Файл: Системный подход к менеджменту (Содержание и специфика системного подхода к менеджменту).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В современной России в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры и ограниченности ресурсов, как материальных, так и интеллектуальных, особенно актуальным становится вопрос грамотного управления ресурсами, бережливого направления их на самые приоритетные проекты, и умения быстро анализировать изменение среды, как внешней (рынки сбыта продукции, конкуренты, поставщики, потребители), так и внутренней (финансовое положение компании, уровень ее закредитованности).

В данной связи, особенно остро встает вопрос эффективного управления. Одним из наиболее современных подходов в управлении является системный подход.

В настоящее время актуальность исследования проблем управления организацией обусловлена тем, что в современном мире они довольно сильно зависимы от происходящего вокруг них и управление ситуацией внутри организации отходит на второй план. Можно сказать, что внешняя среда во многом определяет деятельность организации, а негативно влияющие на нее факторы, являются следствием, в первую очередь, нестабильной геополитической ситуации в мире. Особенно остро это ощущают организации в странах, вовлеченных в такую ситуацию. Таким образом, политические факторы внешней среды организации ведут за собой появление экономических и др. факторов.

Как известно, организация как социально-экономическое явление является объектом изучения такой области научного познания как теория организации, в основе которой лежит теория систем. Это означает, что она базируется на концепции, изучающей объекты исследования, представленные в виде систем, то есть совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, объединенных в одно целое. Любая же организация является сложной системой, имеет подсистемы. Выделение и изучение подсистем организации как объекта управления, делает более легким поиск, обнаружение и решение проблем. Улучшая управление отдельными подсистемами, автоматически совершенствуется менеджмент в этой организации.

Цель работы – выявить особенности системного подхода в менеджменте, проблемы его применения организациями в современных условиях и определить пути его совершенствования.

Задачи работы:

  1. рассмотреть возникновение и истории развития системного подхода к менеджменту;
  2. исследовать основные характеристики системного подхода к менеджменту;
  3. выявить особенности системного подхода к менеджменту в ХХI веке;
  4. провести анализ применения системного подхода в современных условиях.

Объектом исследования является ООО «Винкор Никсдорф». Сервисное направление организации обслуживания потребителей предприятия обеспечивает мультивендорную аутсорсинговую техническую поддержку терминальных сетей, проводит обучение коллективов сервисных и инкассационных подразделений.

Предметом исследования является особенности и проблемы применения системного подхода в управлении организациями в современных условиях.

Научно-методической основой работы являются исследования в области менеджмента.

Базовым методом исследования является анализ, сравнение, обоснование, прогнозирование и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Содержание и специфика системного подхода к менеджменту

1.1 Возникновение и история развития системного подхода к менеджменту

Системность всегда, осознанно или неосознанно, была методом любой науки. Первым вопрос о научном подходе к управлению сложными системами поставил физик Андре Мари Ампер. При построении классификации всевозможных наук (1834–1843) он выделил специальную науку об управлении государством и назвал ее кибернетикой.

Идеи системности применительно к управлению государством развивались также в работах польского ученого Б. Трентовского. В работе «Отношение философии к кибернетике как искусству управления народом» он подчеркивал, что действительно эффективное управление должно учитывать все важнейшие внешние и внутренние факторы, влияющие на объект управления.

К числу основоположников системного подхода можно отнести А. А. Богданова. В 1911 г. вышел в свет первый том его книги «Всеобщая организационная наука (тектология)», а в 1925 г. – третий. В ее основу положена идея о том, что все существующие объекты и процессы имеют определенную степень, уровень организованности. В отличие от конкретных естественных наук, изучающих специфические особенности организации конкретных явлений, тектология должна изучать общие закономерности организации для всех уровней организованности.


Позднее идеи теории организации развивались в трудах И. И. Шмальгаузена, В. Н. Беклемишева.

В качестве необходимой предпосылки возникновения системного подхода можно рассматривать идею южноафриканского юриста и полководца Яна-Кристиана Сматса о целостности различных форм жизни. В 1926 г. он изложил свое синергетическое представление о вселенной, отметив, что организм состоит из частей, но не является просто суммой этих частей.

В научный обиход закон синергии, в соответствии с которым в сложных системах свойства и возможности целого превышают свойства и возможности частей, ввел И. Ансофф. Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.

К 60-м гг. ХХ в. усилиями ученых разных областей науки была сформирована философская основа и необходимый теоретический и методологический инструментарий системных исследований, который стал основой при разработке системного подхода к управлению.

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление»[1]. О. Д. Волкогонова и А. Т. Зуб пишут, что «в самом общем смысле менеджмент (самый близкий эквивалент этого слова – «управление») означает правила или осуществление «хорошего» управления организацией»[2]. Однако это свидетельствует лишь о том, что у российских исследователей до настоящего времени не сложилось единого понимания, следует ли разрабатывать и развивать отечественную школу управления, основанную на российской специфике, или полностью положиться на уже накопленные знания и практический опыт других стран в этой сфере.

Однако сегодня большинство отечественных исследователей все же именно менеджмент рассматривают в качестве науки управления отечественными организациями, хотя и не могут дать его четкого определения. К примеру, В. Р. Веснин пишет, что «менеджмент как наука означает отношения, складывающиеся в процессе управленческой деятельности»[3]. При этом отечественные исследователи продолжают «управлять» всем: персоналом, человеческими ресурсами, рисками, качеством, изменениями, проектами, инновациями, инвестициями, ресурсами, финансами, потоками, производственными системами, знаниями, творческим трудом и еще многим другим, «размывая» таким образом научную сущность базового понятия науки управления – понятия «управление». Ведь, например, управлять рисками в классическом понимании понятия «управление» невозможно. Можно в управленческой деятельности разрабатывать мероприятия по снижению негативных последствий возможных рисков. То есть это входит в управленческую деятельность.


Несомненно, что в настоящее время нужен переход к новой парадигме управления отечественными организациями, соответствующей реалиям современных рыночных условий их деятельности. Но это требует конкретизации сущности понятий «управление» и «менеджмент» и выявления особенностей этих двух близких по смыслу понятий в отечественной науке и практике и их места в отечественной науке управления организациями. Мы полагаем, что нельзя не считаться с тем, что сам термин «управление» в русском языке предполагает, прежде всего, то, что под управлением необходимо понимать целенаправленное воздействие органа управления на объект управления для решения определенных профессиональных задач.

Как отмечает Б. Г. Литвак, «процесс управления – это процесс формирования и осуществления управленческого воздействия»[4].

А. В. Карпов считает, что управление (управленческая деятельность) – это «неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип»[5]. При этом он четко определяет управление как «деятельность по соорганизации деятельности других людей». По его выражению, «сама суть управленческой деятельности требует постановки задач для других». Такое понимание четко определяет управление как процесс, связанный с необходимостью руководителя, как отмечает А. В. Карпов, «уметь организовать, уметь заставить, уметь спросить», то есть в качестве объекта управления выступают подчиненные руководителю сотрудники. Это позволяет выявить содержание понятия «управления» организациями как деятельность руководителей различного уровня организации по обеспечению постоянной готовности ее структурных подразделений к решению различных производственных задач; подготовку всех структурных подразделений к решению новых производственных (профессиональных) задач в постоянно изменяющихся условиях внешней среды и конкуренции; а также руководство подчиненными структурными подразделениями при решении производственных (профессиональных) задач.

Давая определение сущности менеджмента, отечественные исследователи в своем большинстве наделяют его всевозможными достоинствами, не раскрывая его содержания. Так, например, А. И. Орлов определяет его содержание всеобъемлющим. Для него менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людьми в организациях, это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; область человеческих знаний, помогающих осуществлять функции руководства; определенная категория людей, осуществляющих работу по управлению; орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров»[6].


О. С. Виханский тоже пишет о многовариантности понятия «менеджмент», отмечая, что «менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, его рассмотрение в зависимости от того, какие процессы ставятся во главу угла, может вестись с различных точек зрения»[7].

А. А. Цыренова описывает менеджмент как «непонятный феномен», который можно понимать всем по-разному, то есть когда и как выгодно. Она определяет менеджмент как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации; систему научных знаний, рекомендаций, основанных на практике управления»[8].

В. А. Абчук уже стремится выделить особенности сущности менеджмента и его отличие от классического понимания сущности управления. Он считает, что «менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества»[9].

А. Г. Ивасенко пишет, что «содержание понятия «менеджмент» раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства, направления или контроля; это искусство управления и руководства; это люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал»[10].

З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин, Р. З. Акбердин считают, что «менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения»[11].

В. Е. Ланкин полагает, что «в современном представлении менеджмент как наука отражает деятельность общества по генерированию и систематизации управленческой мысли, ее организации и актуализации для применения в деятельности, регулированию содержания теории в образовательной деятельности субъектов управленческих отношений, систематизации предметной области менеджмента, самопознания в управленческой практике»[12].

А. С. Лифшиц определяет менеджмент как тип управления организациями в рыночной экономике – прежде всего, управление экономическое (в том числе и при управлении социальными процессами)[13].