Файл: Отчет по практике приложения Тема 1. Особенности организации занятий педагогом дополнительного образования по изо и дпи.pdf
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:
− четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обя- занностей учащихся;
− руководство иуправление познавательной деятельностью всех учащихся;
− сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной;
− систематическая обратная связь;
− обеспечение дисциплины и порядка в течение занятия.
То есть без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализацию цели.
Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.
План-конспект занятия может быть оформлен следующим образом:
-
Тема занятия;
- Цель занятия – конкретная, приводящая к конкретному результату учащихся на занятии;
- Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные;
- Вид занятия;
- Форма организации занятия: (индивидуальная, групповая, фронтальная и др.);
- Тип занятия (интегрированное занятие, занятие - соревнование, занятие – игра, практическая или лабораторная работа, семинар, диспут, конференция, экскурсия, поход, творческое выступление и др.);
- Форма организации деятельности;
- Методы проведения занятия (словесные, наглядные. практические и др.)
- Применяемые технологии и приемы.
Методическое обеспечение занятия:
- методические материалы (дидактические, раздаточные);
- материально-техническое оснащение (средства обучения, специальное оборудование и др.)
План занятия с указанием временного промежутка:
- организационный - мин.;
- основной - мин;.
- заключительный - мин.
Пошаговое описание хода занятия, присутствие всех этапов занятия:
− организационный: приветствие; цель занятия; результат занятия, к которому придет каждый учащийся;
− подготовка рабочего места, инструктаж;
− основной: определение хода занятия, его этапов, творческих заданий для
- Цель занятия – конкретная, приводящая к конкретному результату учащихся на занятии;
- Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные;
- Вид занятия;
- Форма организации занятия: (индивидуальная, групповая, фронтальная и др.);
- Тип занятия (интегрированное занятие, занятие - соревнование, занятие – игра, практическая или лабораторная работа, семинар, диспут, конференция, экскурсия, поход, творческое выступление и др.);
- Форма организации деятельности;
- Методы проведения занятия (словесные, наглядные. практические и др.)
- Применяемые технологии и приемы.
Методическое обеспечение занятия:
- методические материалы (дидактические, раздаточные);
- материально-техническое оснащение (средства обучения, специальное оборудование и др.)
План занятия с указанием временного промежутка:
- организационный - мин.;
- основной - мин;.
- заключительный - мин.
Пошаговое описание хода занятия, присутствие всех этапов занятия:
− организационный: приветствие; цель занятия; результат занятия, к которому придет каждый учащийся;
− подготовка рабочего места, инструктаж;
− основной: определение хода занятия, его этапов, творческих заданий для
обучающихся;
− заключительный: подведение итогов с обязательными вопросами по теме занятия и предполагаемыми ответами; самооценка; рефлексия (предусматривает выявление трудностей в ходе работы ); домашнее задание ( направлено на закрепление занятий, умений и навыков, приобретенных на занятии).
По результатам занятия необходимо провести его самоанализ.
Умение анализировать собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, но и в первую очередь занятие как основную ее форму.
Рассмотрим, из чего складывается самоанализ учебного занятия.
Первое, что должен сделать педагог – это определить место учебного занятия в общем курсе и ответить на вопрос: насколько ясным стало это место для учащихся.
При самоанализе педагог дает:
− краткую характеристику проведенного занятия;
− оценку целям, которые ставил, и анализ их достижения;
− характеристику объема содержания учебного материала;
− оценку качества усвоения детьми учебного материала;
− характеристику применяемых им методов и оценку эффективности их использования;
− оценку активности учащихся;
− самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.п.).
Педагогу необходимо соотнести поставленные цели перед занятием с достигнутыми и определить причины успеха или неудачи.
Необходимо ответить на вопросы:
−
Что нового для развития ума, памяти, внимания, способностей детей дало данное занятие?
−
Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике учебной группы?
−
Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия?
−
Насколько активны были учащиеся? Сколько раз и кто из них выступал, почему молчали другие, как стимулировалась работа?
−
Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес учащихся на протяжении всего занятия?
−
Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей, насколько актуальны для детей полученные знания?
−
Был ли четким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий? Продумана ли проверка?
−
Как контролировалась работа детей? Весь ли труд учеников был проверен и оценен? Насколько быстро и эффективно это делал педагог?
−
Какова психологическая атмосфера занятия?
−
Изменилось ли Ваше настроение после занятия? Что можно поставить себе в плюсы, что в минусы?
В заключении педагог высказывает свои предложения по улучшению качества своей работы на занятии, делает общие выводы и намечает общие меры по совершенствованию своего материала.
Но главное в самоанализе заключается в том, что педагог должен объяснить, почему именно так он решил провести занятие, что его заставило выбрать именно такую методику, стиль и характер собственной деятельности и работы детей. Всякая методика
− заключительный: подведение итогов с обязательными вопросами по теме занятия и предполагаемыми ответами; самооценка; рефлексия (предусматривает выявление трудностей в ходе работы ); домашнее задание ( направлено на закрепление занятий, умений и навыков, приобретенных на занятии).
По результатам занятия необходимо провести его самоанализ.
Умение анализировать собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, но и в первую очередь занятие как основную ее форму.
Рассмотрим, из чего складывается самоанализ учебного занятия.
Первое, что должен сделать педагог – это определить место учебного занятия в общем курсе и ответить на вопрос: насколько ясным стало это место для учащихся.
При самоанализе педагог дает:
− краткую характеристику проведенного занятия;
− оценку целям, которые ставил, и анализ их достижения;
− характеристику объема содержания учебного материала;
− оценку качества усвоения детьми учебного материала;
− характеристику применяемых им методов и оценку эффективности их использования;
− оценку активности учащихся;
− самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.п.).
Педагогу необходимо соотнести поставленные цели перед занятием с достигнутыми и определить причины успеха или неудачи.
Необходимо ответить на вопросы:
−
Что нового для развития ума, памяти, внимания, способностей детей дало данное занятие?
−
Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике учебной группы?
−
Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия?
−
Насколько активны были учащиеся? Сколько раз и кто из них выступал, почему молчали другие, как стимулировалась работа?
−
Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес учащихся на протяжении всего занятия?
−
Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей, насколько актуальны для детей полученные знания?
−
Был ли четким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий? Продумана ли проверка?
−
Как контролировалась работа детей? Весь ли труд учеников был проверен и оценен? Насколько быстро и эффективно это делал педагог?
−
Какова психологическая атмосфера занятия?
−
Изменилось ли Ваше настроение после занятия? Что можно поставить себе в плюсы, что в минусы?
В заключении педагог высказывает свои предложения по улучшению качества своей работы на занятии, делает общие выводы и намечает общие меры по совершенствованию своего материала.
Но главное в самоанализе заключается в том, что педагог должен объяснить, почему именно так он решил провести занятие, что его заставило выбрать именно такую методику, стиль и характер собственной деятельности и работы детей. Всякая методика
оправдана, если она дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям педагога.
Анализ учебного занятия должен начинаться самоанализом педагога и заканчивается самооценкой, т.е. конкретными требованиями педагога к самому себе.
Аспекты
анализа
Вопросы для самоанализа
1. Цели (задачи) занятий
В чем заключается основной смысл проведенного мною занятия? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями обучающихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данной группе? Какие цели (задачи) планировались достичь (решить) в ходе занятия?
2. Содержание и организация занятия
Насколько я удачно сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму занятия, приёмы и способы организации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам деятельностного подхода, целям (задачам) занятия?
3. Технология работы педагога
Какие технологические приёмы я использовал(а) для того, чтобы на занятии:
-актуализировать и обогатить субъектный опыт обучающихся;
- стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности;
-создавать для обучающихся ситуации выбора учебных занятий и форм их выполнения;
- учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности обучающихся.
4. Результативность проведенного занятия
Удалось ли мне реализовать замысел проведенного занятия, достичь
(решить)поставленные мною цели (задачи)? На сколько проведенное занятие мбыло направлено на: а) развитие профессиональных компетенций обучающихся; б) развитие общих компетенций обучающихся; в) формирование необходимых способов и качеств личности; г) выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения;
В чем заключаются достоинства и недостатки моего занятия? Что не удалось решить при его проведении? Как можно использовать недостатки занятия?
Тема №2. Создание педагогом продуктов изобразительной деятельности с
целью обогащения предметно-развивающей среды кабинета ИЗО и ДПИ.
Вам необходимо выбрать техники выполнения изделий и создать три продукта изобразительной деятельности или декоративно – прикладного искусства в выбранных техниках. По каждой работе составьте краткое описание или приложите презентацию
(фото/видео), демонстрирующие последовательность выполнения работы.
Изобразительная деятельность — это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.
Одним из условий развития творческих способностей детей является использование разнообразных техник изобразительной деятельности.
В изобразительном же искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
Изобразительная деятельность в детском саду включает в себя традиционные техники (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и смешанные техники
(включают в себя нетрадиционное, самобытное и новаторское рисование, аппликацию).
Анализ учебного занятия должен начинаться самоанализом педагога и заканчивается самооценкой, т.е. конкретными требованиями педагога к самому себе.
Аспекты
анализа
Вопросы для самоанализа
1. Цели (задачи) занятий
В чем заключается основной смысл проведенного мною занятия? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями обучающихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данной группе? Какие цели (задачи) планировались достичь (решить) в ходе занятия?
2. Содержание и организация занятия
Насколько я удачно сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму занятия, приёмы и способы организации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам деятельностного подхода, целям (задачам) занятия?
3. Технология работы педагога
Какие технологические приёмы я использовал(а) для того, чтобы на занятии:
-актуализировать и обогатить субъектный опыт обучающихся;
- стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности;
-создавать для обучающихся ситуации выбора учебных занятий и форм их выполнения;
- учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности обучающихся.
4. Результативность проведенного занятия
Удалось ли мне реализовать замысел проведенного занятия, достичь
(решить)поставленные мною цели (задачи)? На сколько проведенное занятие мбыло направлено на: а) развитие профессиональных компетенций обучающихся; б) развитие общих компетенций обучающихся; в) формирование необходимых способов и качеств личности; г) выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения;
В чем заключаются достоинства и недостатки моего занятия? Что не удалось решить при его проведении? Как можно использовать недостатки занятия?
Тема №2. Создание педагогом продуктов изобразительной деятельности с
целью обогащения предметно-развивающей среды кабинета ИЗО и ДПИ.
Вам необходимо выбрать техники выполнения изделий и создать три продукта изобразительной деятельности или декоративно – прикладного искусства в выбранных техниках. По каждой работе составьте краткое описание или приложите презентацию
(фото/видео), демонстрирующие последовательность выполнения работы.
Изобразительная деятельность — это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.
Одним из условий развития творческих способностей детей является использование разнообразных техник изобразительной деятельности.
В изобразительном же искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
Изобразительная деятельность в детском саду включает в себя традиционные техники (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и смешанные техники
(включают в себя нетрадиционное, самобытное и новаторское рисование, аппликацию).
Рисование – это искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом.
Лепка — это деятельность, позволяющая придать форму пластическому материалу
(пластилину, глине и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.
Аппликация – это создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.); изображение, узор, созданный таким способом.
Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Тема №3. Предметно-развивающая среда в кабинете ИЗО и ДПИ.
Задание №1. Анализ предметно-развивающей среды в кабинете ИЗО и ДПИ и
рекомендации по её усовершенствованию.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
На протяжении тысячелетий художественное образование являлось двигателем в развитии образованности общества, его духовного и культурного потенциала.
Задачи предметно-развивающей среды кабинета изобразительной деятельности:
1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.
4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Исходя из психолого-педагогических задач основной образовательной программы кабинет изодеятельности обладает следующими функциями.
1.
Кабинет изобразительной деятельности – это учебно-развивающий центр, который формирует эстетическую потребность общения детей с искусством.
Картины русских художников, изделия декоративно-прикладного искусства помогают ребёнку окунуться в мир красоты, добра и творчества.
Творчество не приходит само по себе, его нужно привлечь. Привлечь можно различными способами. Один из них разнообразие художественных материалов представленных в кабинете: мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, краски Эбру. Все необходимые материалы находятся
2.
Кабинет изо – это комфортная образовательная среда, психологически воздействующая и воспитывающая ребенка.
Детское объединение — это второй дом для ребенка, в котором он должен и чувствовать себя, как дома.
Светлые спокойные цвета стен кабинета изодеятельности настраивают детей на восприятие прекрасного, а росписи на стенах помогают фантазировать и способствуют развития воображения.
Непременным условием работы по изобразительному искусству является присутствие детских работ в образовательной среде кабинета, в рамках на выставке, в паспарту на переносной ширме, в книжках-раскладушках. Дети не только видят свои работы, но и знакомятся с работами своих сверстников и знают по имени. Это позволяет обеспечить единство учебно-воспитательного процесса, стимулирует обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно.
Использование музыкальных произведений во время занятий влияет на изобразительную деятельность, тем самым развивая соответствующие умения. Именно изобразительная деятельность является наиболее приемлемой формой продуктивного выражения результатов творчества детей в процессе слушания музыки. Взаимосвязь изобразительной деятельности с музыкой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы музыки, что способствует развитию изобразительной деятельности.
Фея – кисточка, полка-аквариум, книжный домик, музыкальные произведения на занятиях по рисованию – все это положительно воздействуют на эмоциональное состояние детей, настраивая их на творчество.
3.
Кабинет изо – это искусствоведческий центр, видеозал, библиотека, где происходит знакомство детей с произведениями мировой культуры.
В учебно-методический комплект по образовательной программе входят методические пособия, наглядно-дидактические пособия (в том числе изготовленные педагогом) по художественно-эстетическому развитию, дидактические игры по цветоведению. В библиотечном фонде представлена художественная литература, по произведениям которой детей создают сюжетные композиции, а также для знакомства и расширения представлений с художниками-иллюстраторами детской книги (Б.Билибин,
Ю.Васнецов, В.Конашевич, В.Лебедев, Т.Маврина, Е.Чарушин, Е.Рачев и др.).
Для расширения знаний детей об изобразительном искусстве, развитие художественного восприятия используются на занятиях и во время самостоятельной деятельности произведения живописи русских художников И.Шишкина, И.Левитана,
А.Саврасова, А.Пластова, В.Васнецова, В.Серова, И.Грабаря, П.Кончаловского и др.
Кабинет изобразительной деятельности оснащен проектором, которым на данном этапе является незаменимым атрибутом образовательного процесса. На окнах шторы- жалюзи, настенным экран и мы погружаемся в мир искусства: Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Русский музей. Ребенок может внимательно последовательно рассмотреть на слайдах произведения скульптуры, архитектуры, живописи, графики, предметы народных промыслов России – все это позволяет получить представление о разнообразных жанрах и видах изобразительного искусства, о реальных произведениях ярких мастеров прошлого и настоящего.
4.
Кабинет изо – это мини музей, в котором представленыудивительные творения русского народного творчества.
В демонстрационном фонде кабинета представлены изделия русских народных промыслов: филимоновская игрушка, каргопольская игрушка, дымковская игрушка, гжельская керамика, жостовксие подносы, городецкие и хохломские изделия, матрешки, глиняная посуда, павлопасадские платки и другие тканевые изделия с орнаментом в стиле народных промыслов.