Файл: Отчет по практике приложения Тема 1. Особенности организации занятий педагогом дополнительного образования по изо и дпи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ
В процессе учебной практики ПМ.01 Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (изобразительная деятельность и декоративно- прикладное искусство)студент выполняет следующие виды работ:
Знакомство с базой практики, системой организации методической работы в
образовательном учреждении
1. Организация индивидуальной педагогической деятельности. Определение цели, задач и содержания практики. Оформление отчета. Составление индивидуального календарного плана прохождения практики (по дням). Проверка плана работы, согласование и утверждение программы и плана прохождения практики.
2. Ознакомление с образовательным учреждением, его структурой. Изучить на сайте образовательной организации общую информацию об образовательном учреждении.
Собрать сведения об образовательном учреждении: его полное название, адрес, телефон, режим работы и др.
3.Посещение и анализ базы практики, изучение и обобщение опыта
организации методической работы в образовательном учреждении. Встреча с администрацией ДОО с целью знакомства с базой практики.
4. Знакомство с педагогом ИЗО и ДПИ, систематизация и обобщение опыта его
методической деятельности. Собрать сведения о педагоге: Ф.И.О., педагогический стаж, стаж работы, образование (какое учебное заведение закончил, в каком году, по какой специальности), квалификационная категория, звание (если есть) и т.п.
ПО ПРЕДСТАВЛЕННЫМ ПРИЛОЖЕНИЯМ
ОФОРМИТЕ ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
Приложения
Тема №1. Особенности организации занятий педагогом дополнительного
образования по ИЗО и ДПИ.
Задание №1. Анализ деятельности педагога по ИЗО и ДПИ
Анализ деятельности педагога по ИЗО и ДПИ
1. Сведения о педагоге: специальность, возраст, образование, стаж, учебная нагрузка, звания и т.д.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Какие методы изучения деятельности педагога использовались
(наблюдения в процессе посещения уроков; беседа с учащимися, педагогами; анкетирование учащихся, родителей; изучение результатов учебной деятельности детей, создание воспитывающих ситуаций и др.).
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Какими программами, учебными пособиями пользуется педагог в своей работе.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Как готовится учитель к своим занятиям.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Формы учебной работы, используемые педагогом.
________________________________________________________________________


________________________________________________________________________
6. Способы активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
7. Развитие самостоятельности и ответственности учащихся на занятиях.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
8. Индивидуализация и дифференциация учебной работы.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
9. Характер взаимоотношений педагога и учащихся на занятиях.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
10. Взаимодействие учителя с другими педагогами учреждения дополнительного образования.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание №2. Оценка деятельности педагога дополнительного образования на
занятиях по ИЗО и ДПИ.
Посещение занятий учителей и их анализ
Часть 1
Посетите 3 урока педагога по ИЗО и ДПИ. Заполните данную таблицу.
Урок 1.
Действия учителя
(речевые/неречевые)
Действия учащихся - отдельных учеников, групп
(речевые/неречевые)
Урок 2.
Действия учителя
(речевые/неречевые)
Действия учащихся - отдельных учеников, групп
(речевые/неречевые)
Урок 3.
Действия учителя
(речевые/неречевые)
Действия учащихся - отдельных учеников, групп
(речевые/неречевые)
Часть 2.
Проанализируйте 1 занятие педагога по ИЗО и ДПИ, пользуясь следующей схемой:
· адекватность заданий целям и задачам занятия, логике построения занятия, реализации поставленных задач;

· образовательная и воспитательная ценность занятия в целом и отдельных заданий в частности;
· учет возрастных особенностей учащихся, их уровня владения изобразительными навыками;
· использование различных опор содержательного характера;
· прогнозирование педагогом возможных трудностей и форм исправления ошибок;
· характер взаимодействия педагога и обучаемых на занятии;
· соотношение видов изобразительной деятельности на занятиях;
· управление учебным/образовательным процессом в классе;
· использование разнообразных форм и методов работы на занятии;
· реакция педагога на неожиданные ситуации;
· адекватность временных затрат на степень коммуникативности и аутентичности заданий;
· адекватность временных затрат на выполнение того или иного задания.
Анализ урока 1
Дата урока_________________________________________________________
Класс______________________________________________________________
Ф.И.О. педагога, ведущего урок_____________________________
_________________________________________________________
Тема урока______________________________________________________________
Цель урока______________________________________________________________
________________________________________________________________________
Анализ:
___________________________________________________________________________ __
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание
№3.
Анализ
учебно-методической
документации
педагога
дополнительного образования по ИЗО и ДПИ.
Сбор информации и анализ учебно-методической литературы.
Проанализируйте учебно-методическую литературу, используемую на занятиях по
ИЗО и ДПИ.
Напишите краткую (1 – 2 стр.) рецензию на любое учебно-методическое пособие по ИЗО и ДПИ, который можно использовать в дополнительном образовании.
Придерживайтесь следующей схемы:
. название учебно-методическое пособие,
. авторы,
. контингент учащихся,
. структура учебно-методического пособия,
. система заданий,
. положительные стороны учебно-методического пособия,
. отрицательные стороны учебно-методического пособия,
. рекомендации по использованию.
Тема №2. Создание педагогом продуктов изобразительной деятельности с
целью обогащения предметно-развивающей среды кабинета ИЗО и ДПИ.
Вам необходимо выбрать техники выполнения изделий и создать три продукта изобразительной деятельности или декоративно – прикладного искусства в выбранных

техниках. По каждой работе составьте краткое описание или приложите презентацию
(фото/видео), демонстрирующие последовательность выполнения работы.
Тема №3. Предметно-развивающая среда в кабинете ИЗО и ДПИ.
Задание №1. Анализ предметно-развивающей среды в кабинете ИЗО и ДПИ и
рекомендации по её усовершенствованию.
В анализе укажите перечень элементов предметно-развивающей среды в кабинете
ИЗО и ДПИ, дайте рекомендации по усовершенствованию среды.
________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_
Тема №4. Изучение творческих способностей учащихся в области ИЗО и ДПИ.
Задание №1. Понаблюдайте за обучающимися, изучите их творческие
способности путем наблюдения и проанализируйте их.
________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АНАЛИЗА И ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА
Тема №1. Особенности организации занятий педагогом дополнительного
образования по ИЗО и ДПИ.
Задание №1. Анализ деятельности педагога по ИЗО и ДПИ
Умение находить общий язык с коллегами помогает комфортно чувствовать себя в команде и эффективно решать рабочие задачи.
Есть разные классификации типов личностей. Социология делит людей на традиционалистов, реалистов, идеалистов, гедонистов и фрустрированный тип.
Соционика – на интровертов, экстравертов, логиков, этиков, рационалистов, иррационалистов, сенсориков и интуитов. Но, пожалуй, самая известная классификация – это теория темпераментов.
Темперамент – это набор психических и физиологических качеств, который формирует характер человека. Существует четыре типа темперамента – холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Черты всех этих типов есть в каждом человеке, однако какой-то, как правило, преобладает.
Знание особенностей разных типов темперамента здорово помогает находить общий язык с коллегами.
Холерики – очень активные, решительные и настойчивые люди. У них всегда много идей, они легко подхватывают проекты и начинают работать с новыми технологиями, без труда справляются с задачами в сжатые сроки. Как правило, они лидеры. Рутина не для холериков: они любят разнообразие, меняют хобби, много экспериментируют.
Холерики любят испытывать сильные эмоции, однако не всегда способны ими управлять. У них может резко меняться настроение. Их довольно просто вывести из эмоционального равновесия, поэтому холерики часто вступают в конфликты.
Как общаться с холериком:
Не провоцируйте его. Всегда думайте о том, какую реакцию у холерика могут вызвать ваши слова. Разговаривайте четко и уверенно, без двусмысленных фраз.
Например, вы нашли полезный материал о том, как проводить технические собеседования, и хотите поделиться с коллегой, который такие интервью проводит. Если вы просто пришлете ссылку на текст, он может подумать, что вы считаете его недостаточно компетентным. Подготовьте его – расскажите, что нового и полезного лично вы узнали из этого материала, и только потом присылайте сам текст.
Контролируйте свои эмоции. Старайтесь говорить с холериком спокойно, без резких интонационных перепадов – даже тогда, когда он в чем-то виноват. Если конфликт случился, не пытайтесь успокоить холерика и продолжить разговор. Эффективнее будет перенести обсуждение спорного вопроса на другой день. Холерику нужно время, чтобы успокоиться, обдумать свои и ваши слова и сформулировать свою точку зрения в спокойной обстановке.
Сангвиники, как и холерики, любят общаться. Они харизматичные, доброжелательные и жизнерадостные. Их можно назвать душой компании. Сангвиники любят быть в центре внимания, хотят понравиться всем и произвести хорошее впечатление. Эти люди – хорошие организаторы, негласные лидеры, способные вдохновить команду. Но в отличии от холериков они не стремятся к власти.
Сангвиники открыты новым проектам и очень продуктивны, правда, часто не доводят дела до конца и переключаются на что-то более интересное им.
Они могут делать поспешные выводы. Всегда задавайте уточняющие вопросы, чтобы лучше понять их точку зрения. Сангвиники стремятся быть лучшими во всем и тяжело признают свою неправоту. В случае провала проекта могут обвинить всех вокруг: не было ресурсов, заказчик не тот, условия работы не подходящие, команда подвела.
Как общаться с сангвиником:


Всегда отмечайте положительные моменты в его работе, поощряйте начинания.
Например, ваш коллега имплементировал в приложение фичу, которая ускорила время обработки запроса пользователя. Похвалите его за это на командном митинге: положительная оценка окружающих очень важна для сангвиника.
Интересуйтесь его делами, спрашивайте советы. Узнайте его мнение о технологии, с которой он работает, попросите порекомендовать курс по прокачке какого-нибудь навыка. Сангвиник любит внимание, ему приятно, когда к его мнению прислушиваются.
Если нужно о чем-то договориться с сангвиником, покажите ему выгоду.
Не пытайтесь говорить больше него.
Меланхолики не такие общительные, как холерики и сангвиники. Они усидчивые и внимательные, обычно тщательно все перепроверяют и анализируют. Меланхоликам важно хорошо понимать свои задачи и то, сколько времени у них есть на каждую из них.
Разработчикам с таким типом темперамента комфортнее работать на небольших проектах.
Меланхолики впечатлительны и ранимы, все принимают близко к сердцу и могут сильно переживать даже по незначительным поводам. Если нужно быстро среагировать на какую-то ситуацию, они начинают паниковать, суетиться, и в итоге могут допустить много ошибок. Любой риск для них становится стрессом.
Как общаться с меланхоликом:
Меланхолик тяжело воспринимает критику и думает, что она касается не конкретной ситуации, а его самого. Мир для него буквально рушится, если им недовольны.
Меланхолики больше остальных типов нуждаются в поддержке и одобрении.
Интересуйтесь заботами меланхолика – он часто нуждается в эмоциональной поддержке. При этом помните, что меланхолик нередко преувеличивает масштаб своих проблем и слишком сильно тревожится. Смело обращайтесь к нему за помощью. Так он чувствует себя нужным и значимым.
Флегматики – очень спокойные люди. Понять, что они чувствуют и думают, довольно сложно – на их лицах редко увидишь эмоции. Однако это не означает, что они бесчувственные. Флегматики усидчивые, размеренные, хорошо справляются с аналитическими задачами. Они любят четкую структуру во всем, предпочитают работать с цифрами и графиками. Если флегматик берется за дело, он обязательно выполнит его в срок.
Флегматики довольно консервативны, любят постоянство. Им нужно время, чтобы привыкнуть к новым обязанностями или условиям работы.
Как общаться с флегматиком:
Разговаривайте с ним четко и по делу. Флегматик не из тех, кто любит поболтать.
Если вам нужно узнать о статусе проекта, начинайте разговор именно с этого. Флегматик не поймет, если вы сначала обсудите с ним погоду или офисные новости.
Говорите без лишних эмоций. Так он лучше поймет вас. Не пытайтесь навязать свою точку зрения флегматику, если у вас нет весомых аргументов. Не ждите, что он сразу примет ваше мнение. Дайте ему время, чтобы проанализировать информацию и сделать собственные выводы.
Если вы заметите, что флегматик чем-то недоволен, постарайтесь выяснить причину. Он может долго молчать, но в конце концов разозлится так, что его тяжело будет успокоить.
Людям с разными типами темперамента бывает непросто сработаться. Но если знать и принимать особенности характеров, наладить рабочие отношения становится легче.
Задание №2. Оценка деятельности педагога дополнительного образования на
занятиях по ИЗО и ДПИ.
Учебное занятие – это:


- модель деятельности педагога и детского коллектива;
- ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
- время, в течение которого обучающиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.
Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.
Таким образом, учебное занятие является процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.
Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем можно с помощью:
- подачи учебного материала на высоком уровне наряду с организацией работы детей, учитывая их развитие и возможности, и в приемлемом темпе;
- четкого, структурного, поэтапного объяснения учебного материала или обучения практической операции;
- установки не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;
- обязательной организации обратной связи, которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;
- создания оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, а также реализации индивидуального подхода на каждом учебном занятии.
Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями.
Правильно составленная технологическая схема позволит определить место каждого занятия в учебном курсе и позволит ответить на следующие вопросы:
1. Какие цели (новые знания, умения) должны быть достигнуты при изучении данной темы?
2. Какие организационные формы обучения соответствуют содержанию учебного материала и уровню подготовки детей?
3. Какую роль играет данная тема в учебном курсе?
4. Какими знаниями, умениями овладеют дети в результате изучения данной темы?
5. Какие формы контроля усвоения знаний и умений целесообразны?
Постоянный перевод ребенка из зоны его настоящего развития в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.
Рассмотрим основные требования к этапам занятия подробнее:
1 этап – организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.
2 этап – проверочный.
Задача: установление пробелов в знаниях и их коррекция. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению темы занятия.
3 этап – подготовительный.