Файл: Процесс принятия и реализации управленческих решений.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория управленческих решений
1.1 Сущность и принципы принятия управленческих решений
1.2 Разновидности управленческих решений
Глава 2. ЭТАПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
2.1 Формирование цели принятия решения
2.2 Осуществление комплексной диагностики ситуации и определение проблемы
2.3 Отбор, анализ и выбор альтернатив
Глава 3. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1 Основные способы принятия управленческих решений
Ведущую роль среди всех форм знаковых моделей играют математические модели, которые строятся с помощью математических символов и выражений, описывающих количественные отношения и связи между объектами реального мира. Другим видом абстрактных моделей являются интуитивные модели, которые представляют собой мысленные конструкции, создаваемые мозгом и сохраняемые в памяти людей (концептуальные структуры) или выражаемые ими на естественном языке (концептуальные модели). Концептуальные структуры - это образы, ассоциации, идеи, возникающие в процессе человеческого восприятия, представления, мышления и воображения. Концептуальные модели — это описание реальных или желаемых свойств объектов на содержательном уровне с помощью естественного языка. Интуитивные модели чаще всего используются в человеческой практике. Они не устанавливают строгих количественных или логических отношений между реальными объектами, а ограничиваются лишь анализом качественных обобщенных понятий, отражающих наиболее общие тенденции развития процессов и явлений. Например, такой подход применяется для выдвижения гипотез о способах решения сложных проблем, принятия интуитивных решений, проведения мысленного эксперимента, разработки сценариев и т.д.
Таким образом, в процессе оценивания альтернатив люди сознательно или неосознанно используют модели, которые позволяют предвосхитить развитие событий и оценить возможные последствия каждого решения до того, как оно будет принято и реализовано.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность любой организации состоит из двух неразделимых процессов: процесс управления, который заключается в реализации функций планирования, организации деятельности, мотивации, контроля и контролируемого процесса, который состоит из множества взаимосвязанных операций, направленных на достижение целей организации.
Процесс управления - это деятельность менеджеров и административного аппарата, которая заключается в выполнении функций управления организацией с целью обеспечения максимальной или требуемой эффективности контролируемого процесса. Контролируемый процесс - это набор функциональных процессов (производство, маркетинг, финансы, управление персоналом, исследования и разработки), связанных с производством продуктов или предоставлением услуг организации.
Целью управления является обеспечение максимальной или требуемой эффективности контролируемого процесса и достигается за счет разработки и реализации контрольных действий, которыми являются действия менеджеров, направленные на изменение контролируемых факторов внешней и внутренней среды организации.
Контролирующие влияния - это реализация управленческих решений, которые рассматриваются как выбор ведущей управленческой цели и выбор значений контролируемых факторов, обеспечивающих достижение этой цели. К контролируемым факторам относятся те, чьи значения могут быть изменены менеджером по его усмотрению. Они состоят из трех групп факторов, которые влияют на эффективность операций: качество ресурсов, способ использования ресурсов и условия использования ресурсов организации.
Есть много причин для создания типологии управленческих решений. Следовательно, в зависимости от стадии разработки проводится различие между запрограммированными и непрограммированными решениями. По степени аргументации управленческие решения можно разделить на интуитивные, логические (или основанные на суждении) и рациональные. В зависимости от возможности реализации различают два типа решений - допустимые и недопустимые. Наконец, в зависимости от степени достижения цели любое решение может считаться непропорциональным, удовлетворительным или оптимальным.
На процесс принятия управленческих решений влияет большое количество факторов, которые можно разделить на две большие группы: личностные (субъективные) и ситуационные (объективные) факторы. Личные факторы обычно делятся на три уровня: психические процессы, психические состояния и психические качества (общие и индивидуальные). В структуре индивидуальных черт можно выделить два фактора, которые играют определенную роль в процессах принятия решений - система предпочтений и уровень требований личности. Ситуационные факторы включают факторы внешней и внутренней среды организации, которые действуют как ограничения, переменные (параметры) или разрушительные воздействия, которые влияют на принятие управленческих решений.
Подавляющее большинство управленческих решений принимаются в условиях неопределенности, которая создает риск для деятельности организаций. Неопределенность в процессе принятия решений понимается как наличие нескольких возможных исходов альтернатив и возникает из-за влияния неопределенных факторов, которые различаются по двум основным признакам. Согласно источнику неопределенности, можно различить факторы личной неопределенности и факторы неопределенности окружающей среды, включая поведенческую и естественную неопределенность. В зависимости от характера неопределенности проводится различие между случайными и случайными факторами.