального результата, достигнутого управляемым объектом.
В!третьих, вознаграждение государственных чиновников,
ответственных за определенные участки общественного воспро!
изводственного процесса, в том числе за программы, проекты, и т. п., помимо установленного им должностного оклада прямой доли от денежной оценки результата, реально достигаемого на участках, за которые они несут ответственность.
В!четвертых, пожизненное ведение карточки персонально!
го учета положительных и негативных результатов в работе для всех лиц, участвующих в системе государственно!частного партнерства, с обязательным предоставлением этих карточек конкурсным комиссиям, осуществляющим отбор среди частных претендентов на участие в том или ином конкретном варианте государственно!частного партнерства, а также кадровым служ!
бам аппарата государственной власти.
В!пятых, регулярное проведение независимого аудита ре!
альных результатов управления в системе государственно!ча!
стного партнерства на всех уровнях воспроизводственного про!
цесса.
В!шестых, резкое ужесточение ответственности работни!
ков аппарата государственной власти за коррупцию и злоупот!
ребление служебным положением, особенно задействованных в системе государственно!частного партнерства при строгом и всеобъемлющем контроле за уровнем личного потребления гос!
служащих и их ближайших родственников на предмет его со!
ответствия уровню получаемых доходов.
Главный редактор — А. Е. Илларионова
Художник — В. А. Антипов
Верстка — К. Б. Ушаков
Корректоры — Г. М. Мубаракшина, В. Ш. Мерзлякова
Ответственный за выпуск — М. Д. Писарева
Учебное издание
Экономическая теория.
Экономические системы: общие основы
Под ред. д.э.н., проф. И. К. Ларионова и д.э.н., проф. С. Н. Сильвестрова
Санитарно!эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.007399.06.09 от 26.06.2009 г.
Подписано в печать 14.07.2011. Формат 60
84 1/16.
Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 54,75.
Тираж 1000 экз. (1!й завод 1–400 экз.) Заказ №
Издательско!торговая корпорация «Дашков и К°»
129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732.
Для писем: 129347, Москва, п/о И!347.
Тел./факс: 8 (495) 741!34!28;
8 (499) 182!01!58, 182!42!01, 182!11!79, 183!93!01.
E!mail: sales@dashkov.ru — отдел продаж;
office@dashkov.ru — офис;
http://www.dashkov.ru
Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ФГУП «Производственно!издательский комбинат ВИНИТИ»,
140010, г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр!т, 403. Тел.: 554!21!86