Файл: Процесс принятия и реализации управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

которые могут быть подходящим для этого типа проблемы.

Если это не так, подсистемы подсвечиваются в соответствии с типами и соответствующими методами решения, используемыми для каждого из этих типов. Если каждая из этих проблем может быть решена, то существует общее решение основной проблемы.

Если невозможно решить каждую подзадачу, то те проблемы, которые не могут быть решены, делятся на подзадачи более низкого класса, которые снова делятся на типы в соответствии с существующим методом решения. Вышеуказанный процесс принятия решения может продолжаться при условии, что:

- решение проблем на всех уровнях не позволит найти решение основной проблемы;

- не было продемонстрировано, что основная проблема или известная ее часть в принципе неразрешима.

Следует отметить, что эвристические методы решения не гарантируют получение решения проблемы управления во всех случаях. Более того, решение, которое может быть получено, не обязательно является оптимальным решением, поскольку цель метода состоит не столько в том, чтобы выбрать лучший вариант из множества возможных, сколько в том, чтобы найти решение, используя тот или иной известный метод. В то же время, часто без нашего ведома, мы используем эвристические методы, чтобы найти решение, протестировать различные подходы к проблеме управления, разделить их на части и найти решения для отдельных частей, если проблема в целом не может быть решена.

Сценарный метод широко используется при подготовке управленческих решений, что позволяет оценить наиболее вероятный ход событий и возможные последствия принятых решений.

Метод сценария включает создание технологий разработки сценария, которые обеспечивают более высокую вероятность эффективного решения в ситуациях, где это возможно, и более высокую вероятность минимизации ожидаемых потерь в ситуациях, когда потери необходимы.

Сценарии развития анализируемой ситуации, подготовленные экспертами, позволяют с той или иной степенью достоверности определять возможные тенденции развития, взаимосвязь между факторами, определять картину возможных состояний, которые могут возникнуть.

С одной стороны, профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и четко определить перспективы развития ситуации как при наличии мер контроля, так и при их отсутствии. С другой стороны, сценарии позволяют своевременно понять опасности, которые могут возникнуть в результате неудачных действий руководства или неблагоприятных событий.


Методы активации имеют несколько возможностей практического использования. Методы активации включают две группы методов:

- методы психологической активации;

- способы подключения новых умных ресурсов.

Психологические методы включают в себя:

- конференции идей;

- методы мозгового штурма;

- вопросы и ответы.

Методы объединения новых интеллектуальных ресурсов основаны на введении человека в коллективное мышление под контролем высококвалифицированного профессионального или искусственного интеллекта. Это включает:

- игровой теоретический метод;

- метод наставничества;

- работа с консультантами.

Вот краткое описание некоторых из этих методов.

Метод конференции идей основан на стимулировании мыслительного процесса на уровне сознания. Основные правила организации конференции идей:

- любая критика запрещена;

- количество участников ограничено (4 - 12 человек);

- 1-2 задания формулируются независимо друг от друга;

- время обсуждения ограничено (30-50 минут);

- все предложения записываются без исключения.

Метод мозгового штурма основан на стимулировании мышления на подсознательном уровне. Подсознание считается неиссякаемым источником бессознательного появления блестящих идей. Основные правила для мозгового штурма те же, что и для метода конференции идей. Различия в основном в методах - решение двух задач:

- генерировать новые идеи;

- анализ и оценка предложенных идей.

Соответственно формируются две разные группы: группа создателей идей и группа аналитиков. Группа создателей идей состоит из 4-15 человек, но может быть и больше. Полезно включить в группу людей с богатым воображением, чьи профессии далеко не решены. В процессе мозгового штурма исключается оценка выраженных идей, которая впоследствии выполняется группой аналитиков.

Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к проблеме. Вопросы по активации для этого метода должны быть хорошо продуманы и разработаны, чтобы найти новые способы решения проблемы.

Теоретический метод игры используется в случае большого количества информации, трудностей с их обработкой и нехватки времени для решения проблемы. Этот метод основан на создании системы разработки человеко-машинного решения. Использование огромного интеллектуального потенциала в форме программного и информационного обеспечения для поддержки принятия решений позволяет нам назвать эту систему плодотворной. Кроме того, после каждого игрового сеанса метод теоретической игры позволяет внести необходимые коррективы в модель системы управления - компьютерную модель организации.


Эта модель представляет собой набор следующих данных:

- законодательные акты;

- справочные данные;

- имитационная модель организации;

- методы экономического расчета и прогнозирования;

- база данных решений в аналогичных ситуациях (в этой организации и других организациях).

Участники игровой сессии вводят свои максимальные компьютерные требования в соответствии с решаемой задачей. После обработки этих данных компьютер выдает решение каждому участнику собрания. Если по отношению к исходной модели этот вариант невозможен, участники получат рекомендации относительно необходимых изменений первоначальных требований. После обсуждения и корректировки процесс продолжается до тех пор, пока не будет достигнут консенсус или пока не будет принято общее отрицательное решение по этому вопросу.

Поскольку любая формальная модель организации обедняет ее содержательный аспект и не в полной мере учитывает особенности развития, опыт профессионального лидера служит еще одним источником модификации модели.

3.2 Моделирование в принятии решений

 Модели и моделирование играют ключевую роль в процессе принятия решений. Хотя многие из моделей, используемых в управленческой практике, очень сложны, идея моделирования проста. Моделирование - это процесс разработки и применения модели. В этом контексте очень важно определить само понятие модели. Например, согласно Р. Шеннону: «Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности». Многие подобные определения даны в современной литературе. Подводя итог, можно сказать, что модель - это некое изображение или аналог реального объекта (процесса или явления).

Концепция моделирования включает в себя не только разработку модели, но и изучение ее свойств с целью получения информации о реальном объекте. По сравнению с «оригинальной» моделью, она может иметь совершенно другой характер. Следовательно, должно быть некоторое соответствие (аналогия) между реальным объектом и его моделью, от полноты которого зависит адекватность модели. Модели обычно упрощают реальность и облегчают понимание сложностей реального мира. Поскольку форма модели менее сложна и все ненужные и не относящиеся к делу данные, которые затрудняют понимание реальности, отбрасываются, модели часто повышают способность людей понимать и решать возникающие перед ними проблемы. Модели также помогают человеку выразить свои предпочтения и объединить их с опытом и суждениями профессионалов в процессе принятия личных и деловых решений.


Есть три основные причины, по которым модели используются вместо того, чтобы пытаться «напрямую общаться с реальным миром».

Первая причина - сложность реальных ситуаций. Многие из ситуаций и проблем, которые возникают в организациях, чрезвычайно сложны. Чтобы помочь этим трудностям, модели приходят с помощью людей. Это может показаться странным, но ваши способности улучшаются, когда вы изучаете реальность с помощью моделей. Это связано с тем, что реальный мир внутри и за пределами организации чрезвычайно сложен, а фактическое количество факторов, относящихся к решаемой проблеме, находится за пределами человеческих возможностей. Поэтому есть только один способ понять реальность - упростить ее с помощью моделей.

Вторая причина - необходимость экспериментов. На практике существует множество ситуаций, в которых желательно «попробовать» и экспериментально проверить возможные решения проблемы. В таких ситуациях часто требуется важное решение, но невозможно провести эксперимент в реальной жизни, потому что это требует много ресурсов и обычно имеет необратимые последствия. Поэтому он не может быть воспроизведен в случае ошибки. Решение должно быть тщательно аргументировано и принято до принятия решения. В этом случае модели будут снова спасены. Их ценность заключается в том, что эксперимент с реальным объектом заменяется экспериментом с его моделью.

Наконец, третья причина - необходимость прогноза. Важным преимуществом этих моделей является то, что они позволяют «заглядывать в будущее», предвидеть события и определять возможные последствия принимаемых решений.

Модели, используемые в управлении, могут быть классифицированы по различным критериям. Их основными целями являются назначение модели, зависимость объекта моделирования от времени, принцип моделирования и метод моделирования.

Описательные и нормативные модели различаются по назначению. Описательные модели предназначены для описания свойств или поведения реальных объектов. Описательные модели являются формой представления знаний о реальности. Поэтому их иначе называют когнитивными моделями. Их разработка направлена ​​на то, чтобы приблизить модель к реальности.

Например, отчет о деятельности компании или о психологических характеристиках человека является описательной моделью. Напротив, нормативные (нормативные) модели предназначены для указания целей деятельности и определенной последовательности шагов для их достижения. Нормативные модели устанавливают стандарты и правила поведения, определенные процедуры и конкретные шаги. Поэтому их называют прагматическими моделями. Их разработка направлена ​​на то, чтобы приблизить реальность к модели, поскольку они играют роль нормы или модели, в соответствии с которой «деятельность» и ее результаты «корректируются». Нормативные модели включают, например, законы, организационные уставы, должностные инструкции, бизнес-планы, программы действий, управленческие решения. Основное различие между этими типами моделей заключается в том, что описательные модели отражают то, что существует, в то время как нормативные модели не существуют, но являются желательными и, возможно, осуществимыми.


На основании зависимости объекта моделирования от времени выделяются статические и динамические модели. Статические модели отражают конкретное состояние реального объекта, которое не изменяется со временем. Они представляют собой своего рода «мгновенную фотографию» интересующего нас объекта. Примером статической модели является описание значений показателей эффективности организации в конкретный момент времени. Динамические модели отражают процесс изменения состояний реального объекта. Они показывают различия между состояниями, последовательность изменений состояний и эволюцию событий во времени. Например, описание процесса изменения показателей эффективности за определенный период времени можно рассматривать как динамическую модель организации.

Аналитические и имитационные модели различаются по принципу модели. Аналитические модели описывают определенные свойства реального объекта (существующего или желательного) для количественного или качественного анализа его состояния и поведения. Аналитические модели не раскрывают «механизм» функционирования моделирующего объекта, а отражают этот объект в целом только как совокупность его основных свойств (параметров, характеристик). Аналитические модели разрабатываются путем сбора информации о реальном объекте и выявления основных моделей его функционирования. Напротив, имитационные модели воспроизводят поведение объекта, раскрывая «механизм» его функционирования путем имитации реальных процессов или явлений. Имитационные модели описывают не конечный результат исследования, а непосредственно процесс функционирования реальных объектов с целью их изучения и получения новой информации. Например, описание результатов деловой игры представляет собой аналитическую модель, а сама бизнес-игра представляет собой имитационную модель функционирования организации. Имитационное моделирование является своего рода экспериментом с моделями реальных систем и открывает широкие возможности для их познания.

Метод моделирования различает материальные и абстрактные модели. Материальные модели предполагают использование некоторого материального объекта, который в некотором смысле заменяет реальный объект. Материальные модели по своей природе делятся на физические и аналоговые. Физические модели обеспечивают аналогичную геометрическую конструкцию модели и оригинала (например, расположение производимых изделий) или форму физических процессов того же характера, которые происходят в модели и оригинале (например, тестирование моделей изделий в лабораторных условиях). Особый случай - сложное моделирование, когда основой модели является не модель, а сам реальный объект. В этом случае содержание модельного процесса заключается в изучении результатов воздействия на объект различных факторов, которые были созданы преднамеренно или которые естественным образом возникают внутри и в окружающей среде. Примером полного моделирования является тестирование или опытная эксплуатация новых образцов продукции компании. В отличие от физических аналоговых моделей, они обеспечивают сходство с процессами, происходящими в модели и оригинале, но имеют различную физическую природу. Таким образом, движение по часовой стрелке является механическим аналогом времени, или, например, колебание электрического тока в подходящих цепях можно рассматривать как аналог потоков трафика или информационных потоков в сетях связи. Абстрактные модели основаны на мысленной аналогии между реальным объектом и его моделью. Они не предполагают использование каких-либо материальных предметов, заменяющих собой оригинал, и по способу отражения объектов делятся на две группы — знаковые и интуитивные модели. Знаковые модели (семиотические) строятся с помощью системы знаков или символов, описывающих свойства или поведение объекта. По способу их представления различают математические, графические, лингвистические и логические модели. К графическим моделям относят рисунки, графики, чертежи, диаграммы, таблицы, схемы. Лингвистические модели разрабатываются в форме текста на естественном языке. Логические модели формируются на специальных логических языках. С их помощью, например, описываются модели представления знаний в интеллектуальных системах.